Министерство образования Российской Федерации
Марийский государственный технический университет
Факультет социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Валеология»
На тему: «Здоровье и образование»
Выполнил:
Проверил: преподаватель
Новоселова Ирина Игоревна
Йошкар-Ола 2004
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ
1.1. Интенсификация учебного процесса
1.2. Сколько весит ранец?
1.3. Как питается российский школьник?
1.4. А как у них?
2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
3. МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО «ШКОЛЬНЫМИ» БОЛЕЗНЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши
нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не
только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу
болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в
принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и
хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно
получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это
связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом разобраться.
Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее
определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается
гармоническим развитии ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической
и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это
нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,
которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
отсутствии е болезней или физических дефектов».[1]
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей
здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии
Российской академии образования провел исследования: какие заболевания
наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с
заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения
и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических
заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается
кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата.[2]
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века
и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Причины, вызывающие эту тревогу, следующие[3].
Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно
справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты
заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было
назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает
никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя
ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность
с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение
здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема
общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания
ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа
не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать
многое.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная
российская система образования — это огромная система знаний, состоящая
из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас
педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе».
За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного
процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям
ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования
школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих
функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик,
включающий в себя:
. физическое здоровье;
. психическое здоровье;
. благоприятную социально-психологическую адаптацию.
В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему
ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать
лучшего.
Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат
деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов,
но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и
возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации
учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и
объема учебной нагрузки);
- неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и
охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования,
сохранения и укрепления здоровья детей.
Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от
которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.
Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была
установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых
«школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и
гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических
нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального
решения проблемы сохранения здоровья школьников.[4]
Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако
целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается
состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск
возможных путей их сохранения.
Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе
проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными
чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот,
какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились
внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит
от школьной среды[5].
Как бороться с перегрузкой?
Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о
количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это
штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая
интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это
одна из главных проблем.[6]
Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся
на здоровье детей, проявляется в следующем:[7]
. отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения
учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную
функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения
первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако
успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько
от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития
необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость,
умение доводить дело до конца и др.);
. требования, которые предъявляют многие школы к поступающему,
заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала
школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении
в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной
проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно
выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней
школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что
заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий
детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению
хронических заболеваний;
. большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов,
которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий
развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка,
перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий,
что в результате отрицательно отражается на качестве образования
и на здоровье школьников.
К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе
требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка,
дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно
Страницы: 1, 2, 3