Рефераты. Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы

Особое место имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.

В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 г.» доходы республиканского бюджета на 2001 г. формируются за счет:

•        НДС   и   акцизов   на  товары   (работы,  услуги),   ввозимые  на  таможенную
территорию РБ (20%, 10%);

•        НДС  на  товары  (работы,  услуги),  производимые  на территории  РБ  (за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в
бюджеты: Бресткой области - 66%, Витебской - 47%, Гомельской - 42%,
Гродненской- 58%, Минская- 56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%.

•        акцизов на отдельные товары по спирту из пищевого сырья, водка, ликеро -
водочные    изделия    и    спиртосодержащим    раствором    (за    исключением
отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 40%;

•        налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений,
передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%,
Витебской - 44%, Гомельской - 33%, Гродненской - 43%, Минская - 39%,
Могилевская-41%, г. Минск-25%;

•        единого  налога  для  производителей  сельскохозяйственной  продукции  (за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска)
70%;

•         налога на игорный  бизнес  (за исключением  отчислений,  передаваемых  в
бюджеты областей и г. Минска) 50%;

•        чрезвычайного    налога    для    ликвидации    последствий    катастрофы    на
Чернобыльской АЭС 4%;

•        доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций 12%;

•        доходов свободных экономических зон (налог на прибыль - 15%, НДС - 10%,
налог на доход - 15%);

•        других обязательных платежей и иных поступлений.

Также в доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:

•республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (1,5% от выручки);

• государственного    фонда    содействия    занятости    (1%,    0,5%    -    для

сельскохозяйственных производителей);

•  республиканского дорожного фонда- 40%;
•республиканского фонда охраны природы -10%;
•республиканского фонда «Энергосбережение» - 15%;

•  гарантийного фонда- 10%.

Статьей 5 этого же Закона поступления доходов по основным источникам предусмотрены в определенных суммах (приложение 2).

Исходя из рассмотренного приложения, все доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы:

•  текущие доходы;

•  капитальные доходы;
•доходы СЭЗ;

•  Доходы государственных целевых бюджетных фондов.

Каждая группа в свою очередь делиться на ряд подгрупп (приложение 2).

Согласно ст. 10 «Закона о бюджете Республике Беларусь на 2001 год» Советы депутатов областного и базового территориального уровня в 2001 г. вводят на территории соответствующих административно - территориальных единиц свои налоги и сборы (ставки налогов и сборов, местные органы власти устанавливают самостоятельно, но не более 5%) (см. пункт 2.2.3).

В 2001г. в доход республиканского бюджета полностью поступают средства (в т.ч. иностранные), полученные государственными органами (за рядом исключений) [ Закон РБ "О бюджете РБ на 2001г." ст. 34].

Исходя из рассмотренного, можно отметить, что порядок формирования доходов бюджета регулируется по большей части Законом «О бюджете Республике Беларусь». С учетом сложившейся практики данным Законом определяются вопросы формирования на республиканском и местном уровнях целевых бюджетных фондов, перечня и порядка введения местных налогов и сборов. Закон о бюджете на 2001 год содержит ряд новых принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на продолжение работы по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков с бюджетом и рационализацию структуры налоговых платежей.

С этой целью в 2001 году объединяются чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в единый платеж в

размере 5% фонда заработной платы. По аналогичным соображениям в 2001 году объединяются в единый платеж целевые сборы в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местные бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, который производится плательщиками в размере 2,5% выручки от реализации товаров, работ, услуг. Отчисления средств пользователями автомобильных дорог и отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки уплачиваются в едином порядке по общему нормативу в размере 2% выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается бюджетизацией финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.

В течение последних нескольких лет доля государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высокой, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой, и весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.

Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (табл. 2.1).

Очевидно, что основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Доля налоговых доходов в бюджете увеличилась с 88,1% в 1997 г. до 92,2% в 2001 г., соответственно неналоговые доходы бюджета уменьшились за этот период с 11,9 до 7,8%.

Таблица 2.1

Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Республики Беларусь (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу


Доходы бюджета

1997

1998

1999

2000

2001

Доходы — всего

100.0

100.0.

100,0

100Г0

100.0

Из них:






налоговые

88,1

91,5

91.1

92,5

92,2

еналоговые

11,9

8,5

8,9

7,5

7,8

Более детальный анализ структуры доходной части бюджета показывает,- что основную часть его доходов составляют косвенные налоги (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (без учета

целевых бюджетных фондов), % к итогу


Доходы

1993

1994

1996

1998

1999

2000

2001

Доходы - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:








Налог на прибыль и доходы

25,9

29,7

23,5

15,1

15,1

18,1

17,3

НДС

37,1

27,6

28,0

31,1

30,6

30,9

29,6

Акциз

9,0

12,1

7,9

13,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.