Рефераты. Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979...

Таким образом, Бахтияр наиболее последовательно отстаивал классовые интересы национальной буржуазии. Вполне естественно, что та часть буржуазии, которая пошла на сделку с духовенством, потребовала после победы революции вознаграждения за свою поддержку духовенства, т. е. допуска к государственной власти, ибо именно этим условием определялся компромисс буржуазии с духовенством.


III. Перерастание революции из народной в мелкобуржуазную. Постепенный переход к созданию государства согласно теории Хомейни.


а) Союз духовенства с буржуазией.

 

В непосредственное окружение Хомейни вначале в Париже, а затем в Иране входили такие гражданские деятели, как Базарган, Банисадр, Готбзаде, Чамран и др. За ними стояли такие организации, как «Движение за освобождение Ирана», Национальный фронт. За Национальным Фронтом, в свою очередь, стоял базар. Считается, аксиомой, что духовенство обладало сильным влиянием на базаре. Но при этом упускается из виду, что базар - это не только и не столько мелкие лавочники, сколько крупные оптовые торговцы, определяю­щие всю экономическую политику базара, подчинившие себе роз­ничную мелкую торговлю. Господствуя экономически, держа в за­висимости мелких лавочников, крупный торговый капитал базара определял и их социальное поведение. Без согласия и содействия представителей этого капитала духовенству вряд ли удалось бы самостоятельно повести за собой базарные массы. У светских лиц из окружения Хомейни был большой опыт политической деятельности, широкие связи в оппозиционных кругах; у них были контакты с иностранной прессой, с различными официальными, полуофи­циальными и неофициальными деятелями и организациями. Имен­но они в парижский период Хомейни служили главным связующим звеном между ним и революционными силами внутри страны, его рупором. Не случайно известность Хомейни резко возросла после его переезда из Неджефа в Париж, ибо именно деятели, искушен­ные во всех тонкостях политической игры, создавали ему то, что называется «паблисити». Хомейни не мог без них обойтись, они: были нужны ему, так же как и им нужно было его имя, его авторитет. В этом свете закономерным представляется то, что граждан­ские лица составили большинство в ИРС: из 15 его членов только 6 были духовными лицами.

Назначение Временного правительства не было следствием во­леизъявления Хомейни, оно родилось в результате острой полити­ческой борьбы внутри ИРС. Большинство духовных лиц - членов ИРС отстаивало принцип «велайат-е факих», т. е. верховенство религиозных деятелей. Буржуазные, пробуржуазные и мелкобур­жуазные деятели ИРС настаивали на передаче власти в руки свет­ских лиц либо на компромиссном решении раздела власти. Возник­новение наряду с ИРС Временного правительства означало победу компромисса и поражение сторонников «велайат-е факих», тем бо­лее что против этого принципа выступал такой авторитет, как аятолла Талегани, занимавший пост председателя ИРС. Против­никами «велайат-е факих» были и не входившие в ИРС аятолла Шариат-Мадари, фактический глава шиитской общины в Иране в период изгнания Хомейни, аятолла Гольпаегани и ряд других ме­нее известных религиозных деятелей. Таким образом, политическое противоборство сторонников и противников принципа «велайят-е факих» предрешило вопрос о появлении Временного правительст­ва, и Хомейни ничего не оставалось делать, как санкционировать его.

Свою роль здесь сыграл еще один фактор: хотя духовенство стремилось к единоличному господству, оно, во-первых, нуждалось в политическом опыте буржуазных деятелей в деле управления сложнейшим механизмом государства, а во-вторых, опасалось остаться один на один с революционными массами. Тот факт, что те вопреки воле духовенства поднялись на вооруженное восстание и пошли за левыми и леворадикальными организациями, игнорировав призывы духовенства свернуть вооруженную борьбу и отказав­шись выполнить прямое распоряжение Хомейни сдать оружие, так же как и то, что революционные органы власти саботировали правительство Базаргана, несмотря на предупреждение Хомейни, что «противодействие этому Правительству - это противодействие ша­риату», - все это было для религиозных деятелей тревожными симптомами того, что их авторитет и контроль над массами не без­граничны. В подобных условиях открытое выступление духовенства против буржуазии за полное обладание властью могло послужить для масс сигналом к перерастанию революционной стихии в осо­знанную классовую борьбу против капитализма. И в этой борьбе левые организации и пролетариат как наиболее классово сознательный и последовательно революционный класс могли увлечь за собой мелкую буржуазию с ее стихийным антикапитализмом. В об­становке революционного подъема масс, установившейся де-факто политической свободы, которой воспользовались левые силы для борьбы за свое влияние в массах, духовенству приходилось вести сложную политику лавирования. Элементом этой политики и явил­ся союз с буржуазией для подавления левого течения в революции, предотвращения возможности ее углубления.


