Система включает в себя 6 взаимосвязанных подсистем, каждая из которых
реализует определенные функции:
администрирование системы;
справочники, классификаторы и нормативная информация;
здоровье населения;
социальная среда;
окружающая среда;
статистическая обработка и построение отчетов.
Способы и средства связи для информационного обмена между компонентами
системы:
Связь между системами разных уровней осуществляется через электронную сеть
или с использованием электронных и бумажных носителей путем передачи
(приема) информации в файлах определенного формата.
Связь между компонентами системы одного уровня осуществляется через базу
данных c использованием локальной сети.
Схема связи между уровнями системы (сетевая модель) представлена на рис.1
Рис.1 Схема связи между уровнями системы (сетевая модель)
2.Геоинформационные системы (ГИС).
ГИС представляют собой — аппаратно-программный человеко-машинный комплекс,
обеспечивающий сбор, обработку, отображение и распространение
пространственно-координированных данных, интеграцию сведений и знаний о
территории для их эффективного использования при решении научных и
прикладных географических задач, связанных с инвентаризацией, анализом,
моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой и
территориальной организацией общества. ГИС содержат сведения о
пространственных объектах в виде их цифровых представлений, объединенных в
набор слоев, образуя информационную модель предметной области — территории,
а также набор операций, определяющих их функциональные возможности.
В ГИС компьютерная база данных (БД), фиксирована к определенной
территории, и каждый объект, существующий на местности (или интересующий
пользователя с точки зрения его пространственной характеристики), имеет
свое описание в этой БД, что и позволяет работать с ним, как с элементом
местности. Основная идея такой организации данных заключается в возможности
систематизации территориальной информации и разбивки ее на смысловые и
функциональные группы.
Существующие ГИС, как и картографические произведения, различаются по
охвату территории, по предназначению (адресности потребителей), по
значимости, по проблемной ориентации и целям. В этом смысле наибольший
интерес для нас представляют медико-географические и медико-экологические
системы.
ГИС предназначаются для решения множества практических задач, в числе
которых такие, как:
- создание высококачественной картографической продукции;
- связывание графических объектов с информацией в базах данных;
- визуализация информационных массивов в виде карт, или в комбинации с
другими способами представления данных, такими как диаграммы, графики,
схемы, таблицы;
- анализ пространственных данных и моделирование обстановки, процессов и
явлений;
- поддержка принятия управленческих решений по данным встроенных в ГИС
экспертных систем;
- объединение данных, получаемых из разных информационных источников;
- взаимодействие с другими информационными системами и технологиями.
Работа с ГИС начинается с таких простейших вопросов как "что это?" или "где
это находится?". И хотя запросы к системе, реально используемые на
практике, намного сложнее, идеологически они являются лишь разновидностью
ранее отмеченных. Например, это может быть вопрос о том в каком направлении
распространяется загрязнение атмосферного воздуха? или - какие населенные
пункты попадут в зону выпадения радиоактивных осадков? или - где проживают
заболевшие? и т.д.
Цифровая карта, являясь графическим представлением географических или
других пространственных объектов или явлений, передает разнообразные
сведения о территории. Необходимо отметить, что независимо от того,
насколько сложной является исходная топогеографическая основа, она может
быть изображена при помощи всего нескольких графических элементов
(примитивов), включающим в себя точки, линии и полигоны (рис. 2).
Точка используется для отображения географических объектов, размерами
которых в выбранном для работы масштабе можно пренебречь. Точка может быть
применена, например, для нанесения отметок высот, точек отбора проб
объектов окружающей среды, обозначения населенных пунктов на картах мелкого
масштаба и т.п.
[pic]
Рис. 2. Демонстрация принципа систематизации информации в ГИС (в виде
тематических слоев)
В ГИС использован наиболее легкий для человеческого восприятия способ
систематизации и упорядочения информации - графическое отображение объекта
и "привязка" к нему всевозможных данных. Электронная карта воспроизводит
понятные и привычные образы - элементы природной среды, селитебные и
промышленные зоны, места отбора проб, дорожную или железнодорожную сеть и
т.п. При этом каждый графический образ связан с таблицей атрибутов, где
размещены фактические данные, характеризующие отображаемый объект. Так,
заводу будут соответствовать табличные сведения о выпускаемой продукции,
технологиях, используемых в производстве, гигиенической характеристики
рабочих мест, объемах выбросов в атмосферу, воду, образовании отходов и
т.п. Точки отбора проб сопряжены с таблицами, в которые вносятся данные о
результатах натурных замеров. При этом важно отметить, что все собранные и
упорядоченные в ГИС сведения в дальнейшем могут воспроизводиться как в
исходном виде, так и в качестве различных статистических показателей,
например ввиде средних значений, доверительных границ показателя и т.п.
Систематизация данных в ГИС обеспечивает информационную
преемственность как по горизонтали (т.е. в разрезе различных информационных
источников, функционирующих на одной территории), так и по вертикали (т.е.
для одной информационной системы, но для ее различных уровней управления,
например в системе социально-гигиенического мониторинга районного-
областного-федерального уровней).
II.Социально-гигиенический мониторинг.
1.Организация социально-гигиенического мониторинга
Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне,
уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях
органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды
обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания
человека.
Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического
мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и
среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а
также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в
области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между
В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в
том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные),
химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.), социальными
(питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами
(ведется органами и учреждениями государственной санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации);
- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного
воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный
воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной
службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Министерством сельского хозяйства Российской федерации, Министерством
природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом
Российской федерации по статистике и подведомственными им организациями);
- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной
власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе
и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);
- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом
Российской федерации по статистике, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им
организациями);
- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством
труда и социального развития Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством
экономического развития и торговли Российской федерации и
подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга
социально-трудовой сферы);
- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для
здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной
службы РФ, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9