Рефераты. Действие норм права во времени

 


Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия, ч. Это обусловлено необходимостью предоставления субъектам возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.

 


Различают акты:

1.      определенно-длительногоОпределенно-длительного действия.

2.      и неопределенно-длительногоНеопределенно-длительного действия.

К первой группе относятся акты, в отношении которых специально указан срок, их действия либо он подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год).

Вторую группу составляют акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов:

1.     Нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу.

2.     Нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов.

3.     Нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, т.е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями.

4.     Фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные положения нормативных актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу.

5.     Нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.

 

Выделяют четыре варианта действия юридических норм:

 

1.     Перспективное - новая норма регулирует только те общественные отношения, которые возникли после момента вступления нормы в силу. Если общественное отношение возникло раньше, то оно не подлежит регулированию новой нормой.

 

2.     Немедленное - норма затрагивает длящиеся отношения (такие отношения, которые возникли до вступления новой нормы в силу, и прекратили своё действие уже после вступления новой нормы в силу) полностью, т.е. регулирует не только ту их часть, которая продолжается после вступления нормы в силу, но и распространяется на их другую часть, которая возникла до вступления нормы в силу. При этом отношения, которые закончились до вступления новой нормы в силу, не подлежат её регулированию.

 

3.      Обратное - юридическая норма распространяет своё действие на все общественные отношения, вне зависимости от того, когда они возникли и закончили своё действие, до момента вступления новой нормы в силу, или после.

 

4.     Переживание или ультрадействие правовых норм - юридическая норма, официально отменённая и прекратившая действовать, тем не менее, регулирует длящиеся общественные отношения до их прекращения, т.е. норма сама себя переживает.

 

«Переживание» закона – явление, прямо противоположное обратной силе закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как бы «переживает» отведенный ему временной срок. «Переживание» закона, как фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения называют длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к преступлениям обычно применяется закон времени совершения преступления, если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность деяния или не смягчил наказание

 

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, носит общий характер и действует во многих странах мира. Оно вносит стабильность в правовое регулирование общественных отношений, гарантирует права и свободы личности, создавая уверенность, что вновь принимаемые нормативные акты не ухудшат правового положения участников уже урегулированных правом общественных отношений. Вместе с тем из этого правила есть два исключения:

1.        Обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ). Так, согласно ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

2.        Обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено самим законом. Так, ст. 11 уже упоминавшегося Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гласит: «Действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса».[3]

 

 

 

Разновидностью утраты  силы актом (законом) силы, является приостановление его действия. Утрата законом силы означает, что с этого момента он не может применяться. Утрата законом силы может произойти, прежде всего, в результате его официальной отмены специальным распоряжением государственного органа.

 

 

 

 

 

В настоящее время, на территории Украины действует определенный порядок принятия и отмены действия законов.

Прежде всего, проявляется законодательная инициатива. Она принадлежит строго определенному в Конституции кругу органов и должностных лиц, выражается в правомочии их вносить в Верховную Раду Украины предложения о принятии закона, которое влечет за собой обязанность обсуждения вопроса о включении его в повестку дня очередной сессии.

 

 

Рассмотренные и одобренные Верховной Радой законопроекты подписывает Председатель Верховной Рады Украины (в пятидневный срок) и безотлагательно направляет их Президенту Украины (вместе с законами или постановлениями Верховной Рады о порядке введения законов в силу).

 

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и направляет его в течение 24 часов в Президиум Верховной Рады для регистрации и опубликования.

 

 

Президент имеет право наложить вето на рассматриваемый закон или его часть. Также он может вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят не менее чем двумя третямитретями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней.

 

 

В случае повторного принятия закона Верховной Радой Украины без учета предложений Президента, он имеет право на передачу закона в конституционный суд.

 

 

Подписанные Президентом Украины законы и другие нормативные акты, принятые Верховной Радой Украины, публикуются на государственном и русском языках Президиумом Верховной Рады Украины в «Ведомостях Верховной Рады Украины» в течение тридцати дней, а также в газете «Голос Украины » в течение пяти дней с его официального принятия.                                                        

 

 

Законы и другие нормативные акты Верховной Рады могут быть опубликованы и в других изданиях, обнародованы по телевидению, по радио, переданы телеграфом, отосланы соответственным государственным органам, органам местного и регионального самоуправления, объединениям граждан.

 

 

Президиум Верховной Рады обеспечивает публикацию законов на языках национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.