б) Буржуазия и Временное правительство.

 

Но буржуазия, вступив в коалицию с исламскими деятелями, оказалась вынужденной вести такую же политику лавирования: для того чтобы не дать левому и мелкобуржуазному течению объ­единиться (хотя и с различными целями) на общей платформе борьбы против буржуазии, Временному правительству пришлось поддерживать мелкую буржуазию против левого тече­ния. Такого предательства своих классовых интересов не потерпела та часть буржуазии, которая входе революции колебалась между монархией и духовенством. Вначале в марте 1979 г. раскололся Национальный фронт. Из него вышло Общество социалистов на­ционального движения, создав собственный Национально-Демокра­тический Фронт под руководством внука Мосаддыка Хедаятоллы Матин-Дафтари. 1 апреля 1979 года, после внушительной победы на национальном референдуме (в котором предлагался только один выбор  и голосование не было тайным), Хомейни провозгласил Исламскую республику; рухнули надежды буржуазии на республику свет­скую. Верный своему соглашательскому курсу, Базарган остался на посту премьер-министра, но его и без того непроч­ные позиции оказались еще больше ослабленными. На многотысяч­ном митинге, созванном НДФ, Матин-Дафтари заявил, что причина его отставки в том, что правительство не имеет реальной власти, что «безответственные элементы» (имелись в виду члены ислам­ского руководства) и революционные комитеты парализуют его деятельность, препятствуют проведению «экономических преобразо­ваний» (т. е. осуществлению экономической политики в интересах буржуазии). Санджаби высказался за передачу правительству всей полноты власти, а также за подчинение ему всех вооружен­ных формирований в стране.

Вот это обвинение К. Санджаби в адрес правительства служит ключом к пониманию того, почему даже тогда, когда вы­явилось полное бессилие этого правительства, когда оно осталось в одиночестве и даже буржуазия отступилась от него, исламские деятели не пошли на его роспуск. Все дело в том, что правительство играло роль своеобразного громоотвода. Все недовольство различных групп, партий, социальных слоев и классов тем, что революция не привела к удовлетворению именно их чаяний, на­правлялось против правительства. Оно служило мишенью для критики и справа и слева. На него, как на козла отпущения, возлагалась ответственность за то, что в стране не проводятся реформы, растет безработица, не хватает продуктов питания, постепенно урезываются свободы. Духовенство же при этом оставалось в тени, вне досягаемости критики. С этой точки зрения сохранение Временного правитель­ства было выгодно духовенству.


в) Лавирование политики духовенства по отношению к буржуазии.

 

Однако не все религиозные деятели были едины в подходе к Временному правительству. Хомейни санкционировал раздел вла­сти и объявил Временное правительство соответствующим шариа­ту: роспуск его был бы равносилен признанию аятоллы в собствен­ной ошибке; к тому же с высоты своего положения Хомейни не воспринимал правительство как конкурента в обладании властью. Иначе относилась к нему группировка Бехешти - Рафсанджани: потерпев поражение во фракционной борьбе внутри ИРС, она стре­милась взять реванш и, не обладая перевесом сил в ИРС, перешла к новым методам борьбы, стремясь обеспечить себе поддержку за пределами Совета. С этой целью она в апреле 1979 г. приступила к созданию массовой партии, получившей название Партии исламской республики (ПИР). Однако противоборство группировки Бехешти - Рафсанджани с буржуазным Временным правительст­вом не носило принципиально классового характера. Временное правительство не устраивало ее не потому, что оно было буржуаз­ным, а потому, что его существование урезывало власть тех ре­лигиозных деятелей во главе с Бехешти, которые стремились к ничем не ограниченному господству. Партия исламской республики и должна была стать политическим инструментом достижения этой цели. В сложившихся усло­виях борьба эта не могла вестись открыто. Создавая ПИР, Бехеш­ти рассчитывал обеспечить себе и своим единомышленникам боль­шинство на предстоящих выборах в учредительное собрание и парламент и «законным», конституционным путем отстранить бур­жуазных деятелей от власти. Создание ПИР преследовало и дру­гую цель: не особенно надеясь на ревкомы и «пасдаров», Бехешти под эгидой ПИР создавал собственные ударные силы для борьбы с выступлениями оппозиции - так называемую «Хезб-е Аллах» (Партию Аллаха), рекрутировавшую своих членов из самых тем­ных и фанатично преданных исламу низов общества. Партия Ал­лаха не имела ни собственного руководства, ни организационных рамок. По существу, это была толпа погромщиков, готовых по при­казу руководства ПИР выступить на разгон неугодных ему митин­гов и демонстраций левых сил и демократической буржуазии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.