Рефераты. Налоговое консультирования

Для государства и для инвесторов-налогоплательщиков важно, чтобы сфера налогового представительства и консультирования не была захвачена как случайными неквалифицированными лицами, так и криминальными элементами. Поэтому автор предлагает разумный выход по защите инвесторов-налогоплательщиков – это принятие Федерального закона «О налоговом консультировании». Сейчас требуется широкая поддержка этого законопроекта.

Наиболее распространенным способом взимания налогов в нашей стране является принудительный порядок. По этой причине растет число уголовных и административных дел, что, в свою очередь, провоцирует социальную нестабильность. Обстановку в налоговой сфере не удается переломить применением только силовых методов. Нарушителями налогового законодательства являются не только криминальные структуры, но и инвесторы-налогоплательщики – как юридические лица, так и физические лица.

Консультанты по налогам и сборам могут оказывать услуги инвесторам по налоговому планированию, консультированию, исчислению налогов, учетной деятельности (подготовка налоговой отчетности инвесторов) и вести практическое счетоводство (ведение регистров и журналов).

Налоговое консультирование может быть построено в соответствии с:

- принятыми по этому вопросу федеральными законами и подзаконными актами;

- стандартами налогового консультирования.

Нормативная база налогового консультирования, хотя и имеется, но слаба и неопределенна. Для начала могли бы использоваться некоторые акты по аудиторской деятельности, финансовому контролю, ведомственные акты МНС России. Однако пришло время создавать самостоятельную нормативную правовую базу налогового консультирования и развивать ее.

Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.

В деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции нередко приходится сталкиваться со случаями сокрытия доходов налогоплательщиками и уклонения их от уплаты налогов в результате неквалифицированных (если не сказать умышленно преступных) консультаций лиц, осуществляющих такую деятельность в качестве промысла.

Причем, в этой сфере действуют так называемые «налоговые консультанты», издаются широким тиражом «учебные пособия по налогообложению», осуществляется обучение граждан и представителей юридических лиц в сомнительных учебных и учебно-консультационных центрах «по вопросам налогообложения». Все это направлено на одно – вовлечь в криминогенную среду налоговых преступлений как можно больше налогоплательщиков (среди них могут быть инвесторы). А кроме этого, еще и заработать на данном виде бизнеса, в котором, кстати, формируется организованная преступность.

В заключение следует сказать, что изложенное тесно связано с проблемами развития рыночных отношений в России, в том числе с инвестиционной деятельностью. Автор предлагает всем заинтересованным поделиться своими мнениями и предложениями по обсуждаемым проблемам. Необходимо налогоплательщику создавать условия, при которых у него не пропадало бы желание взаимодействовать с налоговыми органами. Эти условия должны бы основываться, по нашему мнению, на доброжелательном к нему отношении, информировании и консультировании.

Обращение к консультанту по налогам и сборам должно быть правом инвесторов-налогоплательщиков. Любой инвестор при желании может обращаться за квалифицированной и надежной помощью к консультантам (как к врачу, адвокату, юридическому консультанту и т.п.). Вместе с тем для определенных коммерческих организаций должна быть открыта возможность иметь в штате консультанта по налогам и сборам или налоговый отдел. Официальное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования, удостоверенного государственным документом. Это должна быть признанная государством деятельность, имеющая цель оказания квалифицированной помощи инвесторам-налогоплательщикам при обязательном соблюдении интересов государства.

В связи с принятием Минтрудом России постановления от 4 августа 2000г. N 57 «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», в соответствии с которым упомянутый Справочник дополнен квалификационной характеристикой должности «Консультант по налогам и сборам», официально получили юридическое закрепление термин и должность «Консультант по налогам и сборам», открыт путь широкой подготовки через учебные заведения разного уровня лиц, желающих работать консультантами по налогам и сборам. Одновременно возникла не только потребность, но и юридическое право налогоплательщиков - юридических лиц приглашать на работу консультантов по налогам и сборам, включать их в штат, организовывать налоговое консультирование и налоговое планирование через создаваемые отделы и другие структурные подразделения. Для граждан, желающих получить соответствующее образование и в дальнейшем работать консультантом по налогам и сборам, открыты широкие возможности.

Одна из них реализуется через Институт налогового консультирования, который ведет обучение по программе дополнительного профессионального образования. Выпускникам выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.


2.1. Понятие и методы налоговой оптимизации


Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) представляет собой уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности экономического субъекта, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения законодательства.

Налоговую оптимизацию следует рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность государства направлена, прежде всего, на выявление таких случаев «налоговой экономии».

Таким образом, налоговая оптимизация с одной стороны – это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой стороны – стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Налоговая оптимизация это процесс, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство, с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

В рыночной экономике перед любым экономическим субъектом, независимо от вида деятельности, формы собственности и организационно-правовой принадлежности, основной целью является решение проблемы организации бизнеса, чтобы одновременно выполнялись следующие условия: доходы были максимально возможными, налоги минимальными, а организации и индивидуальные предприниматели законопослушными. Это возможно в том случае, когда налоговая минимизация производится с учетом норм и требований действующего налогового, административного и уголовного законодательства или, в крайнем случае, на основе противоречий в законодательстве, трактуемых в пользу налогоплательщика. Учитывая направленность действий налогоплательщика при осуществлении налоговой оптимизации, их содержание и цель, можно утверждать, что эти действия характеризуются следующими признаками:

- активные, волевые и осознанные;

- прямо направленные на снижение сумм налога.

Схема 3. Способы налоговой оптимизации


В зависимости от качества налогового законодательства и уровня развития экономики, существует множество способов минимизации налогового бремени. Рассматриваются способы:

- откровенной неуплаты законно установленных налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетных фондов и игнорирования норм налогового, уголовного и административного права;

- разработки сложных и вполне легитимных финансовых схем, позволяющих существенно снизить налоговую нагрузку на экономический субъект, не нарушая при этом норм действующего законодательства.

Названные способы представлены в схеме 3.

Оптимизационными методами снижения налогового бремени являются те, с помощью которых задача минимизации налогов решается путем применения или неприменения льгот, сравнения различных режимов налогообложения, обоснования использования понижающих (регрессивных) налоговых ставок (шкал), планирование доходов и расходов.

Применяя оптимизационные методы администрация экономического субъекта занимается налоговым анализом и на его основе налоговым планированием, в результате которого выбирается самая эффективная модель налогообложения из всех возможных на конкретном временном интервале. Налоговое планирование зависит от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов.

На этой основе рассматривают перспективную и текущую налоговую оптимизацию. Перспективная (долгосрочная) предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя в процессе всей деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений, тогда как текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Налоговый анализ и налоговое планирование в период реформирования (да и не только) затруднительно осуществлять в долгосрочной и краткосрочной формах. Это связано с постоянными изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые не позволяют с достаточной степенью точности составить прогноз по результатам анализа на пять – десять лет. Однако краткосрочное налоговое планирование в этот период позволяет решать управленческие задачи и принимать решения на ближайшие один – три года.

Помимо оптимизационных методов снижения налоговой нагрузки на экономический субъект в рыночной экономике имеют место методы минимизации налогообложения. Эти методы не соответствуют требованиям действующего налогового законодательства, и также могут приводить к нарушению административного и уголовного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.