Рефераты. Международное право

Важными этапами в становлении новой организации явились: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с участием посла Китая в СССР, принявшая 30 октября 1943 г. Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности,

в которой признавалась необходимость учреждения всеобщей между­народной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; Тегеранская конференция глав прави-тельств-СССР, США и Великобритании (сентябрь—декабрь 1943 г.), подтвердившая важность задачи создания новой организации; конфе­ренция в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) представителей тех же держав и на второй стадии — Китая (сентябрь 1944 г.), выработавшая проект Устава ООН; Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.), на которой был согласо­ван вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН.

Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу, 24 октября 1945 г, отмечается во всех государствах — членах ООН как День Организации Объединенных Наций.

Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотруд­ничества. В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в оконча­тельном закреплении в Уставе передовых, прогрессивных принципов международных отношений и международного права.

Делегаты Сан-Францисской конференции, чтобы подчеркнуть историческую важность Устава ООН (теперь, к концу XX столетия можно со всей определенностью заявить, что это наиболее значимый документ этого столетия), при его принятии и подписании отступили от некоторых общепризнанных процедур международных договоров. Устав ООН был одобрен единогласно, но не голосованием с подня­тием рук или поименно, а вставанием всех участников Конференции. При подписании Устава отступили от общепризнанного алфавитного порядка. Было решено первые пять мест при подписании Устава предоставить основным державам — четырем приглашающим госу­дарствам на Сан-Францисскую конференцию в порядке английского алфавита: Китаю, СССР, Великобритании и США, затем Франции, далее всем остальным государствам в алфавитном порядке. Польше, которая не принимала участия в Конференции, было оставлено место для подписи.

Было также решено дать возможность подписать Устав от имени своих стран всем делегатам, которые имели соответствующие полно­мочия. Устав был подписан 153 делегатами от 51 государства. От СССР Устав подписали 7 представителей, в том числе первый заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений доктор юридических наук, профессор СБ. Крылов, который принимал самое активное участие на всех этапах подготовки проекта Устава.

2. Цели и принципы ООН

Организация Объединенных Наций создана, как это определено в ст. 1 ее Устава, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять международное сотрудничество в разреше­нии международных проблем экономического, социального, культур­ного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Организация основана на прогрессивных, демократических прин­ципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу; разрешения международ­ных споров мирными средствами; отказа в международных отноше­ниях от угрозы силой или ее применения как против территориаль­ной неприкосновенности или политической Независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превен­тивного или принудительного характера.

В Уставе ООН нашли отражение и другие важные принципы современных международных отношений и международного права: добрососедских отношений («проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи»); совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопас­ности; разоружения; равноправия и самоопределения народов; широкого международного сотрудничества для содействия эконо­мическому и социальному прогрессу всех народов, обеспечения равноправия людей, их основных прав и свобод, уважения к обяза­тельствам, вытекающим из договоров и других источников междуна­родного права.

Принципы международного права, закрепленные в Уставе, полу­чили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декла­рациях Генеральной Ассамблеи ООН, таких, например, как резолю­ция о всеобщем и полном разоружении 1939 года, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Декларация о принципах международного права, касаю­щихся дружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года. Определение аг­рессии 1974 года, Декларация об усилении эффективности принципа

отказа от угрозы силой или ее применения в международных отно­шениях 1987 года и др.

3. Членство в ООН

В Организации Объединенных Наций различаются первоначаль­ные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 госу­дарств, принявших участие в Конференции в Сан-Франциско и под­писавшие и ратифицировавшие Устав, 51-му государству — Польше было дано право подписать Устав на правах первоначального члена.

Согласно ст. 4 Устава, членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Для приема в члены ООН не­обходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета, и постановление Генеральной Ассамб­леи ООН, вынесенное 7Э присутствующих и участвующих в голосова­нии государств.

Член ООН, систематически нарушающий принципы Устава ООН, может быть исключен из Организации решением Генеральной Ас­самблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6). ООН к такой мере пока не прибегала.

Хотя Устав ничего не говорит о возможности выхода из Органи­зации, однако такое право принадлежит каждому члену ООН как суверенному государству. В январе 1965 года Индонезия вышла из ООН, а в сентябре 1966 года возобновила свое участие в ее деятель­ности.

В Уставе предусмотрена возможность приостановления прав и привилегий государства — члена ООН, если против него Советом Безопасности были приняты меры превентивного или принудитель­ного характера. Такое приостановление производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, а восстановле­ние — Советом Безопасности.

За время, прошедшее после создания ООН, количество ее членов достигло 188 (на 1 января 2000 г.).

Государств — нечленов ООН осталось немного. Это Швейцария, Ватикан, государство Океании — Тувалу. Что касается Швейцарии, то в ней дважды состоялся общенациональный референдум относи­тельно членства в ООН (второй раз —- 16 марта 1986 г.). Большин­ство населения страны высказалось против вступления Швейцарии в ООН, считая, что членство в ООН может ущемить принцип по­стоянного нейтралитета, которого Швейцария придерживается с 1815 года.

дальнейший рост числа членов возможен не только за счет госу-дарств-нечленов, но и в случае деколонизации еще оставшихся ко­лониальных владений и зависимых территорий. Среди них можно назвать колониальные владения Великобритании (например, Бермуд­ские острова, ряд островов в Вест-Индии), так называемые «замор­ские департаменты» и «заморские территории» Франции (Реюньон, Гваделупа, Мартиника и др.).

