261. Обнаружив их при помощи верных тайных (людей), следующих тем же занятиям, и подстрекая с помощью шпионов разного рода, надо приводить их к повиновению.
274. Не спешащие, как только можно (быстро на помощь) при ограблении деревни, разрушении плотины, при ограблении на дороге - должны быть изгнаны (с разрешением взять) пожитки. 276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома). 277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и ногу при третьей он заслуживает смертной казни. 278. Дающих (ворам) огонь, пищу, оружие, приют, укрывателей краденного государю следует наказывать, как воров. 278. Взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы надо казнить без промедления. 288. Все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников. 289. Ломающего городскую стену, засыпающего рвы, ломаюшего (городские) ворота надо немедленно изгнать. 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином.
Глава Х 4. Брахманы, кшатрии и вайший - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз, пятой же 30. Как шудра порождает от брахманки осерженное существо, так отменный порождает от женщин четырех варн еще более отверженного. 51. Место жительства чандалов и швапачей (должно бьтъ) вне селения утварь использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы, 52. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшения (их должно бьпъ) из железа и они должны постоянно кочевать. 53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела (должны решаться) между ними, браки - подобными им. 54. Их пища должна быть даваема им друпши в разбитой посуде - ночью им не полагается бродить по деревням и городам. 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ, и пусть уносят трупы (людей), не имеющих родственников: таков порядок. 56. Им полагается всегда по приказу царя согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения. 57. Человека, лишенного варны, неизвестного (или) нечистого происхождения, неария, (хотя) по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам.
75. ...обучение (Веде), изучение, жертвоприношение для себя, жертвоприношение для других, приношение даров и получение (их) - шесть занятий брахмана.
83. Брахман или даже кшатрий, живущий образом жизни вайшия, пусть старательно избегает земледелия, наносящего вред и зависящего от других.
96. Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит. 115. Существует семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.
129. Шудра не должен накапливать богатства, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
Глава XI
11. Если у жертвователя особенно брахмана, жертвоприношение приостановлено вследствие (отсутствия) одного маловажного предмета, (то), если имеющийся царь справедлив.
12. Этот предмет, (необходимый) для успеха жертвоприношения, можно забрать из хозяйства того богатого скотом ваншия, который пренебрегает исполнением жертвоприношений и пьет сомы.
18. Кшатрием никогда не должна забираться собственность брахмана, но, не имея средств к жизни, он может забирать собственность дасью и не исполняющего обрядов.
127. Одна четверть (покаяния, полагающегося) за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшия; но должно знать (что за убийство) добродетельного шудры - шестнадцатая.
129. Брахману, убившему неумышленно кшатрия, полагается дать для своего очищения тысячу коров и одного быка.
130. Брахману, убившему добродетельного вайшия, полагается исполнить то же покаяние в течение года или дать сотню коров и одного быка.
131. Убившему шудру полагается исполнять то же покаяние в течение шести месяцев или дать брахману десять белых коров и одного быка.
Приложение 3
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
Законы XII таблиц - основной источник древнейшего римского права, восходящий к 481-480 гг. до н. э. Оригинал не сохранился. Предлагаемый текст, систематизированный в прошлом веке, составился из отрывков, содержащихся в сочинениях древних римских и греческих авторов. Слова, заключенные в скобки, служат лучшему пониманию мысли, лаконично выраженной в подлиннике.
ТАБЛИЦА 1 1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно. 2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку. 3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное... Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан. 4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает. 6. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении). 7. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают (свое дело). 8.- После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении). 9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).
ТАБЛИЦА II 1. (Гай. Институции. IV. 14). По искам в 1000 и более ассов взыскивался (в кассу понтификов) судебный залог (в сумме 500 ассов), по искам на меньшую сумму - 50 ассов, так было установлено Законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге (за человека, свобода которого оспаривалась) всего лишь (в размере 50 ассов). 2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезнь или (совпадение дня судебного разбирательства) с днем, положенным для обвинения (кого-либо) в измене, (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне (явиться на судебное разбирательство), то таковое должно быть перенесено на другой день. 3. Пусть (тяжущийся), которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на разбирательство свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).
ТАБЛИЦА III
1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15