Рефераты. Налоговое консультирования

Чтобы принимать решение в области оптимизации, необходима постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Основными функциями анализа оптимизации налогообложения должны являться следующие:

− объективная оценка налогового бремени;

− выявление факторов и причин достигнутого состояния;

− подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области налогообложения и его оптимизации;

− выявление и мобилизация резервов.

Следовательно, в методику анализа оптимизации налогообложения следует включить два взаимосвязанных блока: экономико-правовой анализ договоров и анализ учетной политики, которые одновременно можно использовать и как методы оптимизации налогового бремени.

Договор, как направление анализа оптимизации налогообложения, рассматривается с юридической и экономической точек зрения, поскольку названные аспекты взаимосвязаны. Соответственно, несоблюдение норм одного аспекта приводит к нарушениям другого.

В современной практике экспертизы договора принято анализировать отраслевые особенности экономических субъектов – партнеров, выступающих в качестве контрагентов, при совершении сделок. Особое внимание необходимо уделять предмету договора и моменту свершения операции по нему, поскольку названные составляющие существенно влияют на налогообложение. Анализ порядка определения цены по договору, как правило, проводится поэтапно, начиная с анализа установления цены на каждый вид товара (работ, услуг) с рассмотрением измерения ее в национальной и иностранной валюте, а также в условных единицах. С целью оптимизации налогообложения анализ ответственности по договору рассматривается с учетом действующего на момент заключения договора законодательства, а также с учетом специальных положений по распределению расходов, специфике предметов договора.

Формирование учетной политики экономического субъекта следует рассматривать как один из важнейших направлений анализа при налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа по учетной политике организации позволяет выбрать экономическому субъекту оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения.

Значимость названного направления анализа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система – учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на анализ целого ряда положений.


Схема 2. Основные направления анализа оптимизации налогообложения экономических субъектов


При проведении анализа оптимизации налогообложения основными источниками информации являются современное российское гражданское и налоговое законодательство, опыт оптимизации экономических субъектов, арбитражная практика.



2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговый консалтинг, в целом, охватывает широкий спектр услуг и включает в себя:

·         консультирование по вопросам исчисления и уплаты налогов

·         налоговую экспертизу отдельных сделок, договоров

·         оценку налоговых рисков компаний, разработку рекомендаций по их минимизации

·         постановку системы налогового учета, разработка учетной политики для целей налогообложения

·         налоговое планирование

·         оперативного информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения юридических лиц

·         представление интересов компаний в ходе проверок налоговыми и иными контролирующими органами

·         обжалование решений налоговых инспекций в судах и вышестоящих органах

Поскольку рамки данной работы не позволяют наиболее полно раскрыть все вышеперечисленные вопросы, связанные с организацией и методикой налогового консультирования, то, на мой взгляд, целесообразно в данной работе, подробнее рассмотреть пункт налогового консультирования в сфере оптимизации налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает институт налогового представительства, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде.

Налоговые консультанты и представители налогоплательщиков обладают специальными знаниями и навыками. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике. Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Минтруда России от 04 августа 2000г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ». В ней предусматриваются должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.

Бытует мнение, что, якобы, сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании либо что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.

Этот тезис не выдерживает критики. Достаточно возразить:

- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется;

- сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.

Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Вовсе нет! Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, на наш взгляд, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, по нашему мнению, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию. Можно уверенно сказать, что нормы Налогового кодекса РФ неполно отвечают интересам налогоплательщиков (это относится также к инвесторам), которые имеют право не только на получение информации от налоговых органов, но и на представительство (глава 4 Налогового кодекса РФ), в частности, не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но не запрещает, чтобы представитель инвестора-налогоплательщика был бы и его консультантом (это решается на основании доверенности, договора).

По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом). Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (например, 500-кратным размером минимальной оплаты труда) либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке - ст. 171 УК РФ.

Конкретные вопросы налогового консультирования и налогового представительства следовало бы решить на основе федерального закона, наличие которого и предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

Для инвесторов-налогоплательщиков налоговое консультирование должно проводиться исключительно по их добровольному желанию на основе доверенности, выдаваемой физическим лицом, или договора между организацией налоговых консультантов и конкретным инвестором-налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом).

В зависимости от того, кто осуществляет налоговое консультирование, по нашему мнению, можно было бы выделять внутрифирменное (внутреннее) и внешнее консультирование.

Внутреннее осуществляется внутрифирменной службой (консультантом по налогам и сборам или налоговым отделом), которая имеет некоторое сходство с финансовым отделом, бухгалтерией (бухгалтером), но является специальным профессиональным органом, обладающим полной независимостью. При этом объем работы каждого из налоговых консультантов и ее оплату, по нашему мнению, не должен устанавливать инвестор-налогоплательщик. Это должно определяться договором между организацией налоговых консультантов и инвестором-налогоплательщиком. Вот здесь потребуется участие сообщества налоговых консультантов. Например, 09 января 2002 г. Московская регистрационная палата зарегистрировала некоммерческое партнерство по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов».

Внешнее налоговое консультирование осуществляют организации налоговых консультантов или отдельные консультанты по налогам и сборам, профессионально занимающиеся этой деятельностью с соблюдением требований законодательства. При этом должен быть заключен соответствующий договор. В качестве аналогичного примера можно привести договор на юридическое обслуживание, заключаемый между заказчиком и юридической консультацией (исполнителем).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.