Как правило, государства-члены учреждают при Организации свои постоянные представительства. Государства-нечлены могут установить отношения с ООН и учредить миссии постоянных наблю­дателей. В настоящее время такие миссии имеют Швейцария и Вати­кан. Свою миссию сохраняет Палестина. Статус наблюдателя может Предоставляться также освободительным движениям, специализиро­ванным учреждениям, другим межправительственным организациям. Такой статус имеют Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.

824. Государство как субъект международного экономического права.


Международное публичное право регулирует лишь межгосударственные экономические отношения (межгосу­дарственные в широком смысле слова), которые складыва­ются между государствами как субъектами власти, госу­дарствами и международными (межгосударственными) организациями, и отношения последних между собой. Специфика этих отношений, их отличие от рассмотренных выше заключается в их политическом характере. Межго­сударственные экономические отношения тоже весьма разнообразны. Они возникают по поводу внешней торгов­ли, мореплавания и других видов транспорта, финансов и кредита, научно-технического и иного промышленного сотрудничества, охраны окружающей среды и т. д.

Таким образом, международное экономическое право как отрасль международного публичного права представ­ляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.


854. Разоружение как принцип современного международного права. Регулирование вооружения и планы разоружения согласно Устава ООН.


Устав ООН относит принципы, опре­деляющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания между­народного мира и безопасности (п. 1 ст. 11). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассмат­ривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства члены Организации. Регулярно вопро­сы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генераль­ной Ассамблеи ООН. Кроме того, были проведены три специ­альные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978, 1982 и 1988 гг.). Документы, принятые на этих сессиях в значительной степени содействовали созданию солидной нор­мативной базы разоружения.

Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения яв­ляется проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей приме­нение ядерного Оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г.

Однако США, а сейчас и Рос­сия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устрем­лений и стабильности на международной арене.

Важное значение имеют обязательства неядерных государств по установлению международного контроля за их ядерными объектами, работающими в мирных сферах. Для этих целей ис­пользуется механизм контроля («система гарантий»), созданный в рамках МАГАТЭ. Неядерные государства должны представ­лять Агентству отчеты, а также содействовать ему в проведении инспекций.

Ныне все ядерные государства участвуют в ДНЯО. Украина, добровольно став неядерным государством, присоединилась к нему в 1994 г. США, Великобритания и Россия в односторон­нем порядке в Будапеште в 1994 г. приняли решение предоста­вить гарантии безопасности Украине как неядерному государ­ству-частнику ДНЯО. Позже такие гарантии были предос­тавлены Украине Францией и Китаем. К 1 июня 1996 г. Украина завершила процесс вывезен из со своей территории стратегичес­ких ядерных боеприпасов.

Одним из эффективных средств уменьшения угрозы ядер­ной войны является создание безъядерных зон' По своей сути запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на опре­деленной территории есть институт демилитаризации.


883. Понятие преступлений международного характера как основного объекта сотрудничества государств для предотвращения таких преступлений и наказания личностей, которые их совершили.


Преступность — это сложное социальное явление, обуслов­ленное комплексом причин. Некоторые западные авторы, пе­рефразировав известную поговорку, считают, что «каждое общество имеет такую преступность, какую оно заслуживает». Преступления и преступность имеют, как правило, четкую на­циональную «прописку», поскольку во многом зависят от соци­альной структуры, уровня социально-экономического развития и культуры конкретного государства. Вместе с тем также спра­ведливо утверждение, что каждое время имеет свои преступле­ния. И, конечно, преступления периода научно-технической революции в каждом государстве несут на себе печать времени. Необычайно расширившиеся экономические, научно-техничес­кие, культурные и личные связи, невероятно высокий уровень развития транспортных систем и средств связи непосредственно сказываются на масштабах, технических возможностях и степе­ни организованности преступности. В современном мире по­вседневной действительностью стали международно организо­ванные и профессионально осуществляемые преступные дея­ния. Широко распространенными в юридическом и научном лексиконе стали термины «международная преступность» и «международный уголовный преступник». Чертой сегодняшне­го дня являются крупные, финансово сильные, хорошо органи­зованные международные преступные группировки.

Перерастание национальной преступности в международную потребовало объединения усилий международного сообщества в борьбе с этим опасным социальным явлением.

Сотрудничество в этой области развивается по трем направ­лениям. Первое — это заключение двусторонних договоров, в которых государства регламентируют вопросы оказания право­вой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, пере-

дачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Украина активно исполь­зует эту форму сотрудничества в своих взаимоотношениях с парт­нерами по международному сообществу. Кроме того, в после­днее время все более популярной формой двустороннего сотруд­ничества становится профессионально-техническая помощь. При реализации соглашений об этом государство организует подго­товку и переподготовку специалистов из правоохранительных органов государства-партнера, между ними происходит обмен технической информацией, образцами техники или ее поставка для нужд борьбы с преступностью.

Второе направление связано с сотрудничеством государств в борьбе с преступностью на региональном уровне. В рамках СЕ, ЕС, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ и других региональных организаций разработаны механизмы координации усилий государств в борьбе с преступностью. Юридическую основу таких механизмов со­ставляют многосторонние конвенции, например Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Третье направление охватывает сотрудничество в рамках универсальных международных организаций. Прежде всего это относится к ООН и ее специализированным учреждениям, а также к Международной организации уголовной полиции (Ин­терполу).

Сотрудничество государств в борьбе с таким международ­ным явлением, как преступность, направлено на решение сле­дующих задач: 1) согласование квалификации,преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; 2) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; 3) установление юрисдикции над преступления­ми и преступниками; 4) обеспечение неотвратимости наказа­ния; 5) оказание правовой помощи по уголовным делам, вклю­чая выдачу преступников.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.