Рефераты. Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане

Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане

Глава 1. Исторический характер взаимоотношений государства и экономики.

1.1  Классическая модель взаимоотношений государства и экономики.

1.2  Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики.

1.3  Кейнсианская модель взаимоотношений государства и экономики.

1.4  Взаимоотношения государства и экономики в переходном обществе.

1.5  Глобализация и взаимоотношения государства и экономики в современной смешанной экономике.


Мировая экономическая практика в конце ХХ века пришла к бесспорному выводу, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: «По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике.»

Однако отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. С известной долей условности можно выделить пять моделей взаимоотношений государства и экономики, обусловленных конкретным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил.


1.1. Классическая модель взаимоотношений экономики и государства.

Главными представителями классической экономической теории были Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль. Суть этой модели заключалась в представлении о том, что экономическая система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а следовательно, потребитель.

Рыночная система способна саморегулироваться и обеспечить полное и эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов общества. Это осуществляется с помощью таких рычагов рыночного регулирования как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, - с другой. Действуя совместно, эти два механизма регулирования превращают полную занятость и полное использование ограниченных ресурсов в объективную неизбежность. Экономика таким образом способна развиваться «сама по себе», без вмешательства извне. Так, А. Смит считал, что система цен – это такой механизм, который накладывает строгие правила на участников экономического процесса, определяет то или иное их поведение. Причем это делается автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Именно система цен способна сочетать преследование частного интереса с достижением общественных целей. Эгоистический частный интерес действительно может сочетаться с интересами общества. Рыночная экономика, не управляемая никакой коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо: он платит те цены, которые с него спрашивают, выбирает то количество товаров, которое нужно ему, исходит из наибольшей своей выгоды. Однако совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены, каждый покупатель подчиняется этим ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, «невидимая рука» рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Эта же «невидимая рука», рыночный автоматизм способен оптимизировать и распределение остальных ресурсов. Словом, только рынок способен реализовывать идею «очевидной и простой системы естественной свободы.» Отсюда вывод: никакого вмешательства в экономику, ибо это вредно, так как ломается естественный порядок; «пусть идет как идет» - laissez faire – laissez passez. Вмешательство государства нежелательно, т.к. это уводит экономику с пути наибольшей эффективности. Жан-Батист Сэй для того, чтобы раскрыть механизм саморегулирования выдвинул идею: сам процесс производства товаров и услуг создает доход в точности равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всех произведенных благ и услуг. «Предложение рождает свой собственный спрос» - таков лозунг Сэя, получивший статус Закона Сэя.

Общественные пропорции регулируются рыночными механизмами, такими как ставка процента, цена, заработная плата, конкуренция. Отклоняясь вверх и вниз, эти механизмы диктуют соответствующее поведение субъектов рынка и ведут экономику по пути сбалансированного развития и полной занятости. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Джон Стюарт Милль делает заключение о том, «что общим практическим принципом должно быть laissez faire и любой отход от него, кроме каких-то соображений высшего порядка, является несомненным злом.» Поэтому государству отводилась роль «ночного сторожа», главными экономическими функциями которого были охрана собственности и сбор налогов.

Идеи классиков, в частности идея Сэя, что производство создает само свой спрос, более 100 лет считалась в экономической теории истинной в последней инстанции. По мнению Дж. Гэлбрейта, принятие или неприятие человеком теории Сэя до 30-х годов ХХ века на Западе было основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Представление о государстве как о «ночном стороже» во многом были обязаны существовавшим в конце ХУ11 – начало ХХ векасоциально-экономическим условиям становления и развития свободно-предпринимательского капитализма и эпохи свободного рынка. Социально-экономической основой того периода была мелкая частная собственность на основные ресурсы производства, экономические связи между субъектами осуществлялись через свободный, конкурентный рынок. Основными признаками этого рынка были:

-         наличие большого количества продавцов и покупателей;

-         цены на товары и услуги устанавливались за спиной товаропроизводителей, в зависимости от сложившегося спроса и предложения;

-         не существовало никаких препятствий для вхождения в рынок;

-         производимая продукция была более-менее однородной, не сложной и не существовало преимуществ крупномасштабного производства;

-         все участники рынка располагали нужной информацией и одинаково хорошо ориентировались в мире бизнеса.

