Рефераты. Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации

В соответствии со статьей 37 Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, предсе­дателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя ар­битражного суда субъекта Российской Федерации. К полно­мочиям президиума арбитражного суда субъекта РФ отно­сятся утверждение по представлению председателя суда чле­нов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации рабо­ты суда, а также рассмотрение вопросов судебной практики.

Особенностью арбитражных судов субъектов РФ являет­ся то, что они выступают одновременно в качестве первой и апелляционной судебных инстанций.

Ар­битражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведом­ственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты[17].

Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности реше­ний арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в пер­вой и апелляционной инстанциях. Условно говоря, юрисдик­ция каждого из них распространяется на территорию не­скольких субъектов РФ, которые объединены в округа. Та­ких округов 10: федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа; федеральный арбитражный суд Восточно-Си­бирского округа; федеральный арбитражный суд Дальневос­точного округа; федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа; федеральный арбитражный суд Москов­ского округа; федеральный арбитражный суд Поволжского округа; федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа; федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа; федеральный арбитражный суд Уральского округа; федеральный арбитражный суд Центрального округа.

В отличие от арбитражных судов субъектов РФ в феде­ральных арбитражных судах округов обязательно действу­ют две судебные коллегии - одна по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских, а вторая - административных правоотношений. В свою очередь, в судебной коллегии могут быть образованы судебные составы из числа судей, входя­щих в соответствующую коллегию.

В соответствии со ст. 26 вышеуказанного закона «Об арбитражных судах в РФ» Федеральный арбитражный суд округа:

- проверяет в кассационной инстанции законность судеб­ных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляцион­ной инстанциях;

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. То есть получается, что Федеральный арбитражный суд ок­руга не может выступать в качестве суда первой инстанции и рассматривать дела по существу.

При рассмотрении дела в кассационном порядке арбит­ражный суд проверяет правильность применения норм ма­териального и процессуального права первой и апелляцион­ной инстанций, то есть проверка осуществляется по вопросу права.

Федеральный арбитражный суд округа действует в соста­ве президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, су­дебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум суда не разрешает конкретные судебные дела, а рассматривает вопросы организации работы суда и вопро­сы судебной практики. Президиум действует в составе пред­седателя суда, его заместителей, председателей судебных со­ставов и судей, утверждаемых Пленумом Высшего Арбит­ражного Суда РФ.

Судебные коллегии осуществляют в кассационном порядке проверку законности обжалуемых судебных актов первой и апелляционной инстанций[18].

Кроме этого, они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют иные полно­мочия. Судебные коллегии возглавляют председатели, явля­ющиеся одновременно заместителями председателя суда.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбит­ражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высшим Арбитражным Судом может быть пересмот­рен любой судебный акт этих судов. В свою очередь, его су­дебные акты не могут быть пересмотрены каким-либо су­дом или иным органом.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) действует в со­ставе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиу­ма, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю­щих из гражданских и иных правоотношений, судебной кол­легии по рассмотрению споров, возникающих из админист­ративных правоотношений[19].

Пленум дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики. Разъяснения даются по результатам рассмотрения материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными суда­ми. Разъяснения принимаются в форме постановлений. Эти постановления, как и постановления Верховного Суда РФ, имеют большое значение для обеспечения единообразия су­дебной практики по применению законодательства. Часть 2 статьи 13 Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что постановления Пленума обязательны для арбитражных судов в РФ.

Кроме того, практика деятельности арбитражных судов выработала, а закон закрепил еще одну форму обеспечения единства судебной практики. Речь идет об информационных письмах Президиума ВАС РФ. Статья 16 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» установила, что Президиум ВАС РФ рассматри­вает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. Закон не предусматривает обязательности информационных писем для арбитражных судов, поэтому они носят рекомендатель­ный характер.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмат­ривает дела в порядке надзора по протестам на вступив­шие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Президиум действует в составе Председателя ВАС РФ, за­местителей Председателя и председателей судебных соста­вов. В порядке надзора могут быть пересмотрены судеб­ные акты арбитражных судов субъектов РФ, федеральных арбитражных судов округов, а также судебные акты Выс­шего Арбитражного Суда РФ, принятые им в качестве суда первой инстанции.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рас­сматривают дела по первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, обеспечивают изучение заявлений о при­несении протестов, разрабатывают предложения по совершен­ствованию законодательства, анализируют судебную статис­тику и осуществляют иные полномочия. Председателями судебных коллегий являются заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

В судебных коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Соста­вы создаются по принципу специализации судей по различ­ным категориям дел. В настоящее врем я действует 8 су­дебных составов, в частности, налоговый состав, состав по де­лам о собственности и приватизации, состав по договорному праву и т.д. Председатели судебных составов утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, в настоящее время, учитывая существенные улучшения законодательной базы деятельности арбитражных судов Российской Федерации, играют большое значение, провозглашенные Конституцией еще в 1993 году, гарантии защиты интересов в практике разрешения споров между субъектами экономической деятельности в Российской Федерации.


3. Процедурные вопросы защиты интересов в арбитражных судах РФ

В новом Арбитражном процессуальном кодексе, на мой взгляд, очень своевременно получили разрешение вопросы разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Много проблем возникает в связи с тем, что при определении подсудности спора исходят только из субъектного состава сторон, не учитывая суть конфликта. Так, все споры с участием физических лиц попадают в суды общей юрисдикции, но при этом, исходя из содержания, некоторые такие дела могут быть рассмотрены арбитражным судом. Именно поэтому порой есть риск получить по одному и тому же иску разные решения, имеющие одинаковую силу.

Например, если решение органов акционерного общества обжалует юридическое лицо, то спор подведомствен арбитражному суду, а если это же решение обжалует физическое лицо - суду общей юрисдикции, хотя такой спор касается исключительно предпринимательских отношений[20].

Чтобы не допускать подобных коллизий, следует четко оговорить подведомственность дел указанного типа. Представляется, что такие споры должны рассматриваться арбитражными судами, что и предложено в новом Арбитражном процессуальном кодексе.

Четкие формулировки, определяющие содержание деятельности каждой из ветвей судебной власти, позволят снять возникающие на практике вопросы подведомственности дел, исключить возможность ее определения по усмотрению сторон.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Вопросы, разрешаемые при принятии решения (ст. 168 АПК РФ):

При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

При принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.