Рефераты. Исторические и онтологические мифологемы кемализма

Наконец, он идеал мужчины в отношениях с противоположным полом, ведь в мифологических сюжетах сексуальная потенция имманентна сакральной власти. Полки книжных магазинов пестрят исследованиями на тему «Ататюрк и женщины», а также мемуарами счастливец, допущенных некогда к более или менее близкому знакомству. Здесь он выступает уже в хорошо известном мировой мифологии образе бога-производителя, супруга Великой богини-матери. Вот только богини нет и быть не может, поскольку создатели новой религии воспитаны на традициях строгого монотеизма Корана. Архетип Матери в мифологическом комплексе, конечно, присутствует, но в нем сняты все сексуальные черты, ибо это – его собственная мать, женщина, родившая «спасителя» и «отца» нации (его отец по каким-то причинам не удостоин «канонизации», возможно, в связи с недопустимостью постановки рядом двух «производителей»).

Помимо уже упоминавшихся лозунгов-оберегов, цитирование его слов имеет место по любому случаю, причем, порой совершенно не к месту. Вместо рекламной паузы или заставки на телеэкране может появиться цитата, торжественно зачитываемая диктором за кадром - возможно, чтобы исключить ошибки при прочтении ее в целом не очень грамотной зрительской аудиторией: искажение заклинания, как известно, не только сводит на нет его магические свойства, но может вызвать и прямо противоположный эффект (кстати, и арабский текст Корана непременно печатается с надстрочной огласовкой, давно не практикуемой в других случаях, дабы не исказить звучание священных слов), причем начинает диктор всегда словами: «Ататюрк говорит, что…». Все сомнения в истинности дальнейшего изречения, таким образом, снимаются, зрителям просто предлагается заслушать Истину. За его идеи вообще цепляются до последнего, даже тогда, когда их несостоятельность становится очевидной (при этом следует отметить, что в последние годы СМИ все же уделяют умеренное внимание и не каноническим точкам зрения). В высшей степени убедительно для слушателей и сегодня должна звучать, например, следующая аргументация отказа  в посмертном возвращении гражданства поэту-коммунисту Назыму Хикмету: «Ататюрк не простил Хикмета, а мы, что, лучше его знаем, что надо делать?»(16)

Интересно, что сакраментальное обращение Ататюрка к молодежи в учебниках очень часто печатают практически без перевода на современный язык - это придает словам некую святость, метафизический характер, подобно тому, как Коран мусульманами разных стран воспринимается в качестве священной книги только на арабском языке. На обложках учебников и на плакатах нередко помещают репродукции его изваяний или портретов, а не фотографий: сам он настолько велик, что свое обожание простые смертные могут выражать уже не ему, а его «снятому» образу. 

Тщательно разработана иконография Вождя, чьи изображения носят сакральный характер оберегов государства и общества и размещаются на фасадах зданий, в кабинетах чиновников и бизнесменов, в школьных аудиториях, за стеклами автомобилей и т.д. Как «заступник», т.е. в оборонной тематике, он изображается в полный рост в профиль, с опущенной головой, поднимающимся в гору с курительной трубкой, в раздумьях о счастьи нации; в учебных заведениях – анфас в ¾, смотрящим вниз, с какой-то ленинской хитринкой во взоре, как-бы вопрошающим детишек: Как вы постигаете Учение?; в авиационной тематике - исподлобья смотрит вверх (предполагается, что там летит самолет), в деревенских святилищах и в школьных дворах устанавливают бюст или лишь голову как физическое вместилище его мудрости на невысоком (чуть выше человеческого роста) постаменте, что призвано демонстрировать близость его своему народу. Интересно, что все эти изображения стараются не просто тиражировать промышленным способом, а каждый раз создавать заново (ср. с процессом изготовления икон), обеспечивая воспроизводение сакральной силы оберега. Популярны комбинированные барельефные портреты, выступающие из изображения рисованного: в них он как-бы проявляется из плоского мира небытия в трехмерную осязаемость реальности.

