Рефераты. Налоговое консультирования

Такие методы принято называть внеправовыми. Минимизация налогов в случае применения внеправовых методов может носить как разовый (до первого штрафа), так и систематический характер (если администрация предприятия или индивидуальный предприниматель решит, что дешевле платить штрафы за нарушение законодательства, чем законно установленные налоги).

Внеправовые методы делятся на уголовно-наказуемые и ненаказуемые. Уголовно-наказуемые методы минимизации налогового бремени – это действия налогоплательщика, направленные на сокращение или избежание налоговых платежей путем нарушения налогового законодательства

Конкретные способы уменьшения налогов представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Однако принципиально все способы принято подразделять на две самостоятельные категории. Данный подход обосновывается нарушением или ненарушением (соблюдением) налогоплательщиком нормы Закона, в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. Именно поэтому, к первой категории относят незаконное уклонение от налогов или внеправовые способы, а ко второй – легальное снижение налоговых выплат.

В первую категорию входят способы, при которых эффект в виде снижения налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Во вторую категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации работы по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов.

В общем виде, названные категории оптимизации налогообложения экономического субъекта можно представить в виде таблицы.

Таблица 1

Категории оптимизации налогового бремени экономического субъекта

Оптимизационные методы

Внеправовые методы

Уголовно-наказуемые методы

Уголовно ненаказуемые методы

1

2

3

Через договоры

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Через учетную политику

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с предприятий

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Через применение льгот

 

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счетов в банках

Ситуационные: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налога, метод оффшора

 

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

 

 

Непредставление налоговой декларации

 

 

Неуплата или неполная уплата сумм налога

 

 

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

 

 

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

 

 

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

 

 

Ответственность свидетеля

 

 

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу


Стремление экономического субъекта к снижению налоговой нагрузки вызывает жесткое противодействие государства в лице фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства.


2.2. Последствия налоговой оптимизации


Незаконное уменьшение налогов – уклонение, которое влечет негативные последствия, как для экономики государства, так и для государства в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходится ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д., вплоть до секвестра бюджета. Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающиеся производством аналогичных видов продукции, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения от налогов одного из них.

Поэтому, в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики и является основным направлением деятельности многих государственных органов, а также главной целью текущего налогового законодательства.

Одно из основных средств борьбы государства с таким явлением, как уклонение от налогообложения, проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета. Принято выделять четыре способа, при помощи которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:

− доктрина «существо над формой»;

− доктрина «деловая цель»;

− презумпция облагаемости;

− заполнение пробелов в налоговом законодательстве.

Доктрина «существо над формой» сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, главное при этом – ее содержание, характер действий ее участников. Другими словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

Механизмом реализации названной доктрины являются положения российского законодательства, предусматривающие ничтожность мнимых и притворных сделок.

Мнимая сделка – это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Признание сделки мнимой и соответственно, применение последствий ее недействительности на практике может привести к довольно серьезным негативным последствиям для экономического субъекта.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила сделки, которую стороны имели в виду при свершении притворной сделки. Последствиями признания названной сделки являются налоговые санкции в виде доначислений налогов, штрафов, пени.

Однако, после вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщиков с третьими лицами, в связи с чем практическая реализация доктрины «существо над формой» в настоящее время несколько затруднена. Отсутствие такого права у налоговых органов лишает их возможности бесспорно взыскивать доначисленные суммы налогов, штрафов и пени.

В то же время, юридическая квалификация сделки в соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ может быть осуществлена в судебном порядке по иску налогового органа о взыскании недоимки или налоговой санкции.

Сущность доктрины «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Этот способ борьбы государства с уклонением от налогов подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

Четвертый способ борьбы государства с уклонением от уплаты налогов – заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая «лазейки», дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов. Такие поправки принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими в парламент предложений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.

Администрация экономического субъекта должна иметь представление об ответственности, возникающей при применении внеправовых методов снижения налогового бремени в соответствии с налоговым, административным и уголовным законодательством.

Кроме того, администрация экономического субъекта должна знать о принципах привлечения к налоговой ответственности. В соответствии с Налоговым кодексом РФ:

− никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим нормативным актом;

− никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.