Рефераты. Ненормированный рабочий день

— других факторов, обусловливающих необхо­димость и потребность выполнять работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

К сожалению, приведенные требования про­игнорированы практически во всех централизо­ванных и локальных перечнях.

К Порядку приложен Перечень категорий (групп) работников с ненормированным рабочим днем, в котором указаны диапазоны рассматри­ваемого отпуска (от 10 до 14,от  10 до 12, от 9 до 12, от 8 до 11, от 7 до 10, до 9, до 8 календарных дней). Этот Перечень рекомендован также негосудар­ственным организациям (ч. 2 п. 4 Порядка).

Рассмотрим реализацию этих требований на при­мере некоторых отраслевых и ведомственных переч­ней работников с ненормированным рабочим днем.

Перечень работников объединений, подчинен­ных Правительству, утвержденный постановлени­ем Министерства труда от 14 апреля 2000 г. № 58 «Об утверждении перечней работников с ненор­мированным рабочим днем объединений, подчи­ненных Правительству Республики Беларусь», со­стоит из самого постановления и трех приложе­ний к нему: приложения 1 и 2 включают катего­рии работников соответствующих объединений и железной дороги.

Оба перечня структурированы по категориям работников в зависимости от их должностного положения и подразделения, в котором они заня­ты, например руководители юридических лиц и их заместители; руководители функциональных и отраслевых структурных подразделений аппарата управления юридических лиц, внутрипроизвод­ственных структурных подразделений и т.д. В приложении 3 непосредственно определена продол­жительность отпуска.

Характерно, что приложение 3 имеет рекомен­дательный характер. Следовательно, в локальном перечне организаций может быть установлена конкретная продолжительность отпуска, выходя­щая за пределы рамок, предусмотренных в при­ложении 3, как в сторону уменьшения, так и в сто­рону увеличения отпуска. При этом если отпуск установлен в диапазоне «от и до» либо предусмот­рен только его максимум, отклонения от миниму­ма или максимума в локальных перечнях относят­ся на себестоимость производства.

Перечень работников с ненормированным ра­бочим днем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный постановлением одно­именного Министерством 24 апреля 2000 г. № 2 и согласованный с Министерством труда, рас­пространяется на работников организаций дан­ной отрасли независимо от их ведомственной подчиненности.

Перечень включает руководителей (167 наиме­нований должностей); специалистов (64 наимено­вания); других служащих (19 наименований) и рабочих (водители служебного легкового автомо­биля). Для каждой должности определена конк­ретная продолжительность отпуска от 8 до 14 дней. Например, по должностям, названным в пп. 33, 39, 44, 46-60, продолжительность отпуска состав­ляет 12 дней; по 60 должностям — 11 дней.

Ясно, что «бездиапазонное» определение про­должительности отпуска в этом отраслевом переч­не, а также недостаточная его структуризация не оставляют места для локального регулирования продолжительности отпуска в коллективном до­говоре. В результате учитывается только название должности, а не факторы, обусловливающие по­требность в работе во внеурочное время.

Перечни должностей и профессий работников аппарата Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и организаций гражданской авиации Республики Беларусь, которым установлен дополнительный отпуск за работу с ненормирован­ным рабочим днем, утвержден постановлением Го­сударственного комитета по авиации от 10 апреля 2000 г. № 3. К этому постановлению даны два при­ложения. В первом названы три должности (завхоз, старший инспектор и референт), которым установ­лены отпуска продолжительностью 7 календарных дней. Второе приложение содержит только перечень должностей работников, которым установлен не­нормированный рабочий день (110 наименований). В примечании к Перечню указывается, что переч­ни работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность дополнительного отпуска ус­танавливаются организациями по согласованию с профсоюзным комитетом в пределах периодов, ука­занных в таблице категорий работников, и прила­гаются к коллективному договору организации.

