Рефераты. Государственная и муниципальная служба (понятия и виды)

Как правило, законы субъектов РФ о государственной (и му­ниципальной) службе соответствующих субъектов РФ опреде­ляют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений: определение содержания и основных эле­ментов государственной службы субъектов РФ; перечисление и конкретизация определенных федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ; рангирование государственных должностей в субъ­екте РФ с учетом соответствующих положений федерального (рамочного) закона о государственной службе; разработка и ут­верждение квалификационных требований по должностям, за­мещаемым государственными служащими субъектов РФ; уточ­нение перечня прав и обязанностей государственных служащих субъектов РФ; установление оснований и видов поощрения го­сударственных служащих субъектов РФ; детализация опреде­ленных федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих;

конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего; определение со­держания государственной тайны субъекта РФ; усиление и уточ­нение гарантий для государственных служащих, установленных федеральным законодательством; закрепление порядка назначе­ния и размеров денежного содержания государственных служа­щих субъектов РФ на основе норм федерального законодатель­ства; дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпус­ков и отпусков без сохранения денежного содержания; определе­ние процедуры поступления на государственную службу; уста­новление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должнос­ти, а также аттестаций государственных служащих; детализа­ция правового механизма прекращения государственно-служеб­ных отношений; определение условий и процедуры прекращения государственной службы.

Важной особенностью правового регулирования государствен­но-служебных отношений в субъектах Российской Федерации является необходимость учета положений федерального законодательства по вопросам государственной службы, а также уста­новление вопросов, по которым в субъектах РФ может осуществляться собственное правовое регулирование. К послед­ним, например, относятся: квалификационные требования к госу­дарственным должностям; порядок ведения личных дел государ­ственных служащих; поощрение государственных служащих;

обеспечение гарантий для государственных служащих; финанси­рование государственной службы. Как видим, субъекты РФ мо­гут устанавливать правовое регулирование не самых важных (с точки зрения значимости для практики) государственно-служеб­ных вопросов. Если субъекты РФ при регламентации вопросов государственной службы отступают от указанных вопросов и тем самым превышают их полномочия, то принятый закон необхо­димо приводить в соответствие с федеральным законодательст­вом. Законотворческая практика субъектов РФ в области госу­дарственной службы позволяет выделить характерные противоречия федеральному закону*.

Таким образом, государственная служба в субъектах РФ долж­на регулироваться федеральными законами, указами Президен­та РФ, законами субъектов РФ, которые не противоречат феде­ральному законодательству.

Является сомнительной точка зрения, согласно которой пра­вовое регулирование государственной службы в субъектах РФ относится к исключительному ведению субъектов РФ, так как этот вопрос не отнесен законодателем ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Поскольку государственная служба приобре­ла в последние годы премущественно публичный характер пра­вовой регламентации и, следовательно, является частью адми­нистративного законодательства, то в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ может быть отнесена к совместному ведению Федерации и субъектов РФ.


2.3. Другие виды государственной службы

В соответствии с конституционно-правовым принципом раз­деления властей государственная служба может быть подразде­лена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба как профес­сиональная деятельность в органах прокуратуры, которая так­же должна быть (и является по существу) государственной. В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Положении о федеральной государственной службе в числе органов, в которых осуществляется государственная служба, про­куратура РФ не упоминается; в законе не устанавливаются так­же государственные должности, которые относятся к госу­дарственной службе. Если следовать логике законодателя, то прокуроры — это «другие» лица, непосредственно исполняю­щие полномочия государственных органов и занимающие госу­дарственные должности категории «А». Сотрудники прокурату­ры (помощники прокурора, следователи) могут быть отнесены к лицам, занимающим государственные должности государствен­ной службы категорий «Б» и «В».

Современная государственная служба организуется и осущес­твляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т.д. Правовое регулирование этих и других специализирован­ных видов государственной службы характеризуется систем­ностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.

В специальной литературе общепризнано подразделение го­сударственной службы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектов, в адми­нистрации области) и милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспа­сательная служба)*. Гражданская служба может быть обще­функциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государствен­но-служебных функций, не отличающихся отраслевой специ­фикой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, госу­дарственных комитетах, комитетах и т.д.); специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых ак­тах полномочий служащих, занимающих должности в государ­ственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую дея­тельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса) Гражданская служба и милита­ризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функции и особой внутриот­раслевой компетенции.


Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейс­кая и тд) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанав­ливающих правовое положение этих видов государственной служ­бы и соответствующих государственных служащих.. По мнению ДН Бахраха, для милитаризованной службы характерны следу­ющие отличительные от гражданской службы признаки профес­сиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граж­дан и установленного порядка управления, основных прав граж­дан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка, поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществля­ется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста, наличие специальных особых дисциплинарных уста­вов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных слу­жащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, про­ведения аттестации и прекращения службы, наличие установлен­ного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т.д), особый порядок привлечения к правовой ответственности (осо­бенно административной и материальной).

