Рефераты. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства

Экономическую основу рабовладельческого государства состав­ляла частная собственность рабовладельцев на средства производ­ства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в исто­рии развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограничен­ное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.

На всех стадиях развития рабовладельческого государства ра­бы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производ­ства, К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладель­цу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегда продан своему господину».

Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.

Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремеслен­ников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и мелкие землевладельцы, постоянно ра­зорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщи­ками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афи­нах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со стороны рабовла­дельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав кото­рых входили жители провинций Рима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся высылке за со­вершение преступлений, а также по отношению к колонам, состояв­шим в большинстве своем из формально полусвободных, но факти­чески накрепко привязанных к арендуемым ими земельным участ­кам (парцеллам) закабаленных крестьян. Ни на первую, ни на вто­рую социальные группы в полной мере не распространилось искон­ное римское право. Они постоянно находились в зависимом положе­нии и подавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но и не считались свобод­ными.

Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей со­циально-классовой сущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти данного класса, использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельчес­кого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовла­дельческого общественно-политического строя, для удержания гос­подства рабовладельцев над рабами, для обуздания свободной бед­ноты и рабов.

Каковы же были основные функции и механизм рабовладель­ческого государства?

Рабовладельческое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческого государ­ства представляла собой одно из основных направлений деятельно­сти данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский харак­тер рабовладельческого государства и его отношение к экономичес­ким интересам господствующего класса. Государство при этом, бу­дучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само вы­ступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древ­нем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной сторо­ны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.

Рабовладельческое государство Древнего Египта, наряду с дру­гими древневосточными государствами, в целях поддержания эко­номики страны в условиях неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внима­ние организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовладельческого госу­дарства были также функция охраны рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непре­рывно велась на протяжении всей истории существования рабовла­дельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восста­ние рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляя функцию охраны рабовладельческой собственно­сти и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, рабовла­дельческое государство широко использовало принудительные ор­ганы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания в подчинении угнетенных предста­вителями господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных ило­тов — государственных рабов. В Риме, согласно многократно при­менявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подверга­лись казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправля­лись рабовладельцы с массами, оказывавшими неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками и рабами.

Господствующими классами в процессе повседневного угнете­ния и подавления масс, наряду с мерами устрашения, террора и физического уничтожения непокорных, широко и методически при­менялись также и разнообразные средства духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая взгляды, соглас­но которым физический труд является лишь уделом вольноотпу­щенников и рабов.

История развития рабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане ли­нию, идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, от­стаивали рабовладельческий экономический и социально-политичес­кий строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям рабовладельческого государства отно­сятся такие направления его деятельности, которые связаны с за­воеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; правлением захваченными во вре­мя войны территориями; с установлением и поддержанием дипло­матических, торговых и иного рода мирных связей с другими госу­дарствами. Внешние функции рабовладельческого государства на­ходились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими до­полнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-историчес­ких условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны и т.п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно вы­двигались на первый или второй план. Во время внутренних соци­альных потрясений более значимую роль, естественно, приобрета­ли внутренние функции рабовладельческого государства, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн на пер­вый план выступали его внешние функции.

Внутренние и внешние функции, свойственные рабовладель­ческому государству, осуществлялись с помощью специально со­зданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частя­ми этого механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленчес­кий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина при­звана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — сво­бодных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану сущест­вующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности; наиважнейших средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусво­бодных слоев населения от участия в политической жизни рабовла­дельческого общества, в решении государственных и общественных дел[8].

Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII — IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.