Рефераты. Исторические и онтологические мифологемы кемализма

Всех «врагов Турции» обыденное мышление также склонно сводить к единому архетипу Врага: считается очевидным тесное сотрудничество между нелегальными армянскими и курдскими организациями, которым помогают Сирия, Греция, Кипр и СССР/Россия. Причем, эти страны вместе с Арменией, Сербией и часто Ираком без устали заключают различные тайные союзы, носящие прежде всего антитурецкую направленность. Необходимость следования архетипу заставляет военных, политиков и журналистов чаще не называть врагов поименно, как правило, это «подрывные сепаратистские организации», «недружественные» или просто «соседние» государства, а то и некие «враги туркизма». Короче – «злые силы». Примечательно, что парадигма «священной войны» с ними принимает онтологический характер и помещается явно в сакральный временной пласт: боевые действия или спецоперации сегодня оказываются неотделимыми от аналогичных событий в прошлом: высадка десанта на Кипре, как, впрочем, и любое обострение турецко-греческих отношений, немедленно вызывают в СМИ и в выступлениях политиков параллели с взятием Константинополя турками-османами и национально-освободительным движением греков в середине XIX в., очередные раунды переговоров о режиме Проливов сопровождаются потоком напоминаний о стремлении России в позапрошлом и прошлом веках установить свой контроль над Борсфором и Дарданелами - практически любые внешнеполитические осложнения с любой страной воспринимаются как продолжение борьбы с ней турок или их предков (единых с “нами сегодняшними”) и перерастает в очередной эпизод борьбы “от века” чуть не со всеми иными нациями планеты.

Ощущение враждебности внешнего мира облекается порой в крайние формы: “Сын мои Ягмур!… Придерживайся моих советов, будь хорошим турком. Коммунизм - враждебное нам ремесло. Хорошенько это запомни. Евреи - тайные враги всех наций. Русские, китайцы, персы, греки - наши исторические враги. Болгары, немцы, итальянцы, французы, арабы, сербы, хорваты, испанцы, португальцы, румыны - наши новые враги. Японцы, афганцы и американцы - наши завтрашние враги. Армяне, курды, черкесы, абхазы, боснийцы, албанцы, помаки, лазы, лезгины, грузины, чеченцы - наши внутренние враги. Должно тебе хорошо готовиться к битвам с таким количеством врагов. Да поможет тебе Бог!”.(12) Ну а пассажи типа "...у тюрок много врагов, друзей, кроме тюрок, у тюрок нет. Между разными тюрками разницы практически нет. Тюрки были лидерами мусульманского мира. Но им часто не везет, и им постоянно угрожают... Тюрки в первую очередь придавали значение военному делу, так как у них было много врагов…"(13) прорываются даже на страницы педадогической литературы. Все это выпестовало чувство превосходства над “неправильным” окружающим миром вкупе с комплексом неполноценности перед западной его составляющей – ведь никак пока недостижимое вхождение в “Западный” мир было объявлено “отцом-основателем” конечной целью развития страны.

