увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента (в частности,
по двенадцатилетней школе) показывают, что чем «выше» статус школы
(гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного
языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка
школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.
Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только
с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией
учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние
методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно
поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий,
обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу
практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников
заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы
и т.п.
Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию
процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит
формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам
и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое
заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих
отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является
авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при
оценивании знаний.
Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой[8]. С одной
стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой,
необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности.
Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все
прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда
даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур
большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный
материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету,
не вызывая сильную перегрузку учащихся.
В школах Калужской области проводился эксперимент по разгрузке
учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским[9]. Почти всегда
проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип
взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие
школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних.
Возьмем, к примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за
партой, а на улице? Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение
приятного с полезным, когда первоклассники большую часть дня проводят на
свежем воздухе. Дети вряд ли устанут от такого урока.
Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом
перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные
программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов
вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей
воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное
перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной
школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и
администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает
непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную
нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения
возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по
математике.[10]
Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет
индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих
психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации
образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке
изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий,
позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.
1.2. Сколько весит ранец?
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой
тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что
взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу,
несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний
вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились
над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в
школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее
положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два
раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на
уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.
Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного
аппарата.[11]. Почему подавляющее большинство школьников страдает
нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими
осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является
школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело
ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы
мышц.
1.3. Как питается российский школьник?
Как питаются у нас?[12] Эпоха быстрого питания и пустых калорий
вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе
место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет
гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из
причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую
пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных
классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше
голодными не остаются – везде есть буфеты, но горячее питание, так
необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при
нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших
аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не
должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы
и чупа-чупсы).
1.4. А как у них?
Британскую общественность весьма серьезно беспокоит здоровье ее
подрастающего поколения[13]. Сегодняшние британские школьники ведут весьма
нездоровый образ жизни. И если российские учащиеся зачастую страдают от
весьма скудного питания, то их сверстники на Альбионе – от преизбыточного.
23 % британских мальчиков и 19 % девочек страдают избыточным весом, 6 и 8 %
соответственно – ожирением. Современные британские школьники (не берем в
пример историю английской школы с ее традиционными розгами и ледяным душем
по утрам, это – в прошлом!) – барчук и баловень в сравнении с его
российским сверстником. К нему не принято обращаться по фамилии, его не
принято публично отчитывать и стыдить. Его даже не принято вызывать к доске
– это считается здешними школьными психологами как раз таки очень
стрессовым для учащегося. Именно в силу этого и экзамены в здешних учебных
заведениях никогда не сдаются «устно» – только письменно: ведь отвечать
письменно на вопросы, сидя за партой и не глядя в грозные очи экзаменатора,
куда как полезнее для психического здоровья!
Здорово ли питается британский школьник? Не слишком, считают местные
диетологи, на все лады понося заполнившую школьные буфеты фаст-фуд. Но все
же, к кормлению в английских учебных заведениях относятся всерьез и
основательно. Доказательством служит то, что на ленч учащимся и педагогам
выделяется целый час (!), который служит главной переменой (не то, что
«наши» 15-20 минут, когда школьники, сломя голову, не замечая никого на
своем пути, несутся в столовую (но все таки мне кажется, что он несется
туда не от того, что он голоден, его просто забавляет сам процесс бега до
Столовой или Буфета. Это место в школе священно для российского ребенка),
поедают там все, что положено и отправляется снова на уроки. Как можно за
15 минут 1) добежать; 2) съесть (при этом, по мнению врачей, пища должна
быть тщательно пережеванной); 3) добежать до класса; 4) приготовиться к
уроку!?)
2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников.
Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования
к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений»[14] не требует значительных материальных
затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим
правилам.
Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая
чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость
обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В
результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух
загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах
40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным
проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и
нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы,
Страницы: 1, 2, 3