Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права – такие, как свобода печати, собрания, и выражения - гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.
Задачей Верховного Суда – второго по значению органа судебной власти, является «контроль за правильным исполнением законов, унификация деятельности судебной системы, а также выполнение обязанностей, предусмотренных законом, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Председателем Судебной власти (ст. 161).
Судебная система Ирана состоит из общих и специальных судов. Туда же входят и исламские революционные суды. К их компетенции отнесены политические преступления, частично экономические и дела, связанные с наркотиками. Кроме того, в судебную систему входят:
- Суд административной справедливости (рассмотрение споров между населением и судебной властью)
- Генеральная инспекция (специальный надзор за исполнением законов и постановлений)
- Юридическая полиция (надзор юридической администрацией и работниками судебной системы)
5) Административно-территориальное деление
В настоящее время страна поделена на 23 остана – губернаторства, во главе которых стоят остандары (генерал-губернаторы). Второй уровень управления составляют шахрестаны (области), на которые делятся губернаторства. Во главе шахрестанов, которых насчитывается 472, стоят фармандары (губернаторы). Третий уровень управления – это районы – бахши, во главе которых стоят бахшдары. Насчитывается 499 бахшей. Сельские районы делятся на дехистаны, или группу деревень, под началом дехдара (старосты). Министр внутренних дел назначает генерал-губернаторов и губернаторов (ст. 103). На каждом уровне имеется совет, а Высшие Советы Областей формируются из представителей провинциальных советов (ст. 100). Министерство внутренних дел назначает мэра каждого города, а представители городской власти избираются на местном уровне. Староста деревни, рекомендованный высшими инстанциями, управляет сельской местностью.
Согласно конституции, выборы должны проводиться по крайней мере, каждые четыре года и должны контролироваться Наблюдательным Советом. Избирательное право универсально и действительно с возраста 16 лет. Все важные вопросы решаются на референдуме.
б) Принципы Конституции.
В конституции ничего не говорится о ревкомах и ревтрибуналах. Тем самым они объявлялись неконституционными и подлежали роспуску; их место должны были занять выборные местные советы и шариатские суды, подчиненные Верховному суду. Вместе с тем, поскольку духовенство продолжало настороженно относиться к армии, которую ему так и не удалось полностью подчинить своему контролю, в Конституции был закреплен статус Корпуса стражей исламской революции с оговоркой, что его функции определит закон, в котором «будет подчеркнуто братское сотрудничество и скоординированность действий» армии и Корпуса (ст. 150).
Выработанный Советом экспертов проект конституции знаменовал собой победу группировки Бехешти, поскольку политический смысл его заключался в законодательном закреплении верховенства исламских деятелей в руководстве страной. Нормы религии поставлены над светским законодательством (ст. 4), а духовенству в лице шести назначаемых Рахбаром членов Наблюдательного совета предоставлено право вето в отношении законодательной деятельности парламента.
Социально-экономический же смысл новой конституции заключался в провозглашенном принципе защиты частной собственности (ст. 44). Таким образом, конституция явилась очередным компромиссом между исламскими деятелями и буржуазией. Теперь этот компромисс касался не раздела власти, а раздела сфер влияния. Духовенство закрепило свое господство в политической, идеологической и социальной областях, а буржуазии оставлялось господство в сфере экономики.
Совершенно очевидно, что закрепленные в Конституции положения об ограничении крупной собственности (ст. 43), о недопустимости эксплуатации (ст. 43) в условиях победивших капиталистических отношений остаются пустой фразой. Ликвидация шахского режима и бегство за границу верхушки предпринимателей не только не уничтожили, но даже не подорвали основ капитализма. Сама мелкая буржуазия ежечасно, ежеминутно порождает капитализм. Заветная мечта каждого мелкого хозяйчика -–превратиться в среднего, а то и в крупного хозяина. Никакие парламентские законы и ограничения не способны остановить процесс естественного выделения из мелкобуржуазной массы крупных предпринимателей, крупного капитала, который неизбежно начинает господствовать в социально-экономической жизни и прямо или опосредованно подчиняет себе и государственную власть.
V. Претворение в жизнь положений теории «велайат-е факих»
а) Избрание Президента ИРИ.
Исламское руководство начало формирование конституционных органов власти сразу же после одобрения проекта конституции референдумом 2-3 декабря. В декабре была объявлена избирательная кампания по выборам президента, причем Хомейни призвал духовных лиц воздержаться от выставления своих кандидатур, так как боялся, что среди них есть много противников принципа «велайат-е факих». В результате состоявшихся 25 января выборов первым президентом Ирана, получив 11 миллионов голосов из 14, стал Абольхасан Банисадр, человек из ближайшего окружения Хомейни, автор теории так называемой «тоухидной экономики», занимавший в правительстве пост министра экономики. Его избрание было обусловлено, с одной стороны, поддержкой Хомейни, с другой - тем, что главный упор он делал на необходимости разрешения экономических проблем. Его теория «тоухидной экономики» весьма импонировала широким мелкобуржуазным массам, что сыграло немаловажную роль в избрании его президентом страны.
В самом кратком виде эта теория сводится к следующему: если в своей экономической деятельности каждый человек станет добровольно и сознательно руководствоваться положениями ислама то тем самым будет создано некое «общество божественной гармонии», без насилия, угнетения и эксплуатации. Краеугольным камнем концепции Банисадра явилось неприятие «концентрации власти» в руках одного человека, группы лиц, партий, государства или группы государств. По его мнению, все пороки современного мира проистекают от того, что одни, опираясь на свое экономическое могущество, господствуют, другие же вынуждены подчиняться. В исламском обществе центрами принятия решений должны стать общины административных единиц, а общегосударственные дела должны решаться всем народом на основе принципов ислама. Хотя вся концепция Банисадра была пронизана исламским духом, в ней практически не оставалось места для политической власти духовенства, которая оказывалась излишней, поскольку каждый член общества обязан добровольно поступать сообразно законам ислама. Банисадр особо подчеркивал, что имамат не должен превращаться в правительство, иначе вследствие концентрации власти в руках одной группы лиц возродятся все пороки современного общества.
б) Столкновение верхушки духовенства с президентом и его политическое устранение.
Поражение кандидата Партии исламской республики на выборах предопределило неприязнь группировки Бехешти к президенту; со своей стороны, Банисадр отрицательно относился к сосредоточению власти в руках ИРС и руководства ПИР. Сопротивление Банисадра давлению группы Бехешти вынудило его искать средства усиления собственной власти. Пользуясь поддержкой Хомейни и с согласия последнего, он заявил о намерении назначить премьер-министра и сформировать правительство, не дожидаясь выборов в парламент. Однако ИРС и руководство ПИР заблокировали это намерение, сославшись на то, что формирование правительства до созыва парламента является нарушением Конституции, поскольку именно парламент должен одобрить состав правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8