Рефераты. Исторические и онтологические мифологемы кемализма

Исторические и онтологические мифологемы кемализма

А.ИСАЕВ

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФОЛОГЕМЫ КЕМАЛИЗМА

К мифологизации прошлого прибегают идеологи многих народов на этапе национального самоутверждения и государственного строительства. В большинстве случаев, по мере ослабления национально-политической экзальтации, начинает превалировать более реалистичный взгляд на историю и настоящее. В Турции по ряду причин комплекс мифологем стал одной из экзистенциальных доминант нации, превратившись по существу в «официальную неорелигию».

После победы национанально-освободительного движения, декларировавшего выход на историческую арену новой страны, кемалисты активизировали поиск исторических корней возглавленного ими народа. При этом решался целый ряд задач. Во-первых, необходимо было добиться прямого возвеличивания молодой турецкой нации «в пику» соседним, с которыми первая находилась на тот момент отнюдь не в дружеских отношениях, убедить себя, да и все мировое сообщество в некой «исторической избранности» турецкого народа, вернув этнониму «турок/тюрок» уважительный оттенок: на последнем этапе существования Османской империи этот термин стал передавать понятие «деревенщина», «мужлан». А консолидировать население, жившее на территории, нового государства и состоявшее более чем из 20 этнических групп, было решено на основе провозглашения национального единства, т.е. создания «государственной нации» – путь, повторенный затем многими странами «третьего мира». Задача была сформулирована самим вождем национально-освободительного движения Мустафой Кемалем Ататюрком: “В первую очередь надо открыть нашему племени новые исторические горизонты, идущие в древность. Представляется невероятным, чтобы корни тюркских племен, проявивших себя в разное время в разных районах, не шли в эпоху древности».(1) Под этот тезис были разработаны теории, согласно которым цивилизация и государственность как таковые были принесены и на Индостан (Мохенджо-Даро), и в Месопотамию (Шумер), и в Малую Азию (хетты), и в Европу (этруски), и в Африку (Египет) и даже в Америку (ольмеки) древними тюрками, превратившимися в кочевников после высыхания гипотетического моря где-то в недрах Центральной Азии, на берегах которого они создали якобы древнейшую цивилизацию мира. Считается, что авторство самой этой идеи принадлежит Ататюрку.(2) Согласно более поздним «историческим изысканиям», «прототюрки» сложились в этнос около 5000 лет до н.э. в междуречьи Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи в результате слияния «туранидов» из Восточной и Средней Азии и «уральских альпийцев».(3) Даже сегодня официальный сайт посольства Турции в Москве повествует о «четырехтысячелетней истории» современных турок(4) (интересно, что при этом он называет «первым тюркским народом, известным истории», гуннов, самые ранние документльные упоминания о которых относятся к 3 в. до н.э.). Не отставали от “веления времени” и лингвисты. В 1936 году в “научный” обиход была введена так называемая “солнечная теория”, объявившая турецкий язык основой всех языков мира.

Постепенно сложился свод канонизированного «священного писания», куда были допущены националистические «пророки» типа З.Гекальпа, Ю. Акчуры, И.Гаспринского, но основу его составили труды Ататюрка; а также «священного предания», состоящего из пафосных мемуаров людей, которым посчастливилось знать «учителя» лично или видеть его вблизи. Вся историография отныне должна была основываться на этих работах и развиваться только в заданных ими рамках. "Стремиться к далеким горизонтам, постоянно быть в готовности подставить грудь неведомым опасностям, жить в бесконечной борьбе ни на жизнь, а на смерть - качества, присущие далеко не всем нациям, а вот у тюрок они видны невооруженным глазом. Поэтому и была поставлена цель взять весь мир под спокойную и надежную гегемонию тюркского племени. Это основа тюркской философии завоевания и принципа правления... Согласно современным историкам, тюрки, научившись управлять стадами скота, навыки эти перенесли на людей, заложив основы цивилизации как таковой. Тюрки стали первым обществом на Земле, которое взрастило политические кадры, разработало законы. Они привили всем другим народам основы права, организации и государственного строительства"… - повествует современный школьный учебник.(5) "Ввиду того, что тюрки по уровню культуры и цивилизации превосходили население тех областей, куда они переселялись, они навязывали ему свое превосходство и обучали цивилизации."- вторит ему другое учебное пособие.(6) Системе образования, насквозь пропитанной культом вождя ("после переворота 1980 года, материал об Ататюрке появился в программах по турецкому и иностранным языкам, социологии, философии, математике, географии, музыке, физкультуре и религии"(7)), отводится важнейшая роль в становлении детского и подросткового мировоззрения: Согласно изданному еще в 30-х годах "Руководству для начальных школ», "...уроки истории должны стать средством пропаганды национальных задач. Необходимо приводить живые примеры того, как турецкая нация распространяла культуру среди других народов и давала им примеры для подражания во всех областях, учила их жить в счастьи и благополучии, на какие жертвы шла, чтобы поддерживать жизнь в созданных ею по всему миру цивилизациях."(8) Поскольку абстракции как таковые вообще не свойственны ни мусульманской ментальности вообще, ни турецкой в частности (9), идеологи кемализма старались прибегать к конкретным и наглядным способам демонстрации величия своих сограждан: например, в распространявшихся по стране списках, из которых турки должны были выбрать себе фамилии, коих они в османский период не знали, в основном содержались такие как «Бесстрашный турок», «Великий турок», «Настоящий солдат», «Храбрец», «Железная рука», «Быстрый молодец», «Крепкий», «Железная скала» и т.п. Эти перлы и сегодня составляют значительную часть «фамильного фонда» нации. В результате архетип Турка, живущий в общественном сознании, став плодом значительного завышения самооценки, сделал крайне мучительным процесс признания собственных недостатков и ошибок (редакторам популярного в 1999 г. диснеевского мультфильма «Мулан», в котором китайцы - «хорошие», а гунны, т.е. предки турок - «плохие», пришлось даже переименовать гуннов в монгол при прокате ленты в кинотеатрах страны).

