Рефераты. История государства и права зарубежных стран (полный курс) p> Глава V
147. Женщиной - и детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в собственном доме.
148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости мужа, по смерти мужа - (под властью) сыновей: пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью.

149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающим презрения обе семьи (свою и мужа).

151. Кому бы ни отдал ее отец или, с разрешения отца, брат, ей следует повиноваться ему при жизни и нс пренебрегать им после его смерти.
154. Муж (даже) чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог.
155. Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе.
156. Добродетельная жена, желающая достичь (после смерти) местопребывания мужа, пусть не делает ничего неприятного для получившего ее руку - как живущего, так и умершего.
157. Пусть она добровольно изнуряет тело, (питаясь только) чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого (мужчины).
158. Ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной, желающей (исполнить) ту высочайшую дхарму, которая (предписана) для жен, имевших только одного мужа.
160. Добродетельная жена, пребывающая в целомудрии после смерти мужа, достигает неба, даже не имея сыновей как те целомудренные.
161. Но жена, которая из желания (иметь) потомство, нарушает (обет верности умершему) мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа (на небе).
162. Потомство, рожденное от другого -даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин.
164. Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, (а) после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями.
168. Использовав огни при похоронном обряде в честь жены, умершей раньше
(его), муж может опять совершить брачный обряд и зажечь священные огни.

Глава VII
1. ("Теперь") я изложу вам дхармы царя, какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков (путь достижения) высшего успеха.
2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой должна совершаться, как положено, охрана всего этого (мира).
3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого (мира).
6. Как солнце, он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него.
8. Даже (если) царь - ребенок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека.
9. Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со скотом и накопленным имуществом.
12. Но кто по глупости ненавидит его, несомненно, погибает, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.
13. Поэтому пусть (никто) не нарушает дхарму, которую установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму нежелательную для нежелательных.
16. Рассмотрев основательно место и время (преступления) возможность и степень сознательности, ему надо накладывая (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.
18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.
19. Наложенное надлежащим образом, после (должного рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, - губит все.
20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыба на вертеле.
128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовался плодом и царь, и исполняющий работы.
129. Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, так мало- помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог.
133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налога с знатока Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране.
138. Царь может заставить исполнять работу один (день) каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.
141. Устав от рассмотрения дел людей, пусть назначит на то место главного из сановников, знающих дхарму, - ученого, обузданного, родовитого.

