Рефераты. Здоровье и образование

Здоровье и образование

Министерство образования Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

Факультет социальных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Валеология»

На тему: «Здоровье и образование»

Выполнил:

Проверил: преподаватель

Новоселова Ирина Игоревна

Йошкар-Ола 2004

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

1.1. Интенсификация учебного процесса

1.2. Сколько весит ранец?

1.3. Как питается российский школьник?

1.4. А как у них?

2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

3. МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО «ШКОЛЬНЫМИ» БОЛЕЗНЯМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши

нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не

только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу

болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в

принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и

хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно

получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это

связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом разобраться.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее

определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается

гармоническим развитии ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической

и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это

нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не

отсутствии е болезней или физических дефектов».[1]

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей

здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии

Российской академии образования провел исследования: какие заболевания

наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.

Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?

От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с

заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения

и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических

заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается

кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата.[2]

Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века

и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие[3].

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно

справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты

заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было

назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает

никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя

ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность

с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение

здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема

общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания

ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа

не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать

многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная

российская система образования — это огромная система знаний, состоящая

из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас

педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе».

За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного

процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям

ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования

школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих

функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик,

включающий в себя:

. физическое здоровье;

. психическое здоровье;

. благоприятную социально-психологическую адаптацию.

В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему

ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать

лучшего.

1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат

деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов,

но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и

возрастным особенностям учащихся;

- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации

учебного процесса;

- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и

объема учебной нагрузки);

- неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;

- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и

охраны здоровья ребенка;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования,

сохранения и укрепления здоровья детей.

Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от

которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.

Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была

установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых

«школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и

гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических

нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального

решения проблемы сохранения здоровья школьников.[4]

Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако

целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается

состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск

возможных путей их сохранения.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе

проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными

чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.

Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот,

какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились

внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит

от школьной среды[5].

1.1. Интенсификация учебного процесса

Как бороться с перегрузкой?

Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о

количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это

штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая

интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это

одна из главных проблем.[6]

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся

на здоровье детей, проявляется в следующем:[7]

. отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения

учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную

функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения

первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако

успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько

от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития

необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость,

умение доводить дело до конца и др.);

. требования, которые предъявляют многие школы к поступающему,

заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала

школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении

в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной

проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно

выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней

школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что

заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий

детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению

хронических заболеваний;

. большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов,

которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий

развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка,

перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий,

что в результате отрицательно отражается на качестве образования

и на здоровье школьников.

К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе

требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка,

дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.