Рефераты. Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации

В части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации речь идет о собственности в обоих указанных значениях, и поэтому здесь под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права собственности на вещь (вещи), принадлежащую частному лицу - физическому или юридическому, так и охрану права этого частного лица на осуществление хозяйственно-экономической деятельности на базе принадлежащего ему имущества. Право частной собственности и его охрана предполагают право индивида самому или совместно с другими лицами - физическими и (или) юридическими - создавать в установленных законом порядке и формах хозяйственные предприятия. Такие предприятия, как и сам индивид, являются частными лицами, и их собственность считается частной собственностью. Частной собственностью является и собственность предприятий, созданных юридическими лицами[9].

Часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации раскрывает содержание права частной собственности физических и юридических лиц, устраняя существовавшие согласно прежним конституциям различия в правовом режиме собственности различных субъектов, привилегированное положение социалистической, в особенности государственной, собственности и ограничения личной собственности граждан. Все субъекты права собственности юридически равны перед законом (п. 2 ст. 8 Конституции РФ). Каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства (лишь для некоторых предметов устанавливается особый режим в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения).

Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом), или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках". Под пользованием понимается извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением - полная или частичная передача прав на него другим лицам. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

При толковании и применении части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации необходимо помнить, что лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в предусмотренных законом случаях. Это возможно либо в порядке конфискации в виде наказания за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд (в случае, например, стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств), о чем и идет речь в части 3 данной статьи. Основания, условия и порядок реквизиции определены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Часть 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации не устанавливает каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. В ней сказано о праве граждан и их объединений "иметь в частной собственности землю". Следовательно, любой гражданин (конечно, в порядке и на условиях, указанных в законодательстве, принятом в соответствии с положениями Конституции РФ) вправе иметь в частной собственности необходимые ему земельные участки. То же касается объединений граждан.

Часть 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, учитывая важность права собственности граждан на землю, определяет способы его реализации: владение, пользование и распоряжение.

В части 3 статьи 36 Конституции записано, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, которые, однако, не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ)[10].

Статья 46 Конституции Российской Федерации закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в статье 118 Конституции.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства - исковому производству, производству, возникающему из административно-правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий для принятия беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой.

Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных решений. Отказавшись от преимущественной защиты государственной собственности, следует исходить из равенства защиты всех видов собственности, усилить ответственность должника за невыполнение решений[11].

Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности имеет положение Конституции о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения.

Рассмотрение судом жалоб на действия органов и должностных лиц имеет свою специфику. Перед судом стоит задача проверить правомерность, законность решений и действий конкретных должностных лиц, государственных и иных органов. В отличие от гражданских дел, где субъекты равны, между заявителем и должностным лицом (органом) существуют административно-правовые отношения, между ними нет равенства. Поэтому "слабая" сторона - гражданин - требует повышенной защиты со стороны государства. К таким особенностям можно отнести максимально быстрое рассмотрение жалоб, освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы, невозможность заключения мирового соглашения, повышенная требовательность к должностным лицам, не выполняющим решение суда, вплоть до отстранения их от должности.

Норма, содержащаяся в статье 53 Конституции Российской Федерации, направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

Возмещение причиненного ущерба является универсальным гражданско-правовым способом защиты нарушенных прав. В этой связи конкретизация принципа, закрепленного в статье 53 Конституции, - основные правила, определяющие порядок, условия и пределы имущественной ответственности за причиненный вред, - содержится в гражданском законодательстве, и в первую очередь в Гражданском кодексе. Ответственности за причиненный вред посвящены также нормы, содержащиеся в некоторых специальных актах, регулирующих деятельность определенных органов государственной власти.

Статья 53 Конституции провозгласила, что вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, возмещается государством. В этой связи необходимо различать два возможных варианта ответственности государства.

При первом варианте потерпевший гражданин предъявляет требование о возмещении ущерба непосредственно к государству как таковому в лице его финансовых органов. Такая форма ответственности государства за незаконные действия органов государственной власти и их должностных лиц носит исключительный характер, она применяется лишь в случаях, специально предусмотренных законом.

Общим же правилом гражданско-правовой ответственности является второй вариант, при котором требования адресуются органам государственной власти, незаконными действиями которых или их должностных лиц причинен ущерб. Это ни в коей мере не означает отступления от провозглашенного принципа ответственности государства, поскольку органы государственной власти являются бюджетными учреждениями. Особенность ответственности бюджетных учреждений состоит в том, что они отвечают находящимися в их распоряжении денежными средствами, однако при недостаточности таких средств дополнительную ответственность несет государство[12].

Необходимо подчеркнуть, что непосредственно к должностным лицам, незаконными действиями которых причинен ущерб, требования о возмещении ущерба предъявляться не должны. За такие действия отвечает соответствующий орган государственной власти. Сами же должностные лица могут нести материальную ответственность в виде возмещения органу по его требованию выплаченных за них сумм.

В данной статье подчеркивается, что возмещается вред, причиненный не только незаконными действиями, но и бездействием. Последнее предполагает невыполнение органами государственной власти (их должностными лицами) возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом обязаны были совершить.

Незаконными в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и другие нормативные акты любого уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.