Сакральным центром страны сегодня является его усыпальница. Это аналог греческого омфала, этрусско-римского мундуса - точки, где смыкаются три уровня мироздания, или мирового дерева (горы), пронизывающего и одновременно объединяющего эти уровни: где-то в подземном мире покоится прах «отца», над которым в мире земном воздвигнут саркофаг - центральный алтарь государственного культа, с которым возможно физическое личное общение поклоняющихся адептов, наконец, господствующий над Анкарой мавзолей, выполненный в традициях итало-германского ампира 30-х годов ХХ века и стилизованный под хеттский храм, вздымается к миру горнему. Здесь же происходят главные ритуальные действа официального культа, во время которых его высшие клирики (руководители государства и представители генералитета) в дни официальных праздников и по случаю введения в сан (т.е. вступления в должность), возложив к саркофагу подобающий случаю венок, на несколько мгновений замирают в почтительно-отрешенном молчании, пытаясь установить духовную связь с Вождем, приобщиться Его благодати, а затем оставляют в книге почета записи, состоящие из признания его высочайших заслуг и обещания следовать его заветам. На этом алтаре-саркофаге проходит главный ритуал жертвоприношения, во время которого молодежь и офицеры приносят в жертву собственную жизнь, клянясь посвятить ее служению кемализму (в повседневной жизни чаще жертвуют деньги, скупая всевозможные изображения Ататюрка и государственной символики). В годовщину его смерти на несколько мгновений по всей стране останавливаются автомобили, станки, звучат автомобильные  клаксоны, заводские и пароходные гудки. Замолкают и задумываются о нем люди, для которых в эти мгновения происходит смена онтологической модальности, прорыв из профанного, линейного времени во время сакральное, когда жил и творил Историю Он. Еще один такой прорыв происходит в «дважды священный» день начала “нашей” истории – в день рождения Ататюрка и начала им Освободительной войны: 19 мая 1871 г. он пришел на Землю (впрочем, год рождения определен приблизительно, на самом деле он неизвестен), 19 мая 1919 года – прибыл на корабле из Стамбула в Самсун и вскоре подал в отставку из султанской армии, подведя черту под своим прошлым и начав новую жизнь – Освободителя и Устроителя “турецкого космоса”. Заканчивая ритуал, посвященный празднованию обоих событий в 2001 году, мэр Самсуна, окунувшийся “во время оно”, счел необходимым закончить свое выступление на митинге возгласом: “Добро пожаловать в Самсун, Мустафа Кемаль”.(17)

Найден способ и непрерывного свершения литургии, сходный по сути с вращением молитвенных барабанов в ламаистской традиции: делается это путем повсеместного размещения его изображений, снабженных вотивными надписями, вроде «Мой отец! Мы сохраняем верность твоим идеалам и свершениям и уверенно идем по твоему пути!» или более лаконичными: «Мы на пути моего отца», «Мы на твоем пути». Обращает на себя внимание тот факт, что элементарная грамотность в двух первых случаях принесена в жертву установлению чувственно-личностного, метафизического характера связи с трансцедентным виз-а-ви, достигаемого интимностью обращения (первая из надписей помещена, кстати, не где-нибудь, а на здании Стамбульского университета и снабжена подписью: «Филологический (sic!) факультет»). Даже случайно скользя взглядом по таким надписям, люди зачитывают эти посвящения-молитвы, т.е. повторяют их про себя. «Служба» вершится везде и постоянно.