Следует отметить, что в приведенном поста­новлении используются разные методы регулиро­вания дополнительного отпуска: в приложении 1 перечень работников и продолжительность отпус­ка установлены императивно — дополнения и изменения локальным регулированием здесь исключены. В приложении 2 допускается локальное регулирование. Следовательно, перечень этих работ­ников может быть изменен, но только в сторону его сокращения. Продолжительность же отпуска может определяться в рамках диапазона, указан­ного в приложении. При этом для специалистов, технических исполнителей и водителей ограничен только максимум, а минимум не установлен. Сле­довательно, он может быть определен коллектив­ным договором в размере даже одного дня.

Требование же устанавливать в организациях перечни работников и продолжительность отпус­ка по согласованию с профсоюзом не соответству­ет ст. 158 ТК.

Перечень работников, которым предоставля­ется дополнительный отпуск за ненормирован­ный рабочий день в организациях Министерства культуры, утвержденный постановлением Мини­стерства культуры от 17 апреля 2000 г. разделен на 9 категорий служащих: руководители организаций, главные специалисты, руководите­ли подразделений, специалисты, другие служащие, технические исполнители и т.д. Для каждой кате­гории должностей продолжительность отпуска од­нозначна. Тем не менее в примечании к Перечню говорится, что продолжительность от­пуска по каждой должности устанавливается ру­ководителем организации (в приложении упот­реблена терминология, не принятая в Трудовом кодексе, — «руководителям предприятия, учреж­дения, организации») в зависимости от степени нагрузки, характера и условий выполняемой ра­боты. Возникло противоречие между Перечнем и примечанием в отношении полномочий на оп­ределение продолжительности отпуска. В таком случае продолжительность отпуска, указанную в Перечне, нужно считать рекомендательной, а это означает, что конкретная величина его устанав­ливается непосредственно в организациях.  На практике возникла коллизия между переч­нями, утвержденными некоторыми министерства­ми (здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства) и облиспол­комами (Мингорисполком). В них по-разному оп­ределены должности с ненормированным рабо­чим днем и продолжительность отпуска работни­ков организаций республиканского и региональ­ного подчинения. На основании закона «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь» от 10 января 2000 г. (ст. 2 и 10) считаем, что перечни работников с ненормированным рабочим днем, утвержденные республиканскими органами государственного управления, имеют большую юридическую силу по отношению к перечням, принятым органами местного управления.

Работникам негосударственных организаций продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день устанавливается, как правило, ло­кальными нормативными актами. К негосудар­ственным применительно к ст. 158 ТК нужно от­носить организации, у которых нет вышестояще­го органа управления, наделенного полномочия­ми утверждать перечни работников с ненормированным рабочим днем в соответствии с постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 4 апреля 2000 г. № 455.

Как уже отмечалось, перечень должностей ра­ботников с указанием конкретной продолжитель­ности рассматриваемого дополнительного отпуска по каждой должности прилагался к коллективно­му договору. Если коллективный договор не заключается или в нем отсутствует перечень должнос­тей с ненормированным рабочим днем с указани­ем конкретной продолжительности дополнитель­ного отпуска для каждой должности, то согласно ч. 2 ст. 158 ТК перечень и продолжительность отпус­ка для каждой должности устанавливается непос­редственно нанимателем. При этом согласие проф­союза не требуется. Перечень и указанная в нем продолжительность отпуска объявляются приказом уполномоченного должностного лица.

Соглашением сторон может решаться вопрос о продолжительности отпуска, но только в отно­шении работника, должность которого включена в перечень приложений к коллективному догово­ру или утвержденный непосредственно нанима­телем. В противном случае условия об отпуске дол­жны признаваться недействительными, что выте­кает из первой фразы ч. 2 ст. 158 ТК.

