Рефераты. Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979...

Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права – такие, как свобода печати, собрания, и выражения - гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.

Верховный судебный совет просуществовал с 1979 по 1989 г. В его состав входили Председатель Верховного Суда, генеральный прокурор и трое муджтехидов. За 10 лет он проделал огромную работу по созданию новой структуры органов юстиции и разработке судебных законопроектов. В 1982 его директивой были отменены все не соответствующие исламским принципам законы. Предписывалось судьям ссылаться на исламские тексты, а при сомнении обращаться в Наблюдательный Совет или в штаб-квартиру аятоллы Хомейни. В 1983 году Меджлис пересмотрел уголовный кодекс и установил систему кровной мести. Наказания, включая отрубание частей тела и телесные, могут быть исполнены членом семьи потерпевшей стороны или представителем государства. Отменена апелляция и введена полная конфискация. С 1989 года полномочия Верховного Судебного Совета возложены на Председателя Судебной власти, назначаемого Руководителем на 5 лет. Председатель назначает Председателя Верховного Суда, определяет Генерального Прокурора и предлагает президенту кандидатуру министра юстиции.

          Задачей Верховного Суда – второго по значению органа судебной власти, является «контроль за правильным исполнением законов, унификация деятельности судебной системы, а также выполнение обязанностей, предусмотренных законом, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Председателем Судебной власти (ст. 161).

          Судебная система Ирана состоит из общих и специальных судов. Туда же входят и исламские революционные суды. К их компетенции отнесены политические преступления, частично экономические и дела, связанные с наркотиками. Кроме того, в судебную систему входят:

-         Суд административной справедливости (рассмотрение споров между населением и судебной властью)

-         Генеральная инспекция (специальный надзор за исполнением законов и постановлений)

-         Юридическая полиция (надзор юридической администрацией и работниками судебной системы)


5) Административно-территориальное деление


В настоящее время страна поделена на 23 остана – губернаторства, во главе которых стоят остандары (генерал-губернаторы). Второй уровень управления составляют шахрестаны (области), на которые делятся губернаторства. Во главе шахрестанов, которых насчитывается 472, стоят фармандары (губернаторы). Третий уровень управления – это районы – бахши, во главе которых стоят бахшдары. Насчитывается 499 бахшей. Сельские районы делятся на дехистаны, или группу деревень, под началом дехдара (старосты). Министр внутренних дел назначает генерал-губернаторов и губернаторов (ст. 103). На каждом уровне имеется совет, а Высшие Советы Областей формируются из представителей провинциальных советов (ст. 100). Министерство внутренних дел назначает мэра каждого города, а представители городской власти избираются на местном уровне. Староста деревни, рекомендованный высшими инстанциями, управляет сельской местностью.

Согласно конституции, выборы должны проводиться по крайней мере, каждые четыре года и должны контролироваться Наблюдательным Советом. Избирательное право универсально и действительно с возраста 16 лет. Все важные вопросы решаются на референдуме.


б) Принципы Конституции.

 

В конституции ничего не говорится о ревкомах и ревтрибуналах. Тем самым они объявлялись неконституционными и подлежали роспуску; их место должны были занять выборные местные советы и шариатские суды, подчиненные Верховному суду. Вместе с тем, поскольку духовенство продолжало настороженно относиться к ар­мии, которую ему так и не удалось полностью подчинить своему контролю, в Конституции был закреплен статус Корпуса стражей исламской революции с оговоркой, что его функции определит за­кон, в котором «будет подчеркнуто братское сотрудничество и скоординированность действий» армии и Корпуса (ст. 150).

Выработанный Советом экспертов проект конституции знамено­вал собой победу группировки Бехешти, поскольку политический смысл его заключался в законодательном закреплении верховенст­ва исламских деятелей в руководстве страной. Нормы религии поставлены над светским законодательством (ст. 4), а духовенству в лице шести назначаемых Рахбаром членов Наблюдательного совета предоставлено право вето в отношении законодательной деятельности парламента.

