Рефераты. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства

Рабство — экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.


Феодальное государство

Социально-экономическая основа и сущность феодального го­сударства. Феодальный тип государства и права исторически при­ходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя ос­новными путями. Первый путь — это путь постепенного разложе­ния рабовладельческого экономического и социального строя и за­рождения в его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политичес­ких системах.

Второй путь — это путь постепенного развития, а затем разло­жения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие госу­дарства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники — в полностью за­висимых от них крестьян.

Одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы фео­дального государства: родового военачальника или вождя — в ко­роля; совета старейшин (там, где он сохранялся) — в совет прибли­женных монарха; ополчения, состоящего из соплеменников, — в по­стоянно действующую дружину или армию.

Несмотря на различие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов. А с другой — в разложении сельской общины и превра­щении свободных крестьян — общинников и несвободных землевладельцев в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличие от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельчес­кому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяй­ственные орудия труда.

Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как за­висимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феода­лом, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах свое­го труда, вело к росту его производительности по сравнению с тру­дом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ произ­водства, а вместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабо­владельческим способом производства и рабовладельческим строем.

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них фео­дальной ренты.

Существовали три основные формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестья­нин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которой кре­стьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник — продукции своего ремесла; и денежная рента (денежный оброк), со­гласно которой крестьянин или ремесленник должны были уплачи­вать феодалу определенную сумму денег.

Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или нату­ральной рентой. Так, в соответствии с Законником сербского коро­ля Стефана Душана (1349—1354) феодально-зависимые крестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ («как плату платят и ра­боту работают, так и землю да держать») обязаны были нести и другие повинности. «Мероцхам закон по всей земле, — говорится в Законнике. — В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет вино­градника, да выполняют они ему другие работы один день».

Наряду с экономическими формами эксплуатации и принужде­ния крепостных крестьян и ремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение, зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этих фор] были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Закона: кнута (Англосаксонская правда первой половины XI в.) с целы удержания подчиненных в повиновении король «передо всеми людьми в Уэссексе» наделялся такими прерогативами, как «объявление человека вне закона, вторжение в жилище, установление застав н дорогах и др.

В соответствии с Кутюмами Бовези (Франция, XIII в.) сеньор имел право «обращать навеки в крепостных вместе с их семейством крестьян, уклонявшихся «без уважительных причин» от военных походов, насильно заставлять платить «брачный выкуп» и др. «Личная крепостная зависимость создавалась многими путями», — подчеркивалось в Кутюмах Бовези.

Помимо насильственного закрепощения «многие отдавали себя и потомков своих и имущество свое святым, облагая себя повинно­стями по своей доброй воле, побуждаемые великим благочестием» продавали себя и свою семью, «впавши в бедность»; отдавали себе в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от другие сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кро­ме того, «есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недво­рянского рода, мужчин или женщин, в случае, если они проживу на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под влас­тью которых они проживают».

Таким образом, в условиях феодального строя экономическое принуждение органически сочеталось с внеэкономическим прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была бы прочная власть феодалов.

Для удержания своего господства, «для сохранения своей вла­сти — отмечал в связи с этим В. И. Ленин, — помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинение ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам — и все эти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостным крестьянином. Это и было крепостничес­кое государство...»

В качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс — крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на зем­лю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления их экономического и социально-политического господ­ства. Социальную сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная власть класса феодалов.

Каковы были основные функции и механизм феодального го­сударства? Выполняя волю и интересы господствующего класса фе­одалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и дру­гие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствую­щего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осу­ществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политичес­кой надстройки, вассальной зависимости одних, менее могуществен­ных феодалов от других позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану суще­ствующего экономического и социально-политического строя, сохра­нять социально-классовую солидарность нередко противоборствую­щих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господ­ство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуще­ствлявшей на протяжении многих веков управление делами обра­зования и культуры.

Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства в от­ношениях с другими государствами. Эти функции состояли в захва­те и ограблении феодальным государством чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с дру­гими государствами, а также в защите своей территории от напа­дения извне.

Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захват­нических войн и присвоения чужих территорий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях пре­дотвращения распрей в войске во время походов или при дележе захваченной добычи Законник Стефана Душана особо предусматри­вал, например, что «в войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не по­могает им" и что "всяк да волен купить из военной добычи, приоб­ретена ли она на царской (сербской) или в чужой земле».

Становление и развитие феодального строя, переход его от од­ной стадии к другой соответственно отражался на функциях феодального государства и на характере его деятельности. В раннефеодальный период — на стадии зарождения и формирования феода­лизма государство функционировало как средство формирования и утверждения феодального типа собственности, захвата чужих тер­риторий и подавления сопротивления крепостных крестьян. В более поздний период — на стадии развитого феодализма государство на­правляло основные свои усилия на закрепление сложившегося спо­соба производства, на охрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприятных условий для эксплуатации ремесленников и крепост­ных крестьян.       

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.