Часть 2 ст. 158 ТК адресована организациям. Вне сферы ее действия оказались индивидуальные пред­приниматели, являющиеся нанимателями. Выход один, на занятых у них наемных работников следует распространить модель регулирования ненормиро­ванного рабочего дня и отпуска за него, установлен­ную для негосударственных организаций. Запрещение здесь ненормированного рабочего дня нереаль­но. Лучше, если он будет применяться легально с общеустановленными ограничениями.

По сфере применения ненормированного рабо­чего дня ч. 2 ст. 158 ТК сохранила уровень 1956 г., когда Совет Министров СССР предоставил право устанавливать перечни работников с ненормиро­ванным рабочим днем советам министров респуб­лик, а также всем министерствам и ведомствам, исполкомам и другим органам государственного управления. Более того, сфера применения ненор­мированного рабочего дня расширена за счет вклю­чения негосударственных организаций.

Министерства и ведомства, а также другие органы государственного управления, которых Правительство уполномочило утверждать переч­ни работников с ненормированным рабочим днем, немедленно воспользовались своими пол­номочиями. Они как будто соревновались между собой, кто больше включит в эти перечни долж­ностей. В результате перечни охватили 100 % или близкое к этой цифре число руководителей, спе­циалистов и других служащих. При этом забыто или проигнорировано важнейшее условие: в пе­речни должны включаться должности, не требу­ющие выполнения работы сверх установленной нормы рабочего времени. Весьма сомнительно, чтобы к таковым относились экономисты всех специальностей, инженеры (всех наименований и категорий), делопроизводители, лаборанты, мед­сестры, преподаватели, нормировщики, товарове­ды, техники (всех наименований и категорий), калькуляторы, машинистки, паспортист, учетчик или, например, специалисты всех наименований и категорий и все технические исполнители, в ча­стности паспортист, делопроизводитель, копиро­вальщик, счетовод, учетчик, чертежник, назван­ные, например, в перечне, утвержденном постановлением Министерства труда Республики Бела­русь от 14 апреля 2000 г. Реально они, как и большинство других специалистов, включая тех­нических исполнителей, работают по времени «от звонка до звонка».

Что в большей мере соответствует интересам работников: ненормированный рабочий день с до­полнительным отпуском за внеурочные работы или нормированное рабочее время без этого отпуска, но с гарантиями и компенсациями, предусмотрен­ными законодательством о сверхурочных работах? Если работник не привлекается к неурочным работам или же привлекается редко, предпочте­ние, конечно, будет отдано ненормированному рабочему дню с соответствующим дополнитель­ным отпуском. А то, что в такой ситуации ненор­мированный рабочий день лишь номинальный (если не сказать фиктивный), а названный отпуск не обоснован, во внимание не принимается. Но когда по объективным причинам внеурочные ра­боты неизбежны и проводятся систематически, преимущество условий труда работников с норми­рованным рабочим временем очевидно. Поэтому сокращение сферы применения реального ненормированного рабочего дня, т.е. переход от ненормированного к нормированному рабочему време­ни, даже с потерей права на дополнительный от­пуск, означает не ухудшение, а улучшение усло­вий труда работников.

В те годы, когда трудовые отпуска составляли 12, а потом — 15 рабочих дней, ненормированный рабочий день использовался фактически как спо­соб искусственного увеличения трудовых отпусков служащих до 18-24 рабочих дней. Трудовой кодекс, дополненный коллективным договором и другим локальным регулированием, обеспечил, как мини­мум, 28 календарных дней трудового отпуска. В свя­зи с этим отпала необходимость в применении не­нормированного рабочего дня там, где в нем нет необходимости, учитывая его прямое назначение.

Тем не менее после введения в действие ТК, широкая сфера применения ненормированного рабочего дня с компенсацией его дополнительным отпуском сохранилась. Большие по продолжитель­ности трудовые отпуска сами по себе не способствуют росту благосостояния, т.к. они уменьшают невосполнимый фонд рабочего времени, оплата их включается в себестоимость, что приводит к росту цен, неконкурентоспособности продукции и т.д.