Социально-экономический же смысл новой конституции заклю­чался в провозглашенном принципе защиты частной собственности (ст. 44). Таким образом, конституция явилась очередным компро­миссом между исламскими деятелями и буржуазией. Теперь этот компромисс касался не раздела власти, а раздела сфер влияния. Духовенство закрепило свое господство в политической, идеологи­ческой и социальной областях, а буржуазии оставлялось господст­во в сфере экономики.

Совершенно очевидно, что закрепленные в Конституции положе­ния об ограничении крупной собственности (ст. 43), о недопусти­мости эксплуатации (ст. 43) в условиях победивших капиталисти­ческих отношений остаются пустой фразой. Ликвидация шахского режима и бегство за границу верхушки предпринимателей не толь­ко не уничтожили, но даже не подорвали основ капитализма. Са­ма мелкая буржуазия ежечасно, ежеминутно порождает капита­лизм. Заветная мечта каждого мелкого хозяйчика -–превратиться в среднего, а то и в крупного хозяина. Никакие парламентские законы и ограничения не способны остановить процесс естествен­ного выделения из мелкобуржуазной массы крупных предпринима­телей, крупного капитала, который неизбежно начинает господ­ствовать в социально-экономической жизни и прямо или опосре­дованно подчиняет себе и государственную власть.


V.  Претворение в жизнь положений теории «велайат-е факих»


а) Избрание Президента ИРИ.

 

Исламское руководство начало формирование конституционных органов власти сразу же после одобрения проекта конституции ре­ферендумом 2-3 декабря. В декабре была объявлена избиратель­ная кампания по выборам президента, причем Хомейни призвал духовных лиц воздержаться от выставления своих кандидатур, так как боялся, что среди них есть много противников принципа «велайат-е факих». В результате состоявшихся 25 января выборов первым президен­том Ирана, получив 11 миллионов голосов из 14, стал Абольхасан Банисадр, человек из ближайшего окружения Хомейни, автор теории так называемой «тоухидной эко­номики», занимавший в правительстве пост министра экономики. Его избрание было обусловлено, с одной стороны, поддержкой Хо­мейни, с другой - тем, что главный упор он делал на необходимо­сти разрешения экономических проблем. Его теория «тоухидной экономики» весьма импонировала широким мелкобуржуазным мас­сам, что сыграло немаловажную роль в избрании его президентом страны.

В самом кратком виде эта теория сводится к следующему: ес­ли в своей экономической деятельности каждый человек станет добровольно и сознательно руководствоваться положениями исла­ма то тем самым будет создано некое «общество божественной гармонии», без насилия, угнетения и эксплуатации. Краеугольным камнем концепции Банисадра явилось неприятие «концентрации власти» в руках одного человека, группы лиц, партий, государства или группы государств. По его мнению, все пороки современного мира проистекают от того, что одни, опираясь на свое экономи­ческое могущество, господствуют, другие же вынуждены подчи­няться. В исламском обществе центрами принятия решений долж­ны стать общины административных единиц, а общегосударствен­ные дела должны решаться всем народом на основе принципов ислама. Хотя вся концепция Банисадра была пронизана ислам­ским духом, в ней практически не оставалось места для полити­ческой власти духовенства, которая оказывалась излишней, по­скольку каждый член общества обязан добровольно поступать со­образно законам ислама. Банисадр особо подчеркивал, что има­мат не должен превращаться в правительство, иначе вследствие концентрации власти в руках одной группы лиц возродятся все пороки современного общества.


б) Столкновение верхушки духовенства с президентом и его политическое устранение.

 

Поражение кандидата Партии исламской республики на выбо­рах предопределило неприязнь группировки Бехешти к президен­ту; со своей стороны, Банисадр отрицательно относился к сосредо­точению власти в руках ИРС и руководства ПИР. Сопротивление Банисадра давлению группы Бехешти вынудило его искать средст­ва усиления собственной власти. Пользуясь поддержкой Хомейни и с согласия последнего, он заявил о намерении назначить премьер-министра и сформировать правительство, не дожидаясь выборов в парламент. Однако ИРС и руководство ПИР заблокиро­вали это намерение, сославшись на то, что формирование правительства до созыва парламента является нарушением Конститу­ции, поскольку именно парламент должен одобрить состав прави­тельства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.