С точки зрения автора учебника, современная служба может быть подразделена на два основных вида государственную службу (включающую в себя федеральную, службу в субъектах РФ и военную) и гражданскую службу (муниципальную службу, службу в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений, негосудар­ственных, некоммерческих* организациях, частных предприятиях и пр.)

Государственную службу можно рассматривать и как госу­дарственный орган или систему государственных органов, име­ющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций, например, «федеральная служба» является одной из организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти

Каждый вид федеральной государственной службы как центральный орган федеральной исполнительной власти действу­ет на основании принятого (утвержденного) вышестоящим субъ­ектом (Президентом РФ или Правительством РФ) нормативного правового акта, устанавливающего правовое положение данно-го вида федерального органа К настоящему времени принято множество таких нормативных правовых актов Положение о Федеральной миграционной службе России, в котором уста­навливается порядок ее организации, функционирования, пра­ва, полномочия, Положение о Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации от 8 июня 1993 г, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 23 июня 1995 г и рег­ламентирующее общие положения, задачи, функции этой служ­бы, полномочия руководителя федеральной службы, ее струк­туру, Положение о Федеральной службе железнодорожных войск РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 7 сентября 1995 г Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 16 июня 1993 г «Вопросы федеральной службы России по валютно­му и экспортному контролю» создан еще один вид федеральной государственной службы Некоторые из последних федеральных законов, принятых Государственной Думой, посвящены установ­лению общих организационно-правовых и экономических основ создания и деятельности федеральных государственных служб; например, Федеральный закон от 14 июля 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет орга­низационно-правовые и экономические основы создания и дея­тельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, ко­торые образуются в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах РФ, в организациях, занимающихся одним или не­сколькими видами деятельности. Федеральная государственная служба представляет собой сис­тему центральных органов федеральной исполнительной власти и включает в себя следующие ее виды:

1 Государственная архивная служба (Росархив).

2 Государственная налоговая служба (Госналогслужба).

3 Федеральная служба по валютному и экспортному контро­лю (ВЭК)

4 Федеральная служба геодезии и картографии (Роскарто-графия)

5 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

6 Федеральная служба занятости (ФСЗ)

7 Федеральная служба безопасности (ФСБ)

8 Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз).

9 Федеральная миграционная служба (ФМС)

10 Федеральная служба по надзору за страховой деятель­ностью (Росстрахнадзор)

11 Федеральная служба по телевидению и радиовещанию (ФСТР)

12 Служба внешней разведки (СВР)

13. Федеральная пограничная служба (ФПС)

14 Федеральная служба почтовой связи

15 Государственная фельдъегерская служба РФ.

16 Федеральная служба железнодорожных войск

17 Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России)

18 Федеральная авиационная служба России (ФАС России)

19 Федеральная служба морского флота России (Росморфлот)

20 Федеральная служба речного флота России (Росречфлот)

21 Федеральная служба охраны РФ (ФСО России).

22 Федеральная служба налоговой полиции РФ.

23 Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополии на транспорте

24 Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей


3. Управление государственной службой

В процессе формирования государственной службы и даль­нейшего развития ее системы актуализируется вопрос об уп­равлении государственной службой

Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; и

2) как деятельность специально созданных государ­ственных органов

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государ­ственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе уста-новленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов

Управление государственной службой характеризуется следу­ющими признаками:

1) это практическая деятельность по опре­делению основных направлений развития и реального функцио­нирования всех элементов правового института государственной службы,

2) это функция государственных органов, которая

3) осу­ществляется в определенных организационно-правовых формах и

4) реализуется специально созданными государственными органами;

5) основной целью управления является удовлетворение интере­сов государства и публичных интересов в целом;

6) управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служа­щих, единства основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе, стабильности государственной службы

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» устанавливает трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и по обеспе­чению эффективности государственной службы.

Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам госу­дарственной службы субъектов РФ, кадровую службу госу­дарственного органа.

Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона «Об основах госу­дарственной службы РФ» Он включает от Президента РФ шесть человек, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека, от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека, от Правительства РФ шесть человек; от Консти­туционного Суда РФ два человека, от Верховного Суда РФ два человека, от Высшего Арбитражного Суда РФ два человека*.




* См     Манохин В.М. Советская государственная служба М, 1966 С 5

* См           Петров Г И Советские административно-правовые отношения Л,1972 С           54—58, 76—84

* Бахрах Д.Н. Указ. соч. С.102.

* См: Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М.,     1987. С 130—180.

* См Лазарев БМ Государственная служба М, 1993 С 5—6

* См СЗ РФ 1995 37 Ст № 3588

* ' См.: Шаров А. Законодательство субъектов РФ о государственной службе // Рос юстиция 1996. № 7. С. 40—42.


* См.. Бахрах Д.Н. Государственая служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995 С 21—23


* См , например Федеральный закон от 12 января 1996 г «О некоммерческих организациях» // РГ 1996 24 янв

* ' См Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г № 1208 «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации» (в ред Указа Президента Российской Федерации от б февраля 1996 г № 152 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г 1208 «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации») //РГ 1995 14 дек, 1996 13 февр



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.