Рефераты. Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане

К общей системе экономических балансов выделяются материальные, трудовые и финансовые. Материальные балансы характеризуют наличие и состояние вещественных элементов процесса воспроизводства, трудовые – квалифицированный и численный уровень трудовых ресурсов, финансовые – состояние финансовой системы страны.

Нормативный метод основан на определении и использовании системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП. Норма в самом общем виде – это научно-обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукта заданного качества. Она не только отражает уровень развития производства, но и активно влияет на него.

Норматив – это поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, объема, поверхности и т. п.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат.

Комплекс норм и нормативов называется нормативной базой.

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Целевая комплексная программа (ЦКП) – документ, в котором отражается цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий, направленных на реализацию народнохозяйственных проблем м увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления.

В любой Программе должны предусматриваться:

-         конечная цель;

-         комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели;

-         этапы и сроки реализации Программы;

-         головная организация;

-         исполнитель и состав других исполнителей;

-         механизм производственно-хозяйственных связей;

-         система ответственности и стимулирования.

-         Программы классифицируются по государственному статусу (национальные, межгосударственные); по функциональной ориентации (социальные, экологические, инновационные, научно-технические); по срокам реализации (краткосрочные (до 2 лет)), среднесрочные – 3-5 лет, долгосрочные – свыше 5 лет.  


Глава IV. Развитие промышленности и промышленная политика


1.                       Роль промышленности в национальной экономике и необходимость формирования эффективной промышленной политики.

2.                       Принципы, цели и основные задачи промышленной политики.

3.                       Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности республики Казахстан.



1.      Роль промышленности в национальной экономике и необходимость формирования эффективной промышленной политики.


Экономическое положение любой страны во многом зависит от уровня развития её промышленности. Именно состояние и динамика развития промышленного комплекса страны определяют возможности успешного решения стратегических и тактических задач по укреплению экономической независимости, национальной безопасности, по обеспечению достойного уровня жизни населения, экономического оздоровления среды обитания, по интеграции в мировую экономику на равноправных и взаимовыгодных условиях.

Промышленное производство объективно является основным источником создания ВВП, всей товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. В создании ВВП доля промышленности в стабильно развивающейся экономике составляет около 40%. В экономике бывшего СССР в начале 90-х годов она составляла около 60%. На промышленных предприятиях в период стабильного развития экономики занято около 40% трудоспособного населения.

Более того, ведущая роль промышленности как важнейшей отрасли экономики определяется ещё и тем, что именно она выступает решающим фактором индустриализации всех остальных отраслей и сфер общественного производства, определяет их технико-технологический уровень, состояние научно-технической базы и внутриотраслевых и межотраслевых комплексов. Этим самым промышленность активно воздействует на объём производства в этих сферах, определяет степень их участия в национальном ВВП, в формировании государственного бюджета, в уровне занятости рабочей силы и, в конечном счете, формирует уровень и качество жизни населения. Поэтому главная задача государства состоит в  сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Исходя из той роли, которую она играет в экономической жизни нации, в государственной экономической политике развитие промышленности должно быть приоритетом номер один.

Действительно, национальная промышленность должна обеспечивать, во-первых, основные внутренние потребности в разнообразных товарах и услугах, во-вторых, успешно конкурировать с импортом, а в-третьих, поставлять конкурентоспособную продукцию на экспорт. Для этого необходимо проводить тщательный анализ спроса и предложения товаров, который в большей степени отражает рыночную конкуренцию и способствует формированию эффективных направлений развития промышленности, соответствующих будущему спросу. Рыночные факторы служат ориентиром развития промышленности, поэтому при определении будущей структуры промышленности необходимо учитывать влияние следующих факторов:

-         потребности товарных рынков в товарах и услугах;

-         возможность выхода на мировые рынки с конкурентоспособными товарами;

-         сложившаяся технологическая специализация промышленности;

-         инвестиционные возможности предприятий, государства, коммерческих структур в развитие промышленности для производства конкурентоспособной продукции.


Конечные результаты функционирования промышленности проявляются в сфере рыночного товарообмена и реализации, решения производственных, воспроизводственных и социальных задач государства.

Поэтому экономическая политика в области промышленности должна строится таким образом, чтобы обеспечить повышение эффективности промышленного комплекса, заключающейся в увеличении реализации промышленных товаров на внутреннем и внешнем рынках. А это, в свою очередь зависит от структуры производимых товаров и может быть достигнута только на основе установления эффективной товарной специализации промышленности, соответствующей потребностям рынка и созданной технологической базе.

В республике Казахстан за годы экономического кризиса пострадала именно промышленность. За период 1990-1997 г. спад промышленного производства составил более 50%. Особенно значительным спад был в машиностроении и металлообработке – 79%, в промышленности строительных материалов – 91,3%, химической промышленности – 88%, лёгкой промышленности – 84%. Спад наблюдался практически во всех отраслях экономики за исключением одной отрасли – нефтедобывающей промышленности, где наблюдался практически рост в сравнении с 1990 г. – 4,8%. Динамика развития промышленности за последние годы характеризуется следующими данными: 1998 г. – 2,4%, подъём 15,5%, и доля промышленности в ВВП составила 31,9%, по сравнению с 1997 г. выросла на 10,5%. Несмотря на незначительный рост в последние годы, однако направление развития промышленности по отдельным отраслям не вполне отвечает долговременным интересам нации, поскольку продолжает усиливаться сырьевая ориентация её структуры, обусловленная потребностями экспорта, а отрасли, работающие на внутренний рынок по-прежнему находятся в состоянии спада. Кроме того, наблюдаются перекосы в развитии промышленности по регионам в некоторых из них углубляющаяся сырьевая специализация обострила ряд социально-экономических противоречий и усилила их отставание в сравнение с среднереспубликанскими показателями  в уровне и качестве жизни их населения. Поэтому необходимы продуманные и обоснованные государственные меры по поддержке и стимулированию развития промышленности, в особенности, по формированию рациональной её структуры. Необходимо так же учитывать и сложившиеся экономические отношения в промышленности, перспективные интересы страны и участие в международном разделении труда. 



2.      Принципы, цели и основные задачи промышленной политики.


Сущность промышленной политики заключается в целенаправленных действиях государства и его управленческих органов по реформированию промышленности, созданию благоприятного режима и условий для стабильной работы и оптимизации её отраслевой структуры с целью производства конкурентоспособной продукции и интеграция её в мировую экономику с учётом национальных интересов страны.

Промышленная политика определяет развитие производств, находящихся в государственном секторе, рамки их самостоятельности, а также способствует развитию основных секторов промышленности, находящихся в иных формах собственности, в направлении, отражающем долговременные интересы национальной экономики. Это возможно осуществлять путём различных финансово-экономических, законодательно-правовых и организационных форм государственного регулирования.

Мировая практика выработала определенные принципы промышленной политики. К ним относятся:

·        нацеленность на достижение качественных изменений национальной экономики;

·        ориентация на мировые критерии промышленного производства;

·        определение приоритетных отраслей и сфер промышленного производства;

·        рентабельность и массовость спроса на производимую промышленную продукцию;

·        взаимоувязка всех составляющих элементов промышленной политики;

·        взаимоувязка с внешнеэкономической деятельностью;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.