Сердцевиной новой «религии» Республики Турция, стал культ Ататюрка, хотя сам он пытался скорее насадить культ турецкой нации, мифологиизировав ее историю и онтологию – в 20-е годы прошлого столетия анатолийское крестьянство было способно воспринять новую идеологию только в форме религии. Тем не менее, в силу специфических черт турецкого менталитета в сочетании с мусульманской традицией эти абстрактные объекты поклонения не привились. В результате сам Ататюрк стал субъектом мифологизированного ритуально-поэтического сознания, обожествленным «спасителем - пророком», стал воплощать в себе идеал Турка, каким хотела бы видеть его национальная ментальность, т.е. превратился в архетип Воителя/Мудреца/ Мужчины. Отсюда – наделение его образа качествами Абсолютного Воина, гениального полководца. Уже ученикам начальной школы внушается, что он сыграл решающую роль в победе над войсками Антанты, став организатором победы в "битве у Чанаккале" (т.е. в отражении попытки высадки десанта союзников в устье Дарданел), якобы изменившей ход первой мировой войны и, соответственно, мировой истории, затем разбил итальянских, французских и греческих агрессоров. Далее, он – гениальный государственный деятель, основатель современного турецкого государства. При этом его соратники, другие «отцы-основатели» настолько глубоко задвинуты в тень, что как-бы «нет у него сотоварищи», в полном соответствии со знакомой населению коранической традицией. Образ во многом оппозиционного Ататюрку Карабекира сведен только к «воителю», а ближайшего соратника Исмета Иненю - к ученику-продолжателю (некий собирательный образ четырех праведных халифов, поочередно возглавлявших некогда единую умму после смерти Мухаммеда). Рядом с ним поминаться могут лишь немногие борцы за новую «веру», в иконостас которых отобраны наиболее преданные соратники, а также ряд избранных лиц, погибших в борьбе за осуществление его идеалов. Его «божественность» должна подтверждаться и тем огромным вниманием, которое он уделял развитию авиации: ведь стихия светлых божеств — небо. Здесь и призывы к освоению воздушного пространства, и тот факт, что свою приемную дочь Сабиху Гекчен он превратил в первого турецкого пилота-женщину. Развивая эту традицию, сегодняшние власти страны продолжают пестовать давно уже ставшее анахронизмом, но основанное «Отцом турок» «Общество воздухоплавания» (приблизительный аналог советского «Осоавиахима»), о котором население, впрочем, вспоминает только в дни мусульманского(!) праздника жертвоприношения – шкуры зарезанных животных традиционно постуают в фонд этой организации.

После победы над Хаосом, согласно классической мифологической парадигме, наступает период обустройства, структуризации Космоса, все еще несущего на себе «родимые пятна» хаотического прошлого. Обустройство мира начинается с установления государственности в границах принятого парламентом «Национального обета», обозначенных достаточно произвольно – они очертили часть территории бывшей империи, в основном свободную на тот момент от оккупации (современная историография называет ее территорией с подавляющим турецким населением, но это не так – на значительной ее части и сегодня большинство жителей составляют курды или арабы). Эта произвольность, алогичность границ придала им непостижимый человеческим разумом сакральный характер установленных «свыше». В качестве победителя греческих агрессоров он воспринимается неким «змееборцем», подобно верховным божествам индоевропейских и семитских мифологий. Расправившись с «хтоническими» и заморскими противниками (напомним, что подавляющее большинство чудовищ – противников мифологических змееборцев являлись из моря – водная стихия – это всегда проекция стихии Хаоса), он приносит людям законы и морфологию общественного устройства (принятие кодексов ряда европейских стран), становясь основателем новой республиканской государственности, изменяя систему семейных отношений (моногамия), даруя людям новую письменность (латиница взамен арабицы), заставляя изменить пристрастия в одежде (европейский костюм) и стереотипы поведения (балы, концерты, употребление спиртного и т.д.), инициирует изменение до неузнаваемости словарного состава и даже грамматики языка. Здесь образ бога-устроителя дополняется чертами культурного героя. Меняется экзистенциальный статус всего населения – люди проходят через поголовную инициацию, обретая фамилии. Наконец, он устанавливает новый сакральный центр «турецкого космоса», провозгласив ничем не примечательный городок в центре страны новой столицей с центральным храмом новой веры – зданием Великого национального собрания (парламента) – символа новой республиканской государственности, порываюшей с монархическим устройством империи и возводимой самим Ататюрком в ранг сакральной модальности бытия нации, способной в дальнейшем поднять эту нацию на качественно новые онтологические уровни. Он даровал ей новую государственную символику, в частности, красное знамя. Здесь уместно будет вспомнить о распространнном во многих культурах планеты понятии магии крови как носителя жизненной субстанции, обладающей способностью к возрождению (покрытие тел покойников охрой в древности, окрашивание ладоней невесты хной у тюркских народов или обряжение ее в красный сарафан у славянских и т.д.).