Глава VII
1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.
2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.
3. Относящиеся к восемнадцати отделам, - по отдельности, ежедневно посредством умозаключений (основанных) на обычаях страны и указаниях Шастр.
4. Из них первое - неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговом или другом) объединении, неотдача данного.
5. Неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом,
6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.
7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад
- эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.
8. Основываясь на вечной дхарме, надо решать дела людей, спорящих главным образом по этим (восемнадцати) поводам.
20. По желанию царя толкователем дхармы (может быть) брахман, живущий своим происхождением, (но неученый) или только называющий себя брахманом,
(хотя его происхождение неизвестно), но шудра - никогда.
40. Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает (на себя) вину вора.
46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дважды рожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).
48. Какими средствами кредитор может получить спое имущество, теми средствами, принуждая, пусть (царь) заставляет должника уплатить.
49. Дхармой, судебным преследованием, хитростью, принуждением и пятым
- силой, можно добиваться получения данного (взаймы) имущества.
50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника (свое) имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро.
53. (Истец), который указывает неправильное место, указав, отпирается, кто не замечает противоречивого значения более ранних и более поздних
(своих показаний),
54. Кто объявит доказательство, увиливает, (кто), спрошенный о деле,
(ранее) должным образом изложенном, не придерживается твердо (прежних показаний),
55. Кто разговаривает со свидетелями в месте, где нельзя разговаривать, кто не желает (отвечать) па поставленный вопрос и удаляется,
56. (Кто), спрошенный: "Говори", - не говорит, (ранее) сказанное не подтверждает и не знает предшествующее и последующее, тот лишается имущества, (на которое претендует).
58. Если истец не говорит, он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если (ответчик) в течение полутора месяцев не оправдается, он проигрывает дело.
60. (Ответчик), приведенный истцом, должен быть изобличен по крайней мере тремя свидетелями в присутствии брахмана, назначенного царем.
63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.
64. Не должны допускаться (в свидетели) ни заинтересованные в иске, ни родственники, ни соучастники, ни враги, ни (ранее) изобличенные, ни пораженные болезнями, ни опороченные.
65. Не может быть допущен в качестве свидетеля ни царь, ни ремесленник, ни актер, ни знаток Веды, ни изучающий Веду, ни отрекшийся от мирских уз.
66. Ни раб, ни осужденный людьми, ни данью, ни предающийся недозволенным занятиям, ни старец, ни дитя, ни низкорожденный, ни лишенный какого-либо органа чувств...
70. При отсутствии (надлежащих свидетелей, показание) должно быть дано ребенком, стариком, учеником или даже родственником, рабом или слугой.
73. При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть
(мнение) большинства, при равенстве - наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными - брахманов.
102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к
(брахманам) - ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам.
144. Залог нельзя использовать против воли (должника); использующий (его так) - теряет процент или обязан удовлетворить (должника уплатой) стоимости; иначе он будет (считаться) похитителем залога.
145. Ни залог, ни вклад не теряются с течением времени; они оба подлежат возвращению, хотя бы долго оставались (у принявшего на хранение).
147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это
(обратно).
151. Процент по денежной сумме (и долг), внесенные вместе, не (могут) превышать удвоенной (суммы долга); для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных - не (могут) упятеренной.
156, Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке (доставки) и нарушивший (условия относительно) места не получает вознаграждение.
163. Договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим (от болезни и т.д.), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен.
167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме),- живущему в своей стране или вне ее, - не полагается отказываться от него.
168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению - все дела, совершенные по принуждению. Ману объявил недействительными.
176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося (уплаты долга) по произволу, должен быть принужден царем уплатить четвертую часть (долга в качестве штрафа) и сумму долга тому (кредитору).
199. Дар или продажа, произведенные не собственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.
203. Не должно продавать (товара), смешанного с другим, ни плохого качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.
215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалование нс должно быть уплачено ему.
216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было условлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.
219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, с деревней или с округом, нарушает (его) из жадности, царю следует изгнать из страны.
222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав что либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.
245. Если возник спор двух деревень о границе, определять границу следует в месяце..., когда пограничные знаки отчетливо видны.
254. Свидетели (в споре о) границе должны быть допрошены о пограничных знаках в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон.
262. При решении относительно межевых знаков для границ полей, колодцев, прудов, сада и дома должно быть указано мнение соседей.
263. Если соседи говорят ложно, когда люди спорят из-за межевого знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию.
264. Присваивающий посредством запугивания дом, пруд, сад или поле должен быть оштрафован пятьюстами (пан); если (он присвоил) по неведению, - штраф двести (пан).
265. Если граница неопределима, пусть царь, знающий дхарму, для их блага сам назначит землю: таково правило,
267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайший -в две с половиной (сотни паи); но шудра подлежи телесному наказанию.
268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью
(панами), вайшия - двадцать пятью, шудры - штрафом в двенадцать пан.
270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения.
275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу, должен быть оштрафован на сотню (пан).
279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, - именно он - у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.
280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги.
282. У плюнувшего по наглости (на высших) надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочей - детородный член, у испортившего воздух задний проход.
283. У хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки.
286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.
288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).
302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров; от обуздания воров его слава возрастет и страна процветает.
310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний.
322. (Для крадущего) более пятидесяти (пал) полагается отсечение рук; в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.
323. При похищении родовитых людей и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.
325. (При похищении) коров, принадлежащих брахману, при прокалывании ноздрей бесплодной коровы, при похищении (мелких) животных (преступник) немедленно должен быть лишен половины ноги.
332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, - грабеж, если (оно совершено) в его присутствии,
- кража, (даже если) она после совершения и отрицается.
337. Но вина шудры при краже больше в восемь раз, вайшия - в шестнадцать, кшатрия - в тридцать два.
338. Брахмана - в шестьдесят четыре, или полностью в сто раз, или в двое более, чем шестьдесят четыре, (соответственно) пониманию (каждым из них сущности) добра и зла.
341. Дважды рожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два (съедобных) корня, не должен платить штраф.
342. Привязывающий (скотину, принадлежащую другим), находящуюся на привязи, освобождающий привязанную, уводящий раба, лошадь или повозку становится виновным в воровстве.
349. Убивающий, защищающий самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.
350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, - (даже) гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Беде.
351. Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство.
356. Кто любезничает с чужой женой (в уединенных местах) - где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, - должен считаться виновным в прелюбодеянии.
359. Не брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены (всех) четырех варн всегда должны быть охраняемы.
364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию: но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен ей.
366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.
367. Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два его пальца должны быть отрезаны и он заслуживает штрафа в шестьсот (пан).
371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и своего превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
373. На виновного (однажды и опять) обвиненного в течение года - штраф двойной...
380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений.
415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.
416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.
417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры (-раба), ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.