Важными этапами в становлении новой организации явились: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с участием посла Китая в СССР, принявшая 30 октября 1943 г. Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности,
в которой признавалась необходимость учреждения всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; Тегеранская конференция глав прави-тельств-СССР, США и Великобритании (сентябрь—декабрь 1943 г.), подтвердившая важность задачи создания новой организации; конференция в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) представителей тех же держав и на второй стадии — Китая (сентябрь 1944 г.), выработавшая проект Устава ООН; Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.), на которой был согласован вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН.
Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу, 24 октября 1945 г, отмечается во всех государствах — членах ООН как День Организации Объединенных Наций.
Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотрудничества. В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в окончательном закреплении в Уставе передовых, прогрессивных принципов международных отношений и международного права.
Делегаты Сан-Францисской конференции, чтобы подчеркнуть историческую важность Устава ООН (теперь, к концу XX столетия можно со всей определенностью заявить, что это наиболее значимый документ этого столетия), при его принятии и подписании отступили от некоторых общепризнанных процедур международных договоров. Устав ООН был одобрен единогласно, но не голосованием с поднятием рук или поименно, а вставанием всех участников Конференции. При подписании Устава отступили от общепризнанного алфавитного порядка. Было решено первые пять мест при подписании Устава предоставить основным державам — четырем приглашающим государствам на Сан-Францисскую конференцию в порядке английского алфавита: Китаю, СССР, Великобритании и США, затем Франции, далее всем остальным государствам в алфавитном порядке. Польше, которая не принимала участия в Конференции, было оставлено место для подписи.
Было также решено дать возможность подписать Устав от имени своих стран всем делегатам, которые имели соответствующие полномочия. Устав был подписан 153 делегатами от 51 государства. От СССР Устав подписали 7 представителей, в том числе первый заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений доктор юридических наук, профессор СБ. Крылов, который принимал самое активное участие на всех этапах подготовки проекта Устава.
2. Цели и принципы ООН
Организация Объединенных Наций создана, как это определено в ст. 1 ее Устава, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Организация основана на прогрессивных, демократических принципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу; разрешения международных споров мирными средствами; отказа в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической Независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.
В Уставе ООН нашли отражение и другие важные принципы современных международных отношений и международного права: добрососедских отношений («проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи»); совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности; разоружения; равноправия и самоопределения народов; широкого международного сотрудничества для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, обеспечения равноправия людей, их основных прав и свобод, уважения к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Принципы международного права, закрепленные в Уставе, получили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, таких, например, как резолюция о всеобщем и полном разоружении 1939 года, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года. Определение агрессии 1974 года, Декларация об усилении эффективности принципа
отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года и др.
3. Членство в ООН
В Организации Объединенных Наций различаются первоначальные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 государств, принявших участие в Конференции в Сан-Франциско и подписавшие и ратифицировавшие Устав, 51-му государству — Польше было дано право подписать Устав на правах первоначального члена.
Согласно ст. 4 Устава, членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное 7Э присутствующих и участвующих в голосовании государств.
Член ООН, систематически нарушающий принципы Устава ООН, может быть исключен из Организации решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6). ООН к такой мере пока не прибегала.
Хотя Устав ничего не говорит о возможности выхода из Организации, однако такое право принадлежит каждому члену ООН как суверенному государству. В январе 1965 года Индонезия вышла из ООН, а в сентябре 1966 года возобновила свое участие в ее деятельности.
В Уставе предусмотрена возможность приостановления прав и привилегий государства — члена ООН, если против него Советом Безопасности были приняты меры превентивного или принудительного характера. Такое приостановление производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, а восстановление — Советом Безопасности.
За время, прошедшее после создания ООН, количество ее членов достигло 188 (на 1 января 2000 г.).
Государств — нечленов ООН осталось немного. Это Швейцария, Ватикан, государство Океании — Тувалу. Что касается Швейцарии, то в ней дважды состоялся общенациональный референдум относительно членства в ООН (второй раз —- 16 марта 1986 г.). Большинство населения страны высказалось против вступления Швейцарии в ООН, считая, что членство в ООН может ущемить принцип постоянного нейтралитета, которого Швейцария придерживается с 1815 года.
дальнейший рост числа членов возможен не только за счет госу-дарств-нечленов, но и в случае деколонизации еще оставшихся колониальных владений и зависимых территорий. Среди них можно назвать колониальные владения Великобритании (например, Бермудские острова, ряд островов в Вест-Индии), так называемые «заморские департаменты» и «заморские территории» Франции (Реюньон, Гваделупа, Мартиника и др.).
Как правило, государства-члены учреждают при Организации свои постоянные представительства. Государства-нечлены могут установить отношения с ООН и учредить миссии постоянных наблюдателей. В настоящее время такие миссии имеют Швейцария и Ватикан. Свою миссию сохраняет Палестина. Статус наблюдателя может Предоставляться также освободительным движениям, специализированным учреждениям, другим межправительственным организациям. Такой статус имеют Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.
