Рефераты. Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы

Однако более глубокие изменения в бюджете происходят с 1992 г. Они связаны с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеется в виду Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь", Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", ряд законов о налогах.

Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами

трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

Начиная с этого времени формирование доходной части бюджета стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г., которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. Переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого налогообложения косвенным. Новая налоговая система предусматривала отмену налога с оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует система косвенных налогов, включающая налог на добавленную стоимость и акцизы.

В то же время от введения новых видов налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4 млрд. руб., или в 3,3 раза.

В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов: если в 1997 г. объем бюджета по этой причине увеличился на 2% , то в 1998 г. - на 18,7% . По прогнозу на 2001 г. доля целевых фондов в бюджете определена в размере 22,7% к уровню текущих и капитальных доходов и 18,5% к общему объему доходов бюджета.

Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал возникновению еще одной особенности бюджета - резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства. Только за последние пять лет объем бюджета вырос почти в 60 раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях высокой инфляции он увеличился почти в 7140 раз (без учета целевых бюджетных фондов); его показатели дважды деноминировались в связи с изменением нарицательной стоимости денежной единицы Республики Беларусь и масштаба цен (в 1994 и 2000 г.).

Проведенный анализ состояния доходной и расходной частей бюджета Беларуси в период с 1992 по 2000 г. позволил нам сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики, к которым можно отнести следующие:

•расширение сферы бюджетных отношений и круга участников бюджетного процесса;

•усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;

•быстрый рост объема бюджета; формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов;

•сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете;

•недостаточно рациональная структура доходов и расходов бюджета; •усиление социальной направленности расходов бюджета; •появление  специфических  расходов,  связанных  с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований; •формирование в составе бюджета резервных фондов; •устойчивый бюджетный дефицит.

2. Доходы и расходы бюджета. Его роль в общественном производстве

Доходи бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в

любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. В экономической литературе выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства1:

1.  Обусловленность     конкретных    видов    платежей,     существующими
экономическими и социально- политическими факторами, постоянным
совершенствованием   системы   бюджетных   доходов   в   соответствии   с
потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в
размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов
роста экономики и реализации социальных программ;

2.            Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не
связано с трудовыми усилиями предприятия.

Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмбтря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1.  Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование
ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

2.           Обязательные платежи физических и юридических фирм, .взимаемые в виде
разных налогов и сборов.

3.           Привлеченные   ресурсы   в   форме   государственных   займов,   доходов   от
реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные
банки и др.

Все источники поступлений в бюджет можно сгруппировать по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предпологающей установление единых

_______________

' Доходы государства, понятие более широкое, чем бюджетные доходы, т.к. включают в себя помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других комерческих структур, а вторую от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.

Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства т т. п.). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации комерческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.