Рефераты. Формы и методы государственного регулирования экономики в Казахстане

·        опора имеющейся промышленный потенциал;

·        чёткое разделение функций реализации промышленной политики между ветвями власти, ведомствами, предприятиями.

В условиях Казахстана перестройка промышленности – это долгосрочный и поэтапный процесс. Поэтому при формировании промышленной политике необходимо учитывать сложившиеся условия: специализацию страны и её регионов, сложившуюся отраслевую структуру промышленности, его технико-технологический уклад, хозяйственные связи, ?????  , типы и размеры промышленных предприятий и т. д. Эти условия объективно предполагают длительность процесса преобразования промышленности. Поэтому цель промышленной политики можно подразделить на стратегические, среднесрочные и текущие.

Стратегической целью промышленной политики являются:

-         преодоление аграрно-сырьевой специализации республики Казахстан и формирование эффективной олигополистической структуры рынка на базе высокого технико-технологического уровня предприятий и действительного механизма конкуренции среди производителей;

Среднесрочная цель промышленной политики заключается в структурной и технологической перестройке индустриального базиса экономики, восстановление расширенного воспроизводства. Её основные направления:

-         обновление  и реконструкция производственного аппарата;

-         создание производств, завершающих технологический цикл и выпускающих конечную продукцию;

-         освоение импортозамещающих продукций и технологий, импорт которых невыгоден с точки зрения экономической безопасности;

-         развитие эффективного экспортного потенциала промышленности.

 Тактическая цель – это предотвращение спада и стабилизация экономики. Для этого необходимо создание условий для насыщения потребительского рынка внутренним производством, создание стимулов для расширения предпринимательской активности; поддержка малого среднего бизнеса; содействие решению финансовых проблем страны.



3. Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности республики Казахстан.


В промышленной политике большое внимание уделяется системе законодательных мер поддержки промышленности. Здесь выделяются общие и целевые меры стимулирования развития производства, инвестиционной и инновационной деятельности. Общие меры распространяются на все промышленные предприятия, а целевые меры  кроме того и меняются  индивидуально к производителям отдельных товаров через промышленную политику для внутреннего потребления или товаров государственных приоритетов и к крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.

Среди общих мер наиболее эффективны следующие:

1.                            Разработка механизма стимулирования промышленности через налоговую систему; льготное налогообложение освобождение от налога на имущество в той его части, которая используется для производства конкурентоспособной продукции и т. д.

2.                            Контроль за целевым использованием амортизационного фонда;

3.                            Стимулирование собственных инвестиций предприятий;

4.                            Изменение условий предоставления кредитов для инвестирования промышленности.

Целевые или селективные меры используются дифференцированно к конкретным предприятиям. При выборе предприятий, к которым эти меры применятся, руководствуются соответствующими критериями, определяющих их совокупную эффективность. Это могут быть также критерии как перспективность товарной специализации предприятия; участие в формировании бюджета; состояние материально-технической базы производства, эффективность инвестирования и другие.

Наибольшее распространение среди целевых мер имеют:

-         меры по реструктуризации долгов промышленных предприятий;

-         пополнение оборотных средств за счёт применения налогового кредита или налоговых каникул;

-         предоставление льготных инвестиционных и других кредитов для проведения работ, включённых в государственную инвестиционную программу;

-         предоставление государством гарантий отечественным и иностранным инвесторам.

Все эти меры поддержки конкретных предприятий осуществляются избирательно, путём тщательного маркетингового анализа ожидаемых результатов и при соответствии выбираемым критериям.

 

Глава VIII Государственное регулирование бюджетно-налоговой системы.


  1. Роль и функции государственного бюджета в регулировании экономики.
  2. Налоговая система как важнейший инструмент государственного регулирования.
  3. Государственный долг как инструмент государственного регулирования экономики.
  4. Роль и функции государственного бюджета в регулировании экономики.

Государственный бюджет – это основной финансовый документ страны, в котором находят отражение государственные доходы и расходы на определенный срок и утвержденный в законодательном порядке. Это крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулирует с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для выполнения своих функций. В госбюджете находят свою увязку все основные финансовые операции страны – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, соответствующую проводимой государственной политике.

Государственный бюджет строится с соблюдением ряда следующих принципов:

  1. принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  2. принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  3. принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  4. принцип гласности -  это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Доходы бюджета образуются за счет налогов и неналоговых поступлений. Расходная часть включает: расходы на оборону, содержание госаппарата, финансирование экономики и социальной сферы, выплату процентов по государственному долгу.

Важнейшими функциями госбюджета являются:

  1. аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и группами населения;
  2. обеспечение содержания институтов государственной власти, призванных осуществлять функции государственной власти;
  3. стимулирование экономического роста по важнейшим приоритетным направлениям;
  4. социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров, подрастающего поколения.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Существуют различные концепции использования бюджета. Концепция нейтрального бюджета означает обеспечение сбалансированности доходной и расходной части бюджета и предусматривает нейтральное отношение к ходу воспроизводственного процесса.

Кейнсианская концепция «функциональных финансов» признавала несбалансированность доходов и расходов. Для достижения макроэкономической стабильности госбюджет мог иметь и положительное сальдо (превышение доходов над расходами) и бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). Все зависит от состояния экономики в текущий период.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е гг) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.


2. Налоговая система как важнейший инструмент государственного регулирования.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает, что с помощью налогов образуются централизованные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги бывают: прямые и косвенные, государственные, региональные и местные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества конкретного физического или юридического лица. Они делятся на два вида: реальные прямые налоги и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся поземельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарения, поимущественный налог и .т.д. В основу обложения личным налогом кладется величина дохода.

Косвенные налоги – это налоги поступающие в государственный бюджет, устанавливаемые законодательными актами. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.

К региональным налогам относятся налоги аккумулируемые в региональном бюджете. Это: налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относят налоги на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и другие сборы. Они включаются в местный бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.