В этих условиях рынок действительно вполне справлялся с регулирующими функциями и государство могло позволить себе ограничить свою деятельность лишь тем, что зорко следить, чтобы никто и ничто не мешало процветанию рынка.

Начиная с конца Х1Х века под воздействием изменений, которые происходят в материальном производстве, постепенно расширяются и экономические функции государства. Речь идет об усилении процессов концентрации и централизации производства, углублении и ужесточении конкурентной борьбы, усложнении экономических связей и обострении социальных проблем. В этих условиях государство вынуждено брать на себя ряд новых функций и начинает активно вмешиваться в экономические процессы. Обострение социальных проблем и усиление экономических противоречий привело к тому, что в 1917 году произошла социалистическая революция в России. Возникла новая социально-экономическая система, которая коренным образом изменила взаимоотношения государства и экономики, появилась Марксистская модель.


1.2. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики.

В теоретически обоснованной модели Маркса – планово-социалистической организации экономики – экономическая деятельность государства рассматривается, во-первых, как содержание исторической формы общественной (в масштабе общества) организации производства и потребления, и во-вторых, как господствующий сектор в экономической системе в целом.

Лежащая в основе этой системы государственная собственность на основные средства производства объективно предполагает необходимость регулирования всех экономических процессов из единого центра. Все решения в отношении использования ресурсов принимаются в этом центре. Центральные органы собирают и перерабатывают всю информацию, которая требуется – какая продукция должна производиться, в каком количестве и какого качества, а так же с помощью каких средств и из какого сырья, а затем вырабатывают заказ на определенную продукцию для конкретных предприятий.

Здесь возможно учесть, с одной стороны, как экономические и технические факторы, а с другой – политические решения и социальные приоритеты.

Преимуществом этой системы является то, что возможно полностью, по крайней мере теоретически, исключить явную безработицу с помощью систематического управления ресурсами, при котором все получают работу. Путем тотального контроля над экономикой, включая и цены, и заработную плату, возможно реализовать и желаемое распределение ресурсов. Кроме того, можно концентрировать ограниченные ресурсы в нужном направлении для решения стоящих перед экономикой первоочередных и неотложных проблем.

Центральным звеном в этой модели экономики является план, принимающий статус юридического закона, невыполнение которого влечет за собой юридическую и политическую ответственность.

Экономические связи между субъектами экономики, между различными сферами и отраслями материального и нематериального производства, регионами, пропорции между ними, соотношение между потреблением, сбережением и накоплением и.т.п. устанавливаются через план.

Технология составления плана такова: сначала центральные органы с учетом имеющихся ресурсов составляют пятилетний план для всего народного хозяйства. Затем он опускается на более низкие уровни – отрасли, регионы, предприятия – и после того как эти уровни внесут свои коррективы и дадут комментарии к нему, план разверстывается на отдельные планы для отраслей, регионов, отдельных хозяйств. Готовый план принимается после этого как закон.

Главная сложность в выработке готового плана состоит в том, что на практике весьма затруднительно обнаружить, собрать, централизовать, а главное, переработать информацию об альтернативных вариантах производства, о расходах ресурсов, об издержках и других процессах. Нужно правильно оценить буквально миллионы вариантов различных сочетаний ресурсов, чтобы выдать окончательное решение. К тому же большинство этих факторов постоянно изменяются и во времени и в пространстве. Например, в экономике состоящей только из 2-х товаров, число необходимых действий по выявлению рациональности использования ресурсов будет 6, при 4-х товарах число действий будет равно 120 (5х4х3х2), при 5-ти – 720, при 6-ти – 5040 и т.д. При 12 товарах число действий будет составлять свыше 6 млрд., а при 200 – 7,3х10 в 385 степени. Современная номенклатура производства достигает 24 млн. наименований и около 1/10 ее ежегодно обновляется1. Все это говорит о практической невозможности учесть все модификации факторов производства и принимать правильные решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.