Во-вторых, следовало «обосновать» права на Малую Азию, ставшую территорией новой страны: дело в том, что на эти же земли претендовали тогда и греки, даже предпринявшие было попытку их аннексии. С тем, чтобы доказать всему миру (а также, как уже упоминалось выше, во многом и самим себе) легитимность своего пребывания на завоеванных некогда землях, пришлось искать и, естественно, найти неразрывную связь с чередой анатолийских цивилизаций. К местным “предкам”, правда, подходили и продолжают подходить избирательно. Про генеалогические связи, например, с Византией, оказавшей огромное влияние и на Сельджукское и на Османское государства, но завоеванной с прозаической целью отнятия «жизненного пространства», чаще предпочитают вспоминать лишь мимоходом; а ионийские и эолийские греки объявляются и не греками вовсе. Зато в предки турок охотно зачисляют хеттов, впервые объединивших большую часть полуострова в рамках единого государства, лидийцев, фригийцев, карийцев и еще многие народы, населявшие его в древности. До сих пор не произошло полного отказа от теорий, рассказывающих, что на заре цивилизации некие “прототюрки” пришли на земли Анатолии и основали все эти государства. Так что следующая, туркмено-сельджукская волна переселения - это лишь возвращение на «землю обетованную». Проведение этих изысканий было бы, конечно, невозможно без поощрения самого “Отца турок”, который мог, например, по поводу годовщины победы над войсками Антанты, заявить: “Под Думлупынаром мы отомстили за поражение троянцев”.(10)

В-третьих, следовало представить временной континуум общетюркской истории как процесс прогрессирующей деградации, обосновав неизбежность прихода «спасителя» - Мустафы Кемаля Ататюрка, одолевшего врагов, основавшего современное государство, раз и навсегда открывшего своему народу Истину во всей ее полноте. Недаром, в ряде учебников истории даже в разделах “Прародина тюрок” и “Анатолийские цивилизации” помещены цитаты и фотографии Ататюрка, предстающего, таким образом, венцом всей «многотысячелетней» тюркской истории. Идея «совершенства начал», согласно которой в начале Времен в мире было разлито блаженство, неисчерпаемость и могущество, присутствует во многих религиозных концепциях. По мере удаления от «Золотого века» первоначальное совершенство жизни ослабевает (ср. «века» Гесиода, ведическое учение о югах, источение скандинавского Иггдразиля, ближневосточные мессианские учения и проч.). Проблема эта разрешается либо периодическим «укреплением» («воссозданием») мира путем совершения определенных ритуальных действий, воспроизводящих архетипические первожесты, либо явлением миру мессии, осуществляющего «окончательное» спасение человечества или избранного народа. Турки, воспитанные на культурной традиции второго порядка, предпочли «мессию», образ которого был дополнен чертами демиурга и культурного героя. Эпоха султанского режима, окончившегося оккупацией территории страны войсками Антанты, приобрела, таким образом, черты первобытного хаоса, мрака небытия.(11)

И, наконец, в-четвертых, после распада СССР, появился еще один повод для мистификации собственной истории – обоснование великим прошлым притязаний Анкары на роль лидера т.н. «тюркского мира» - роль, вполне искренне принимаемая большинством турок в качестве свей исторической миссии. Как Османская империя «спасала» мир ислама от «неверных», так и ее наследница, республиканская Турция должна «спасти» своих тюркоязычных «младших братьев» путем приобщения их к политическим, социальным и технологическим благам современной цивилизации, к которой она семя себя безусловно относит. В этом направлении развернута активная миссионерская деятельность: создан информационно-пропагандистский «Фонд ознакомления с Турцией», всемерно поощряется открытие частными лицами и организациями учебных заведений в тюркоязычных республиках СНГ и областях России и функционирование там государственных и частных СМИ. Такая деятельность за рубежом координируется образованным в структуре МИД “Тюркским агентством по сотрудничеству и развитию” (TIKKA), а также государственным «Фондом по ознакомлению с Турцией». Во многом этой же цели служит и государственная программа подготовки национальных кадров для постсоветских тюркоязычных государств и административных единиц России.

Эти мифологемы заключили адептов кемализма в замкнутые рамки особого метафизического мира, не очень коррелирующего с миром внешним, никогда не принимавшим эти опусы всерьез. В этой связи внешний мир стал рассматривается во многом как “неправильный” и иррациональный, хотя бы уже потому, что “правильным” и рациональным может быть только “мир, в котором мы живем”. Турецкая ойкумена в народном мышлении оказалась окруженной областями “иными”, “зазеркальными”, хаотическими - картина, рисуемая многими космологическими системами. Там можно пропасть, а можно, например, проработав несколько лет на немецкой фабрике или отрыв пекарню в Сочи, добыть несметные богатства и чудо-невесту (обладание женой – европейкой считается вернейшим признаком «успеха в жизни»). Мечта о поездке на работу за границу остается для многих сказочной, как поход мифического героя в подземный мир. Причем, зарубежье воспринимается достаточно недифференцированно: высшей похвалой товару является его определение в качестве «импортного». Вопрос о том, из какой он страны, нередко ставит продавца в тупик; собирательным является образ «Европы» – вполне уместны такие высказывания: «в европейских языках это слово произносится как …», «мой сосед долгое время работал в Европе».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.