Рефераты. Здоровье и образование

увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента (в частности,

по двенадцатилетней школе) показывают, что чем «выше» статус школы

(гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного

языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка

школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.

Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только

с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией

учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние

методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно

поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий,

обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу

практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников

заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).

Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы

и т.п.

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию

процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит

формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам

и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое

заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих

отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является

авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при

оценивании знаний.

Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой[8]. С одной

стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой,

необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности.

Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все

прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда

даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур

большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный

материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету,

не вызывая сильную перегрузку учащихся.

В школах Калужской области проводился эксперимент по разгрузке

учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским[9]. Почти всегда

проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип

взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие

школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних.

Возьмем, к примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за

партой, а на улице? Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение

приятного с полезным, когда первоклассники большую часть дня проводят на

свежем воздухе. Дети вряд ли устанут от такого урока.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом

перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные

программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов

вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей

воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное

перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной

школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и

администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает

непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила

«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах

современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную

нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения

возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по

математике.[10]

Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет

индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих

психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации

образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке

изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий,

позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.

1.2. Сколько весит ранец?

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой

тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что

взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу,

несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний

вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились

над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в

школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее

положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два

раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на

уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного

аппарата.[11]. Почему подавляющее большинство школьников страдает

нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими

осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является

школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело

ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы

мышц.

1.3. Как питается российский школьник?

Как питаются у нас?[12] Эпоха быстрого питания и пустых калорий

вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе

место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет

гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из

причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую

пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных

классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше

голодными не остаются – везде есть буфеты, но горячее питание, так

необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.

Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при

нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших

аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не

должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы

и чупа-чупсы).

1.4. А как у них?

Британскую общественность весьма серьезно беспокоит здоровье ее

подрастающего поколения[13]. Сегодняшние британские школьники ведут весьма

нездоровый образ жизни. И если российские учащиеся зачастую страдают от

весьма скудного питания, то их сверстники на Альбионе – от преизбыточного.

23 % британских мальчиков и 19 % девочек страдают избыточным весом, 6 и 8 %

соответственно – ожирением. Современные британские школьники (не берем в

пример историю английской школы с ее традиционными розгами и ледяным душем

по утрам, это – в прошлом!) – барчук и баловень в сравнении с его

российским сверстником. К нему не принято обращаться по фамилии, его не

принято публично отчитывать и стыдить. Его даже не принято вызывать к доске

– это считается здешними школьными психологами как раз таки очень

стрессовым для учащегося. Именно в силу этого и экзамены в здешних учебных

заведениях никогда не сдаются «устно» – только письменно: ведь отвечать

письменно на вопросы, сидя за партой и не глядя в грозные очи экзаменатора,

куда как полезнее для психического здоровья!

Здорово ли питается британский школьник? Не слишком, считают местные

диетологи, на все лады понося заполнившую школьные буфеты фаст-фуд. Но все

же, к кормлению в английских учебных заведениях относятся всерьез и

основательно. Доказательством служит то, что на ленч учащимся и педагогам

выделяется целый час (!), который служит главной переменой (не то, что

«наши» 15-20 минут, когда школьники, сломя голову, не замечая никого на

своем пути, несутся в столовую (но все таки мне кажется, что он несется

туда не от того, что он голоден, его просто забавляет сам процесс бега до

Столовой или Буфета. Это место в школе священно для российского ребенка),

поедают там все, что положено и отправляется снова на уроки. Как можно за

15 минут 1) добежать; 2) съесть (при этом, по мнению врачей, пища должна

быть тщательно пережеванной); 3) добежать до класса; 4) приготовиться к

уроку!?)

2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников.

Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования

к условиям обучения школьников в различных видах современных

общеобразовательных учреждений»[14] не требует значительных материальных

затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим

правилам.

Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая

чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость

обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В

результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух

загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах

40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным

проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и

нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.