Рефераты. Внедрение информационных технологий при ведении социально-гигиенического мониторинга

Система включает в себя 6 взаимосвязанных подсистем, каждая из которых

реализует определенные функции:

администрирование системы;

справочники, классификаторы и нормативная информация;

здоровье населения;

социальная среда;

окружающая среда;

статистическая обработка и построение отчетов.

Способы и средства связи для информационного обмена между компонентами

системы:

Связь между системами разных уровней осуществляется через электронную сеть

или с использованием электронных и бумажных носителей путем передачи

(приема) информации в файлах определенного формата.

Связь между компонентами системы одного уровня осуществляется через базу

данных c использованием локальной сети.

Схема связи между уровнями системы (сетевая модель) представлена на рис.1

Рис.1 Схема связи между уровнями системы (сетевая модель)

2.Геоинформационные системы (ГИС).

ГИС представляют собой — аппаратно-программный человеко-машинный комплекс,

обеспечивающий сбор, обработку, отображение и распространение

пространственно-координированных данных, интеграцию сведений и знаний о

территории для их эффективного использования при решении научных и

прикладных географических задач, связанных с инвентаризацией, анализом,

моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой и

территориальной организацией общества. ГИС содержат сведения о

пространственных объектах в виде их цифровых представлений, объединенных в

набор слоев, образуя информационную модель предметной области — территории,

а также набор операций, определяющих их функциональные возможности.

В ГИС компьютерная база данных (БД), фиксирована к определенной

территории, и каждый объект, существующий на местности (или интересующий

пользователя с точки зрения его пространственной характеристики), имеет

свое описание в этой БД, что и позволяет работать с ним, как с элементом

местности. Основная идея такой организации данных заключается в возможности

систематизации территориальной информации и разбивки ее на смысловые и

функциональные группы.

Существующие ГИС, как и картографические произведения, различаются по

охвату территории, по предназначению (адресности потребителей), по

значимости, по проблемной ориентации и целям. В этом смысле наибольший

интерес для нас представляют медико-географические и медико-экологические

системы.

ГИС предназначаются для решения множества практических задач, в числе

которых такие, как:

- создание высококачественной картографической продукции;

- связывание графических объектов с информацией в базах данных;

- визуализация информационных массивов в виде карт, или в комбинации с

другими способами представления данных, такими как диаграммы, графики,

схемы, таблицы;

- анализ пространственных данных и моделирование обстановки, процессов и

явлений;

- поддержка принятия управленческих решений по данным встроенных в ГИС

экспертных систем;

- объединение данных, получаемых из разных информационных источников;

- взаимодействие с другими информационными системами и технологиями.

Работа с ГИС начинается с таких простейших вопросов как "что это?" или "где

это находится?". И хотя запросы к системе, реально используемые на

практике, намного сложнее, идеологически они являются лишь разновидностью

ранее отмеченных. Например, это может быть вопрос о том в каком направлении

распространяется загрязнение атмосферного воздуха? или - какие населенные

пункты попадут в зону выпадения радиоактивных осадков? или - где проживают

заболевшие? и т.д.

Цифровая карта, являясь графическим представлением географических или

других пространственных объектов или явлений, передает разнообразные

сведения о территории. Необходимо отметить, что независимо от того,

насколько сложной является исходная топогеографическая основа, она может

быть изображена при помощи всего нескольких графических элементов

(примитивов), включающим в себя точки, линии и полигоны (рис. 2).

Точка используется для отображения географических объектов, размерами

которых в выбранном для работы масштабе можно пренебречь. Точка может быть

применена, например, для нанесения отметок высот, точек отбора проб

объектов окружающей среды, обозначения населенных пунктов на картах мелкого

масштаба и т.п.

[pic]

Рис. 2. Демонстрация принципа систематизации информации в ГИС (в виде

тематических слоев)

В ГИС использован наиболее легкий для человеческого восприятия способ

систематизации и упорядочения информации - графическое отображение объекта

и "привязка" к нему всевозможных данных. Электронная карта воспроизводит

понятные и привычные образы - элементы природной среды, селитебные и

промышленные зоны, места отбора проб, дорожную или железнодорожную сеть и

т.п. При этом каждый графический образ связан с таблицей атрибутов, где

размещены фактические данные, характеризующие отображаемый объект. Так,

заводу будут соответствовать табличные сведения о выпускаемой продукции,

технологиях, используемых в производстве, гигиенической характеристики

рабочих мест, объемах выбросов в атмосферу, воду, образовании отходов и

т.п. Точки отбора проб сопряжены с таблицами, в которые вносятся данные о

результатах натурных замеров. При этом важно отметить, что все собранные и

упорядоченные в ГИС сведения в дальнейшем могут воспроизводиться как в

исходном виде, так и в качестве различных статистических показателей,

например ввиде средних значений, доверительных границ показателя и т.п.

Систематизация данных в ГИС обеспечивает информационную

преемственность как по горизонтали (т.е. в разрезе различных информационных

источников, функционирующих на одной территории), так и по вертикали (т.е.

для одной информационной системы, но для ее различных уровней управления,

например в системе социально-гигиенического мониторинга районного-

областного-федерального уровней).

II.Социально-гигиенический мониторинг.

1.Организация социально-гигиенического мониторинга

Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне,

уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях

органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга

устанавливается Правительством Российской Федерации.

Социально-гигиенический мониторинг – государственная система

наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды

обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между

состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания

человека.

Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического

мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и

среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а

также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в

области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между

состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания

человека.

В рамках мониторинга используются данные наблюдения:

- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в

том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные),

химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.), социальными

(питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами

(ведется органами и учреждениями государственной санитарно-

эпидемиологической службы Российской Федерации);

- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного

воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный

воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной

службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Министерством сельского хозяйства Российской федерации, Министерством

природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом

Российской федерации по статистике и подведомственными им организациями);

- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной

власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе

и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом

Российской федерации по статистике, другими заинтересованными

федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им

организациями);

- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством

труда и социального развития Российской Федерации, Государственным

комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством

экономического развития и торговли Российской федерации и

подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга

социально-трудовой сферы);

- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для

здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной

санитарно-эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной

службы РФ, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и

защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.