Обустройство нового мира было продолжено путем массовой туркизации топонимики страны, сделавшей ее во-первых, «новой», во-вторых, «своей» (деяние облегчалось тем, что еще средневековые сельджукиды так удачно переделали греческое название «Анатолия» в тюркское «Анадолу» - в переводе «родной дол»). Многие сотни деревень, городов, рек и гор сменили армянские, греческие, курдские, арабские, лазские и другие имена на новые турецкие (вспомним, что наречение именем в мифологической традиции равносильно акту созидания). Продолжатели его дела пошли еще дальше по пути усиления теллургической сакральности обитаемого мира. Страна покрылась гигантскими националистическими и патриотическими (в условиях Турции это одно и то же) надписями и символами, выложенными камнями на склонах гор: сама мать-земля отныне недвусмысленно декларировала свою лояльность учению Ататюрка: «Мы на пути Отца», «Какое счастье называться турком» и т.п. На сегодняшнем этапе космизация (т.е. морфологизация и систематизация) ойкумены сосредоточилась на обуздании водной стихии, традиционно символизирующей хаос: невиданной пропагандой и вспышками безграничной гордости сопровождалось осуществление широкомасштабного ирригационного проекта на юго-востоке страны, в результате которого появились огромные плотины и целые водохранилища, «укротившие» волны Тигра и Евфрата.

Далее, он становится гениальным мыслителем, выдавшим сакраментальные пророчества о казавшейся на момент их произнесения маловероятной победе над Антантой, о славном будущем турецкой нации, о начале второй мировой войны, о развале СССР и необходимости заранее готовиться к «собиранию» тюркоязычных народов. «Сегодня Советский Союз - наш друг, сосед и союзник. Нам нужна дружба с ним. Но сегодня никто не в силах предсказать, что будет завтра. Он может распасться, уменьшиться, как Османская или Австро-Венгерская империи. Народы, которые он сегодня держит в кулаке, могут разбежаться. Соотношение сил в мире может измениться. Вот тогда Турция должна знать, что ей следует делать... Под властью этого нашего друга живут наши братья по языку, вере, по самой сути своей. Мы должны быть готовыми раскрыть объятия им… Надо заранее навести духовные мосты: языка, веры, истории. Мы должны обратиться к нашим корням и объединиться в нашей разделенной истории. Мы не должны ждать, когда они приблизятся к нам. Мы должны пойти им навстречу… Нас 15 миллионов, но тюрок вообще значительно больше… Тюрки живут повсюду. Сегодня нельзя даже помыслить о политическом союзе. Тому много препятствий. Вот поэтому я работаю над «солнечной теорией". Я хочу активизировать языковую и историческую революцию. Надо начинать с культуры. Сначала исправим язык. Турецкий язык Турции должен быть понятен всем тюркам. Со временем культурный союз должен перерасти в политический. Через 100 лет или через 50. Может ли существовать более великий идеал?».(14) Документально эти слова нигде не зафиксированы, неизвестно были ли они вообще произнесены, но цитируются они, в силу точного созвучия с привитыми населеню стереотипами, часто и без тени сомнения в их достоверности. Немалый вклад внес он и в историческую науку - тем, что "первым из тюркских вождей в самой верной форме дал харатеристику тюркской нации". (15) Более краткие его высказывания-заклинания тиражируются на сувенирах, дорожных щитах и фасадах зданий. Их воспроизведение и прочтение должно направлять людей на путь истины. Существуют цитаты общего плана, есть и такие, что относятся к конкретным областям человеческой деятельности. Среди наиболее часто встречающихся заклинаний первого типа упомянем: «Какое счастье называться турком!», «Турок, гордись, верь, работай!», «Один турок стоит вселенной» (к последнему, впрочем, стараются в последние годы не прибегать, должно быть, из-за его чрезмерной «магической силы»), ко второму: «Будущее – в небесах!» (используется во всех ситуациях, связанных с воздухоплаванием), «Доверьте меня турецким врачам!» (медицина), «Надежная молодежь – дрожжи новой Турции!» (молодежная политика) и т.д. В ипостаси автора магических формул Ататюрк предстает обладателем высшего знания, добивающегося желаемого даже не столько целенаправленной деятельностью, сколько с помощью магии, подобно ведийскому Варуне, эллинскому Крону или скандинавскому Одину, «связывающих» своих врагов силой слова и магического ритуала.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.