Рефераты. Здоровье и образование

кабинеты. (Это выполняется?)

Световой режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой

режим в образовательном учреждении способствует сохранению общей и

зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с

ним расстройством зрения (Вспомним наших близоруких детей). Освещенность

помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать

естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы,

украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает

уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров

помещений должна быть спокойных тонов.

Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В

учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная

уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств,

желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места

скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы).

Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств

проводят один раз в месяц (Так ли это на самом деле?)

Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики.

Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка

кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На

одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м. площади

помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не

«Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть

ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует

использовать специальные рабочие стулья.

Таки м образом строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий

обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов

учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

Контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием

учащихся за столами (партами). Целесообразно условно разделить учащихся по

длине тела на 6 групп, т.к. указанное деление легло в основу

государственных стандартов на основные виды школьной мебели. Парты, столы и

стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и

цветовую маркировку. На нижние поверхности крышки стола и сиденья стула, на

внутренней поверхности крышки и сиденья парты должно быть нанесено

обозначение группы мебели и диапазон длины тела учащегося, для которых

предназначена мебель. В каждом классе должно быть не менее трех групп

мебели.

3. МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО ШКОЛЬНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ

Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью

каждые 8—10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум,

завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный,

вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит

от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало

приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным:

во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии

с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что,

начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль — важный, переломный

этап учебного года, обучение в 5—6 классе проходит так же тяжело, как

и в первом, и так далее;

во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний

учитель — не просто специалист-предметник, это прежде всего человек,

который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими

учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно

не знают ребенка, которого обучают;

в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что

существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители — это бич

нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то

сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например,

по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации

здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования

и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей,

издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы

на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.).

Только в этом случае родители станут нашими союзниками. [15]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе,

подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся,

целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на

оздоровление и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом

здоровья как одной из высших ценностей.

Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без

его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья,

знания и умения использования оздоравливающих процедур, а главное – без

осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Большинство же людей не

против быть здоровыми, хотя и ошибочно считают, что это означает просто не

иметь явных заболеваний, которые обычно лечат врачи. По их убеждению,

следить за здоровьем означает не иметь вредных привычек и при заболеваниях

обращаться к врачу. А уж врач вылечит.

По современным представлениям, организм человека – это сложная

самоорганизующаяся система, состоящая из ряда подсистем и органов,

направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для

энергетического и информационного взаимодействия с окружающей средой.

Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков

(симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем,

приводящие в конце концов к этим повреждениям, долгое время могут не иметь

таких явных проявлений, которые в традиционной медицине относились бы к

нездоровью. В этом принципиальная разница в понимании здоровья.

Пока пациенты (государство) готовы оплачивать только лечение болезней,

и не готовы оплачивать услуги по укреплению здоровья, все средства и

мышление врачей будут направлены на поиск и лечение болезней, а о

профилактике заболеваний будут только говорить. Поэтому одной из важнейших

долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у

всех слоев нашего общества, а ближайшей – разработка и внедрение в учебных

заведениях всего комплекса организационных мер, педагогических и

дидактических средств по укреплению здоровья и перенацеливанию учащихся на

здоровую жизнь.

Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных

средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков

учебных заведений.

Дидактические средства: разработка учебных курсов, создание

специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения

здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и

профессиональных медицинских задач, и т.п.

Педагогические средства: создание в среде всех педагогов предельно

заинтересованного отношения к здоровья, личное участие в оздоровительных

мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников по вовлечению их в

здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с учащимися в объединениях

по интересам и занятиям физкультурой.

Главное, что можно уже сейчас, без вложения существенных средств,

начать практическую работу по оздоровлению детей в школах, молодежи в

учебных заведениях разных форм – нужны главным образом ответственное пони

мание остроты ситуации и готовность затратить усилия на изучение и

применение новых средств.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения

школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и

объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и

образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки

и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать

в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач российской

педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды

идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать

национальной идеей и объединить все слои общества.

Попытавшись разобраться в этой теме, у меня возникло еще больше

вопросов по этому поводу. На тему «Здоровье и образование» можно бесконечно

долго спорить. Например, по санитарным требованиям, в классной комнате не

должно быть плотных штор, т.е. ничего лишнего не должно быть. А как же уют,

о котором говорят примерно так: «Школа – второй дом! Дети должны с радостью

ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны

чувствовать себя, как дома!» ???

Почему же, когда по проблеме здоровья и образования уже так много

сказано, ничего не предпринимается для улучшения ситуации? Руководители

образовательных учреждений опускают глаза в пол, признавая правоту таких

суждений, и продолжают «ничегонеделанье» (это не относится к тем немногим

директорам, которые действительно добиваются улучшения показателей здоровья

школьников).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в

образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма,

Л.М. Сухарева и др.-М., 2002

2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В.

Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение

к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17

4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3,

с.56

5. О.Дмитриева. В расписании – уроки релаксации // Модернизация: шаг

в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.34

6. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу //

Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.-

Выпуск № 2, с.15

7. Т.Масликова. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее:

приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15

8. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ.

Здоровье.- № 3, 2003

9. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. –

www.ruscenter.ru

10. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье

учащихся. – www.ruscenter.ru

11. www.breath.ru/education.htm

-----------------------

[1] Д. Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3,

2003г., с.59.

[2] Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному при ступу. //

Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.–Выпуск № 2,

с.15

[3] М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска.– www.ruscenter.ru.

[4] Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В.

Анисимов, – М.: ТЦ Сфера, 2002

[5] Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. //

Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2,

с.15.

[6] Т. Масликова. В состоянии цейтнота. // Модернизация: шаг в будущее.

Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.17.

[7] А. Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье

учащихся// www. ruscenter.ru

[8] Т. Масликова. В состоянии цейтнота. // Модернизация: шаг в будущее.

Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.17.

[9] Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. //

Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2,

с.15.

[10] В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.

– № 3, 2003

[11] А.Бобырь. Берегите спину // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к

Учительской газете.– Выпуск № 2, с.31

[12] В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.

– № 3, 2003

[13] О.Дмитриева. В расписании уроки релаксации.// Модернизация: шаг в

будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.34

[14] Современные технологии оздоровления детей и подростков в

образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М.

Сухарева и др.- М., 2002

[15] М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. –www.ruscenter.ru

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.