Религиозные комплексы нередко тяготеют к превращению в организованные системы, цементируемые институтом священослужителей. В Турции существует такой институт: на протяжении всей республиканской истории эту роль выполнял офицерский корпус хранителей культовых традиций, что вполне естественно в стране, предшественницу которой К.Маркс справедливо называл «единственной подлинно военной державой Средневековья», где воинская служба столетиями была наиболее почетным занятием и где офицерство являлось практически единственной опорой кемалистов в период национальной войны и проведения послевоенных реформ. Турецкие вооруженные силы стали еще и гигантским «храмом», предназначенным для проведения ритуала инициации мужской части населения в массовом порядке – прививки ему кемалистского духа, подобно тому, как в Советском Союзе воинская служба была проникнута пропагандой идей коммунизма. В результате, Генеральный штаб обладает монополией на истину, а в конечном итоге - верховной властью: в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах генералитет произвел государственные перевороты, сочтя политику гражданских властей неправильной, перевороты, каждый раз встречаемые народным ликованием и индифферентностью свергаемых (ср. средневековый Китай, где Небо могло отобрать мандат на власть у неправедного императора, зачастую, покорно принимавшего такой поворот судьбы, и передать его новому избраннику). Табу на обсуждение  переворотов (как и на действия армии вообще) снимаются нескоро: до сих пор, например, практически не ведутся дискуссии о последних двух. Священики зорко следят и за чистотой своих рядов: регулярно проводятся чистки офицерского корпуса от «чуждых элементов», о результатах которых широко оповещают публику средства массовой информации. Была создана и сеть храмов, в которых сосредоточилась сакральная сила нового учения и где миряне могли (и должны были) приобщаться благодати: «Народные комнаты», «Народные дома», «Турецкие очаги», а в наши дни - «Общество кемалистского мышления», имеющее громадное количество филиалов по всей стране. В Анкаре воздвигнут уже упоминавшийся помпезный Главный храм, заключающий в себе мощи «учителя Истины».

Наряду с ортодоксальным течением кемализма, в стране (и за ее пределами) активно действует и фундаменталистское (т.е. ультранационалистическое) направление, группирующееся вокруг Партии националистического движения, связанных с нею «Очагов идеала» и кружков «серых волков». «Еретики» и «атеисты» стараются держаться незаметно: в публичных выступлениях даже те, кто не очень привержен кемализму, не могут не делать реверансов в его сторону.

Неустанно ведется борьба с врагами веры, на сегодняшний день представленными в основном мусульманскими фундаменталистами и курдскими сепаратистами. Причем военослужащие и полицейские, погибающие в этих столкновениях, совершенно официально именуются арабским термином, обозначающим «павший за веру». Взяв однажды на вооружение принцип «чем хуже, тем лучше», система уже не может жить без образа Врага. На космогоническом этапе истории его роль играли Греция и Антанта, потом Советский Союз, затем сепаратистская, да к тому же еще и марксистская Партия рабочих Курдистана, в последнее время – фундаменталистская и (опять же - удача!) в основном курдская по составу организация «Хизбуллах». Вероятно, вечный враг нужен современным воинам - священникам, дабы всегда иметь возможность воспроизводить первоакт змееборчества, победы Космоса над первичным Хаосом, одержанной Ататюрком «на заре времен». Такими возможностями не пренебрегают, чему многочисленные свидетельства представляет внешня и внутренняя политика Анкары (операции против курдских повстанцев, агрессия против Кипра, повторяющиеся вторжения на север Ирака, ультиматум Сирии 1999 года и проч.).

Кемализму, однако, так и не удалось превратиться во всепроникающую идеологическую систему, он вынужден был удовлетвориться лишь тем спектром общественного сознания, что связан с официозом в разных его проявлениях. Искренних приверженцев «официальной религии» сравнительно немного. Большинство населения, в первую очередь, сельского, уклад жизни которого определяется нормами и ценностями ислама, это учение и связанный с ним культ воспринимает как нечто чужеродное, навязанное «сверху», для большой части турок чаще всего это просто обязательный к исполнению ритуал.

