Особое место имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.
В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 г.» доходы республиканского бюджета на 2001 г. формируются за счет:
• НДС и акцизов на товары (работы, услуги), ввозимые на таможенную территорию РБ (20%, 10%);
• НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории РБ (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой области - 66%, Витебской - 47%, Гомельской - 42%, Гродненской- 58%, Минская- 56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%.
• акцизов на отдельные товары по спирту из пищевого сырья, водка, ликеро - водочные изделия и спиртосодержащим раствором (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 40%;
• налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%, Витебской - 44%, Гомельской - 33%, Гродненской - 43%, Минская - 39%, Могилевская-41%, г. Минск-25%;
• единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 70%;
• налога на игорный бизнес (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 50%;
• чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 4%;
• доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций 12%;
• доходов свободных экономических зон (налог на прибыль - 15%, НДС - 10%, налог на доход - 15%);
• других обязательных платежей и иных поступлений.
Также в доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:
•республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (1,5% от выручки);
• государственного фонда содействия занятости (1%, 0,5% - для
сельскохозяйственных производителей);
• республиканского дорожного фонда- 40%; •республиканского фонда охраны природы -10%; •республиканского фонда «Энергосбережение» - 15%;
• гарантийного фонда- 10%.
Статьей 5 этого же Закона поступления доходов по основным источникам предусмотрены в определенных суммах (приложение 2).
Исходя из рассмотренного приложения, все доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы:
• текущие доходы;
• капитальные доходы; •доходы СЭЗ;
• Доходы государственных целевых бюджетных фондов.
Каждая группа в свою очередь делиться на ряд подгрупп (приложение 2).
Согласно ст. 10 «Закона о бюджете Республике Беларусь на 2001 год» Советы депутатов областного и базового территориального уровня в 2001 г. вводят на территории соответствующих административно - территориальных единиц свои налоги и сборы (ставки налогов и сборов, местные органы власти устанавливают самостоятельно, но не более 5%) (см. пункт 2.2.3).
В 2001г. в доход республиканского бюджета полностью поступают средства (в т.ч. иностранные), полученные государственными органами (за рядом исключений) [ Закон РБ "О бюджете РБ на 2001г." ст. 34].
Исходя из рассмотренного, можно отметить, что порядок формирования доходов бюджета регулируется по большей части Законом «О бюджете Республике Беларусь». С учетом сложившейся практики данным Законом определяются вопросы формирования на республиканском и местном уровнях целевых бюджетных фондов, перечня и порядка введения местных налогов и сборов. Закон о бюджете на 2001 год содержит ряд новых принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на продолжение работы по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков с бюджетом и рационализацию структуры налоговых платежей.
С этой целью в 2001 году объединяются чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в единый платеж в
размере 5% фонда заработной платы. По аналогичным соображениям в 2001 году объединяются в единый платеж целевые сборы в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местные бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, который производится плательщиками в размере 2,5% выручки от реализации товаров, работ, услуг. Отчисления средств пользователями автомобильных дорог и отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки уплачиваются в едином порядке по общему нормативу в размере 2% выручки от реализации товаров, работ и услуг.
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается бюджетизацией финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.
В течение последних нескольких лет доля государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высокой, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой, и весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.
Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (табл. 2.1).
Очевидно, что основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Доля налоговых доходов в бюджете увеличилась с 88,1% в 1997 г. до 92,2% в 2001 г., соответственно неналоговые доходы бюджета уменьшились за этот период с 11,9 до 7,8%.
Таблица 2.1
Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Республики Беларусь (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу
Доходы бюджета
1997
1998
1999
2000
2001
Доходы — всего
100.0
100.0.
100,0
100Г0
Из них:
налоговые
88,1
91,5
91.1
92,5
92,2
еналоговые
11,9
8,5
8,9
7,5
7,8
Более детальный анализ структуры доходной части бюджета показывает,- что основную часть его доходов составляют косвенные налоги (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (без учета
целевых бюджетных фондов), % к итогу
Доходы
1993
1994
1996
Доходы - всего
В том числе:
Налог на прибыль и доходы
25,9
29,7
23,5
15,1
18,1
17,3
НДС
37,1
27,6
28,0
31,1
30,6
30,9
29,6
Акциз
9,0
12,1
7,9
13,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7