Ненормированный рабочий день как одно из самых неблагоприятных, но объективно необхо­димых условий труда возможен только в качестве особого жестко ограниченного исключения из общего правила нормирования продолжительно­сти рабочего времени и обязательности норм про­должительности труда, включая их максимум.

Для достижения такой цели потребуется но­вый механизм правового регулирования. Считаю, что следует отказаться от множества отраслевых и региональных перечней и вместо них устано­вить единый перечень, утверждаемый постанов­лением Правительства Республики Беларусь. В этом постановлении следует определить также основные ограничения, гарантии и компенсации для работников с ненормированным рабочим днем, В едином перечне нет необходимости пе­речислять должности. Достаточно назвать две категории работников: руководители и специа­листы. При этом для первых ненормированный рабочий день должен быть обязательным, для вторых — может устанавливаться по предложе­нию нанимателя с согласия работника и фикси­роваться в письменном трудовом договоре. В до­говоре также следует определять вид компенса­ции за ненормированный рабочий день.

В большей мере суть ненормированного рабо­чего дня отражает термин «ограниченно норми­рованный рабочий день» либо «ограниченно нор­мированное рабочее время». В качестве компен­сации за это условие труда можно ввести увели­ченный должностной оклад и доплату, дифференцированную в зависимости от величи­ны и частоты неурочных работ. Если учет их от­сутствует, размер доплаты устанавливается в твер­дой сумме. Дополнительный отпуск за работу с ог­раниченно нормированным рабочим днем как компенсация нелогичен, не адекватен и не оправ­дал себя на практике. От обязательности его, в силу закона, полагаю, нужно отказаться. На уров­не же локальных нормативных актов и трудового договора с условием ограниченно нормированно­го рабочего времени он может устанавливаться за счет прибыли нанимателя.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним словом можно сказать то, что Белорусское законодательство имеет много «дыр» в отношении регулирования ненормированного рабочего дня в друдовых отношениях.

Тут же можно сказать о том, что «…перечни работников с ненормированным рабочим днем, являясь приложением к коллективному договору, отражают согласие всех работников как стороны коллективного договора» на ненормированный рабочий день – не более чем декларация. К тому же коллективный договор вообще не регулирует неполное рабочее время, конкретная продолжительность которого определяется только соглашением нанимателя с работником персонально.

Я попытался раскрыть данную тему с использованием различных источников. И тем самым более близко подошел к раскрытию самого понятия «ненормированный рабочий день».

Но для того, что бы еще лучше рассмотреть и понять, что же включает в себя само понятие и как оно регулируется, я прилагаю 2 приложения. Одно из них это: «Постановление от 14 апреля 2000 года №60 – об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем», а второе: «Постановление от 14 апреля 2000 года №58 – об утверждении работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь»

В первом приложении можно ознакомиться  о работниках осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование аппаратов государственных органов, не подчиненных  правительству Республики Беларусь, потом о перечне работников с ненормированным рабочим днем системы национального банка Республики Беларусь, для работников входящих в состав национальной академии наук Республики Беларусь. Во-втором можно увидеть перечень работников с ненормированным рабочим днем системы белорусской железной дороги и т.д.

Таким образом, используя весь материал, я думаю, что смог наиболее точно и полно рассмотреть, и попытаться раскрыть проблему ненормированного рабочего дня в Республике Беларусь.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями) / принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь, 2000. ст.41

2.        Коментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. С. 483. ст.110, 115, 118, 158.

3.        Островский В.А., Трудовые отпуска // Национальная экономическая газета, 2000, №50 (22 ноября), с.7

4.        Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №12 (декабрь 2001), с.14-18

5.        Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №1 (январь 2002), с.24-27

6.        Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №60, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №49 (26.05.200), 8/3444

7.        Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №58, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №53 (09.06.2002)

8.        Трудовой кодекс Республики Беларусь принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 года. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192с. ст.ст.107, 110-115, 118, 158.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.