Антарктика является демилитаризованной территорией согласно ст. I указанного Договора, которая устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1).
Согласно ст. V Договора об Антарктике «любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п. 1). Данное положение придало Антарктике, по сути дела, статус безъядерной зоны. Поскольку Договор не содержит запрета на использование «мирного» ядерного оборудования или ядерной техники, США на своей базе Мак-Мердо в 60-х годах создали атомную электростанцию, которую в середине 70-х годов пришлось демонтировать ввиду утечки радиоактивных отходов, а загрязненный район очистить.
Демилитаризованный и нейтрализованный статус Антарктики подтвержден Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, согласно ст. 3 которой стороны Конвенции, независимо от их участия в Договоре об Антарктике 1959 года, обязались соблюдать положения ст. I и V последнего.
Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п: 2 ст. I). Инициатива о закреплении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечения военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления, Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора.
В Антарктике действует также принцип свободы научных исследований, что предусмотрено ст. II Договора об Антарктике, участники которого согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами, научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями Антарктике. Предусматривается также всяческое поощрение делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении (п. 2 ст. III Договора).
За прошедшие годы научные исследования, обмен научной информацией и научным персоналом приобрели в Антарктике постоянный и широкий характер. Действует Научный совет по исследованию Антарктики, который сотрудничает со многими международными и национальными организациями.
Вопрос о юрисдикции государств над лицами во время их пребывания в пределах Антарктики получил следующее решение в ст. VIII Договора об Антарктике:
«Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. tVII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в1 Антарктике под юрисдикцией той Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций».
Делегации СССР, США и Бельгии на Конференции 1959 года по данному вопросу официально заявили, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждой из перечисленных стран соглашается на распространение юрисдикции иностранного государства над ее гражданами.
Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля. Его важнейшим элементом являются регулярные Консультативные совещания участников Договора (обычно раз в два года), а также специальные совещания. Задачи Консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные консультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора.
В Консультативных совещаниях участвуют представители 12 государств ^- первоначальных участников Договора, а также 14 государств, присоединившихся к Договору позднее. Каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать своих представителей для участия в Консультативных совещаниях в течение того времени, «пока эта Договаривающаяся сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-иследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции» (п. 2 ст. IX).
Решения, которые принимает Консультативное совещание, называются «рекомендациями мер своим правительствам». Однако они становятся обязательными для участников Договора после того, как соответствующие меры утверждены всеми государствами, представители которых имели право участвовать в работе конкретного совещания (п. 4 ст. IX).
Первое Консультативное совещание рекомендовало производить определенный обмен упомянутой информацией через дипломатические каналы каждый год в определенное время. Рекомендация включала конкретный перечень вопросов, по которым дается информация К этому перечню были приняты дополнения третьим и шестым Консультативными совещаниями. Восьмое Консультативное совещание рекомендовало «стандартную форму обмена информацией», которая включает обширный перечень вопросов, в том числе:
1) типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора;
2) время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций;
3) подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия Договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и erg личного оружия; 4) средства связи и запасные аэродромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения.
Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства — участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и оборудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспеции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участникам Консультативных совещаний.
Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей.
В соответствии со ст. XI Договора 1959 года все споры между двумя или несколькими сторонами относительно толкования или применения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разрешен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях.. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора еще 14 государств являются консультативными сторонами Договора и еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются его консультативными сторонами, поскольку не подпадают под определение п. 2 ст. IX Договора.
Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон Договора.
679. Исторические заливы. Моря типа заливов.
Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие: «(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) долгое пользование им или истечение длительного времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом».
Главной отличительной чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мирного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности устанавливает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.
Внутренние морские воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических» вод (заливов, морей, проливов), а также всех других вод, расположенных, как гласят ст. 5 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 8 Конвенции 1982 года, в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море.
Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу и включающее замкнутые сушей воды; это углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может проводиться между этими отметками отлива и ограниченные таким путем воды считаются внутренними.
За прибрежными государствами признается право распространять режим внутренних морских вод на «исторические» моря и заливы. Признание статуса «исторические» за некоторыми водами содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года. В законодательстве СССР в качестве «исторических» провозглашены в 1957 году залив Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный), Азовское и Белое моря, Рижский и Кольский заливы, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова. В советской доктрине международного права «историческими» объявляются моря: Карское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Чукотское.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6