824. Государство как субъект международного экономического права.
Международное публичное право регулирует лишь межгосударственные экономические отношения (межгосударственные в широком смысле слова), которые складываются между государствами как субъектами власти, государствами и международными (межгосударственными) организациями, и отношения последних между собой. Специфика этих отношений, их отличие от рассмотренных выше заключается в их политическом характере. Межгосударственные экономические отношения тоже весьма разнообразны. Они возникают по поводу внешней торговли, мореплавания и других видов транспорта, финансов и кредита, научно-технического и иного промышленного сотрудничества, охраны окружающей среды и т. д.
Таким образом, международное экономическое право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.
854. Разоружение как принцип современного международного права. Регулирование вооружения и планы разоружения согласно Устава ООН.
Устав ООН относит принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (п. 1 ст. 11). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.
С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства члены Организации. Регулярно вопросы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978, 1982 и 1988 гг.). Документы, принятые на этих сессиях в значительной степени содействовали созданию солидной нормативной базы разоружения.
Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения является проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей применение ядерного Оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г.
Однако США, а сейчас и Россия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устремлений и стабильности на международной арене.
Важное значение имеют обязательства неядерных государств по установлению международного контроля за их ядерными объектами, работающими в мирных сферах. Для этих целей используется механизм контроля («система гарантий»), созданный в рамках МАГАТЭ. Неядерные государства должны представлять Агентству отчеты, а также содействовать ему в проведении инспекций.
Ныне все ядерные государства участвуют в ДНЯО. Украина, добровольно став неядерным государством, присоединилась к нему в 1994 г. США, Великобритания и Россия в одностороннем порядке в Будапеште в 1994 г. приняли решение предоставить гарантии безопасности Украине как неядерному государству-частнику ДНЯО. Позже такие гарантии были предоставлены Украине Францией и Китаем. К 1 июня 1996 г. Украина завершила процесс вывезен из со своей территории стратегических ядерных боеприпасов.
Одним из эффективных средств уменьшения угрозы ядерной войны является создание безъядерных зон' По своей сути запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на определенной территории есть институт демилитаризации.
883. Понятие преступлений международного характера как основного объекта сотрудничества государств для предотвращения таких преступлений и наказания личностей, которые их совершили.
Преступность — это сложное социальное явление, обусловленное комплексом причин. Некоторые западные авторы, перефразировав известную поговорку, считают, что «каждое общество имеет такую преступность, какую оно заслуживает». Преступления и преступность имеют, как правило, четкую национальную «прописку», поскольку во многом зависят от социальной структуры, уровня социально-экономического развития и культуры конкретного государства. Вместе с тем также справедливо утверждение, что каждое время имеет свои преступления. И, конечно, преступления периода научно-технической революции в каждом государстве несут на себе печать времени. Необычайно расширившиеся экономические, научно-технические, культурные и личные связи, невероятно высокий уровень развития транспортных систем и средств связи непосредственно сказываются на масштабах, технических возможностях и степени организованности преступности. В современном мире повседневной действительностью стали международно организованные и профессионально осуществляемые преступные деяния. Широко распространенными в юридическом и научном лексиконе стали термины «международная преступность» и «международный уголовный преступник». Чертой сегодняшнего дня являются крупные, финансово сильные, хорошо организованные международные преступные группировки.
Перерастание национальной преступности в международную потребовало объединения усилий международного сообщества в борьбе с этим опасным социальным явлением.
Сотрудничество в этой области развивается по трем направлениям. Первое — это заключение двусторонних договоров, в которых государства регламентируют вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, пере-
дачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Украина активно использует эту форму сотрудничества в своих взаимоотношениях с партнерами по международному сообществу. Кроме того, в последнее время все более популярной формой двустороннего сотрудничества становится профессионально-техническая помощь. При реализации соглашений об этом государство организует подготовку и переподготовку специалистов из правоохранительных органов государства-партнера, между ними происходит обмен технической информацией, образцами техники или ее поставка для нужд борьбы с преступностью.
Второе направление связано с сотрудничеством государств в борьбе с преступностью на региональном уровне. В рамках СЕ, ЕС, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ и других региональных организаций разработаны механизмы координации усилий государств в борьбе с преступностью. Юридическую основу таких механизмов составляют многосторонние конвенции, например Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Третье направление охватывает сотрудничество в рамках универсальных международных организаций. Прежде всего это относится к ООН и ее специализированным учреждениям, а также к Международной организации уголовной полиции (Интерполу).
Сотрудничество государств в борьбе с таким международным явлением, как преступность, направлено на решение следующих задач: 1) согласование квалификации,преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; 2) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; 3) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; 4) обеспечение неотвратимости наказания; 5) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6