· назначает и увольняет руководителей подразделений и служб муниципалитета (администрации муниципального образования);
· назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
4. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.
5. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального
образования в отношениях с органами исполнительной власти
других муниципальных образований и органами государственной власти.
6. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Екатеринбург», полномочия главы Екатеринбурга включают в себя следующие.
Представительские полномочия Главы Екатеринбурга:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности;
2) представляет интересы населения муниципального образования в отношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления;
3) является официальным представителем муниципального образования в стране и за рубежом;
4) действует без доверенности от имени муниципального образования;
5) определяет направления развития региональных, межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей муниципального образования;
6) заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования;
7) принимает меры по обеспечению защиты интересов муниципального образования в судах.
Полномочия Главы Екатеринбурга по руководству Администрацией
города Екатеринбурга:
1) разрабатывает общую структуру Администрации города Екатеринбурга и представляет её для утверждения в городскую Думу;
2) устанавливает полную и уточнённую структуру Администрации города Екатеринбурга, штатное расписание Администрации города Екатеринбурга, типовую структуру администраций районов;
3) организует работу с кадрами Администрации города Екатеринбурга;
4) назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга;
5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга;
6) отменяет при необходимости распоряжения и приказы первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга, руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга;
7) осуществляет общее руководство отраслевыми, функциональными и территориальными органами Администрации города Екатеринбурга;
8) применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
9) руководит работой коллегии Администрации города Екатеринбурга;
10) осуществляет полномочия, вытекающие из договорных обязательств муниципального образования.
Полномочия Главы Екатеринбурга во взаимоотношениях с городской
Думой:
1) подписывает и обнародует в порядке, определённом настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;
2) обладает правом отклонять нормативные правовые акты, принятые городской Думой, с предложениями о внесении в них изменений и дополнений;
3) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;
4) представляет в городскую Думу общую структуру Администрации города Екатеринбурга;
5) представляет в городскую Думу проект бюджета муниципального
образования, отчёт о его исполнении;
6) направляет на рассмотрение городской Думы проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов;
7) представляет в городскую Думу программы и планы социально- экономического развития муниципального образования;
8) представляет в городскую Думу ежегодный отчёт о своей деятельности, деятельности Администрации города;
9) представляет на утверждение в городскую Думу проекты правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
10) вносит в городскую Думу проекты иных муниципальных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию городской Думы.
Полномочия Главы Екатеринбурга в финансово-экономической сфере:
1)организует разработку проекта бюджета муниципального образования, проектов программ и планов социально-экономического развития муниципального образования;
2)организует исполнение бюджета муниципального образования, является главным распорядителем средств местного бюджета, распоряжается средствами Администрации города Екатеринбурга;
3)распоряжается средствами бюджетных фондов;
4)делегирует полномочия муниципальным служащим по участию в органах управления хозяйствующих субъектов (без получения личного дохода), в которых муниципальное образование имеет вклады в имуществе;
5)руководит разработкой тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
6)организует разработку порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
7)организует разработку порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
8) в целях исполнения бюджета муниципального образования принимает решение о создании муниципального финансового органа либо поручает исполнение бюджета муниципального образования и передаёт иные бюджетные полномочия на основании договора (соглашения) иному финансовому органу.
Глава Екатеринбурга осуществляет контрольные полномочия:
1) обеспечивает в пределах своих полномочий соблюдение Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, настоящего Устава, иных нормативных правовых актов на территории муниципального образования;
2) контролирует деятельность органов и должностных лиц, Администрации города Екатеринбурга.
Глава Екатеринбурга руководит разработкой и реализацией мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории муниципального образования.
Глава Екатеринбурга осуществляет также иные полномочия, возложенные на него федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы (ст. 14)1.
Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г. Москве. В соответствии с Уставом – Основным Законом г. Москвы исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти – правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города – районные управления1.
Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.
Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.
Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов.
Премьером правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром, который также распределяет обязанности между членами правительства. Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.
Отраслевые и функциональные органы городской администрации – департаменты – осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром1.
Префекты административных округов – должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.
Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями.
Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.
Ответственность исполнительного органа общей компетенции в муниципальном образовании
Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий1.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами.
В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия2.
В Уставе муниципального образования «Город Екатеринбург» закреплено, что ответственность Главы Екатеринбурга перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Свердловской области, областных законов, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления ими отдельных государственныхполномочий, переданных федеральными и областными законами (ст. 61).
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством (ст. 76 ФЗ)2.
В Уставе муниципального образования «Город Екатеринбург» закреплено, что население муниципального образования вправе отозвать главу Екатеринбурга. Основаниями для отзыва Главы Екатеринбурга, депутата городской Думы являются неоднократные (два и более раза в течение года) административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде ареста, факт совершения которых этими лицами установлен в судебном порядке.
Голосование по отзыву Главы Екатеринбурга, депутата городской Думы осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством для проведения местного референдума.
В соответствии с федеральным законодательством Глава Екатеринбурга, депутат городской Думы считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) (ст. 62)3.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами (ст. 63).
Заключение
Итак, мы рассмотрели:
1. полномочия исполнительного органа общей компетенции в муниципальном образовании;
2. ответственность исполнительного органа общей компетенции в муниципальном образовании.
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Список используемой литературы:
Нормативный материал:
1. Конституция РФ.
2. ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 29.12.2004г.).
3. ФЗ от 25.09.1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004).
4. Устав муниципального образования «Город Екатеринбург». Е., 1995.
5. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
Литература:
1. Бондарь Н. С, Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2002, с. 498.
2. Законы города Москвы. 1994 – 1996 г.г. М., 1997.
3. Китаев П. О муниципальном исполнительном органе общей компетенции // Управленческое консультирование. 2002, № 4.
4. Коваленко А. И. Муниципальное право. М., 1997, с. 390.
5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002, с. 559.
6. Шугpина Е. С. Муниципальное право. Н., 1995, с. 510.
Страницы: 1, 2, 3