Рефераты. Федеральное устройство России

     Конституция РФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

     В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

     Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органы государственной власти.

     В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

     Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.

     В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

     Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

     Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

     К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

     В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

     К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

     На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воз душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

     Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 4 июня 2003 г. «0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «06 общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6].

     По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

     Согласно ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

      Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

     Конституция устанавливает также, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79).


2.3 Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.

     Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

     Это, прежде всего наличие имеющихся у Российской Федерации государственно-правовых признаков, характерных для федеративного государства:

     1) суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;

     2) федеральной Конституции и федеральных законов;

     3) федеральных органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственной территории, целостной и неприкосновенной, включающей территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единого гражданства РФ;

     6) государственного языка;

     7) единых Вооруженных Сил;

     8) единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственных символов: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;

   10) столицы Российской Федерации.

     Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской обусловливают характер и содержание ее компетенции, конкретные полномочия и предметы ведения.

     Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и  передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

     В России — несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает, во-первых, возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ этот статус может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Во-вторых, в составе РФ может быть образован новый субъект РФ, и, в-третьих, в РФ может быть принят новый субъект. Это делается в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17декабря 2001 г. «0 порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [7]. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Это осуществляется на добровольной основе, по взаимному согласию в соответствии с международным договором о принятии в РФ нового субъекта. Данный международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ, которое также принимает федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта. В этом законе должны содержаться положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта РФ и другие положения, связанные с принятием в РФ нового субъекта.

     Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой  субъектов РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый  субъект. Вопрос об образовании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов РФ. Если на референдумах объединяющихся субъектов были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании нового субъекта РФ, то принимается  Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта. В декабре 2003 г. состоялись соответствующие референдумы по вопросу об образовании нового субъекта на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

     Республики — субъекты  Федерации — это   государства  в Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе Российской Федерации. Ее характеризует наличие таких признаков, как:

    1) конституция республики, республиканское законодательство;

     2) система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.