                             *    *    *

Итак, мифологическая картина кемализма демонстирирует нам «великий богоизбранный» народ, чье забвение собственной сущности и смешение с неверными посредством гаремов некогда поставило его на грань катастрофы (ср. библейские сюжеты «золотой телец», «чужеземные жены»). В этот момент народу быв явлен «спаситель», одолевший враждебные силы Хаоса (ср. Мардук, Ра, Тешшуб, Зевс, Один, Индра) и обустроивший «обитаемый мир» путем установления и защиты границ от поползновений поверженного, но не уничтоженного Хаоса (ср. Тор, Геракл, Персей, Тесей, Илья Муромец, Козьмодемян, Рудра, Луг), устроения сакрального центра (ср. Аполлон, Ромул, Индра), по существу заново создавший людей путем духовного их перерождения (недаром, фамилия, присвоенная парламентом Мустафе Кемалю-паше означает «Отец турок»), даровавший им уже новую, сакрализованную землю (ср. Ирландия, Израиль, Рим), прививший им новую культуру, принесший новые технолгии, подобно культурным мифологическим героям от Иберии до Океании. Окружающий мир Хаос остается враждебным и агрессивным, не оставляет попыток разрушить Космос, поэтому борьба за «выживание» ведется постоянно. «Избранный» народ, сражаясь за свое существование, одновременно готовится к выполнению миссии, предначертанной «учителем», - миссии создания великой цивилизации родственных ему «колен» (здесь уже ощущается влияние «Откровения святого Иоанна»). Причем, поскольку цивилизации эта уже якобы состоялась в прошлом, ее будущая реинкарнация должна завершить «круг времен». Полнота Времени исполнится после того, как тюрки снова станут «величашей из рас». Все эти предсказания могут осуществиться только при условии неотступного следования учению находящегося в центре официальной «религии» культа «демиурга-«спасителя»-«учителя»-«культурного героя»-первого президента Республики Турция Мустафы Кемаля Ататюрка.


1.     Afet Inan. Kemal Ataturk’ten yazdiklarim. 1000 Temel Esir serisi, c.110.

2.     Nuri Yazici. Tarihte Turkler ve Turk Devletleri. Konya, 1997, с.78.

3.     ORKUN DERGISI Июль 1998, с.14.

4.     www.turkishline.ru/embassy

5.     Аltan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul, 1993, s.26, 28.

6. Anadolu liseleri ve kolejlere hazirlik. Sosyal bilgiler 4-5.Istanbul,1996, c.115.

7. Erdal Aslan. Devrim tarihi ders kitaplari. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitaplari. Istanbul, 1995, с.297 

8. Цит. по: Lory-Gregory Koullapis: Turkiye'de tarih ders kitaplari ve UNESCO'nun onerileri. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitaplari, с.162.

9. Сам язык, грамматика и морфология которого отличаются «математической» строгостью, точностью и логикой, практически не знакомый с исключениями, крайне экономный в использовании выразительных средств, дисциплинирует и конкретизирует мышление своих носителей, которых, как правило, не сильно занимает описание, да и сама суть событий и процессов - их интерес всегда сосредоточен на результате, «конечном продукте».

10.  Hurriyet 09.02.1997.

11. Наряду с признанием факта деградации «тюркской расы», Османская империя, в которой этот процесс достиг своего апогея (государство Сельджукидов в Анатолии подвергнуто, согласно официальной историографии, меньшему качественному регрессу, которого и вовсе не знало «время снов» Эргенекона и орхонских письмен), все-таки провозглашалась лучшим из всех государственных образований того времени: "Одним словом, структура Османского государства была превосходной... Ничего лишнего или недостающего не было в организации управления, юриспруденции, армии… В сфере прав человека Османская империя опережала Европу. Не было класса рабов, класса, лишенного прав человека. В Османской империи всякий был свободен, равноправен с другими, обладал религиозной свободой и свободой совести." (Veli Sirin. Ders Gecme ve kredi sistemine gore tarih. Lise 2. Istanbul, 1994, c.130-131). Причины упадка этого государства в конечном итоге объясняются деградацией правящей династии, все больше и больше разбавлявшей свою кровь чужой, нетурецкой. 

12. Нихал Атсыз. Цит. по: Bozkurt Guvenc. Turk kimligi. Ist.1996, с.361.

13. Цит. по: Busra Ersanli Behar. Tarih ogretiminde "Turk dunyasi". В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitaplari. Istanbul, 1995, с.206.

14.  Цит. по: Muzzafer Ilhan Erdost. Yeni dunya duzenine zorlanmasi odaginda Turkye. Ankara, 1999, с.189, 192.

15.  Ali Ogmen. Ilk okul. Sosyal bilgiler, 4.,Istanbul, 1996, c.340.

16.  Hurriyet, 14.02.2001.                                                         

17.  TRT1, 19.05.2001.      

Турецкая республика. Стамбул, Стампа, без года выхода.


С.5 Ю-В страны «превращается в цветущий сад», благодаря ГАП

С.6 Турцию спас от разрушения чаловек, которого почитают как основателя современной нации… Ему предстояло решить Гераклову задачу.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.