Рефераты. Ребенок грудного возраста

Ребенок грудного возраста

ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Основы физиологии

Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Основные процессы

адаптации к внеутробной жизни уже завершены, сформирован механизм грудного

вскармливания, налаживается наиболее тесный контакт матери с ребенком,

происходит очень интенсивное физическое, психомоторное, интеллектуальное

развитие.

В первый год жизни закладывается фундамент, в значительной мере

определяющий уровень физического развития и состояния здоровья в

последующие возрастные периоды.

Для грудного периода характерны следующие особенности.

Быстрый темп развития. К моменту рождения у ребенка еще не закончено

морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма.

Развитие идет гетерохронно, по мере созревания функциональных систем и

механизмов их саморегуляции. Факт продолжающегося развития и созревания

свидетельствует о высокой пластичности организма ребенка, что позволяет

соответствующими воздействиями быстро ликвидировать появившиеся отклонения

в развитии и состоянии здоровья. Максимальный в постнаталь-ном периоде темп

физического развития приходится на 2—4-й мес жизни. Он обеспечивается

высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, а

относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза

превышает таковую у взрослого человека. В то же время в функциональном

отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, чем и объясняются

нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей. Поэтому в первое

время единственной пищей для ребенка является грудное мо-

61

локо. Неадекватное же питание может быть причиной задержки физического,

психомоторного и интеллектуального развития.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического

развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный

уровень нервно-психического развития — один из компонентов и хорошего

физического развития. Отклонения в состоянии здоровья в свою очередь

приводят к снижению функциональных возможностей организма: у больного

ребенка, например с гипотрофией, снижена работоспособность корковых клеток,

что отражается и на уровне психомоторного развития.

Первый год жизни — период быстрого психомоторного развития. За год ребенок

проходит очень большой путь — от полной беспомощности на первом месяце

жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить,

играть, самостоятельно пить из чашки и др. к концу года. Нервно-психическое

развитие ребенка 1-го года жизни представлено в табл. 17 (с. 102).

.

За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела — втрое. В

первые месяцы жизни также заметно увеличивается подкожный жировой слой,

который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает

повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей

этого возраста.

Работоспособность нервной системы у детей 1-го года жизни еще мала.

Длительность бодрствования увеличивается медленно — от ,30—40 мин в 1 мес

до 2—3 ч к 1 году. К 1 мес у ребенка формируется суточный ритм

бодрствования и сна, а к 2—3 мес — дневной ритм и правильная

последовательность сна, кормления и бодрствования. У годовалого ребенка

общая продолжительность сна составляет 15—16 ч в сутки. И.Н. Усов (1986)

предложил формулы расчета часов сна в сутки:

для детей первого года жизни:

22 - (1/2 х m), где m— число месяцев жизни;

для детей старше года:

16 - (1/2 х n), где n — число лет жизни.

В первые месяцы жизни ребенок спит днем 3—4 раза по 1,5—2 ч, с 9—10 мес — 2

раза по 2—2,5 ч, с 1,5—2 лет — 1 раз в течение 2,5—2 ч.

На всех возрастных этапах сон ребенка проходит циклически, т. е.

последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В

течение ночи отмечается несколько полных циклов, длительность которых с

возрастом меняется. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает

около 50 % всего времени сна, после 3—5 лет — 22—30 %. Фазе быстрого сна

свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания

отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких

суставах. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

Осмотр здорового ребенка

См. Обслуживание новорожденного ребенка.

Питание и кормление

Грудное вскармливание

Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка первого года жизни

является материнское молоко, так как основные пищевые вещества — белки,

жиры и углеводы в нем находятся в идеальном для усвоения детским организмом

соотношении 1:3:6 (в коровьем 1:1,2:1,4). Важно и то, что оно поступает от

матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим

бактерицидные вещества. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно

не-антигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует

формированию контакта ребенка с матерью.

Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния здоровья

матери, ее режима и диеты.

Диета и режим кормящей матери

Суточный рацион кормящей грудью женщины должен содержать 100—130 г белка,

100 г жира, 400—500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей,

особенно кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей

женщиной составляет до 2 л в сутки. Полноценное питание кормящей матери

может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180—200 г мяса, 50

r масла, 1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно

важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды, овощные и

фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня. Следует помнить,

что избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов

(более 0,5 л в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к

белку коровьего молока!

Полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом. Кормящая

мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать,

выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не

менее 8—9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных

напитков. Кормящая мать по возможности не должна принимать лекарства, так

как некоторые из них могут передаваться с молоком и неблагоприятно

воздействовать на организм ребенка (см. Общие проблемы терапии).

Правильное питание и соблюдение кормящей женщиной режима во многом

предупреждают гипогалактию. Однако она нередко развивается и у женщин,

придерживающихся режима и рационального питания.

Гиполактия бывает первичной и вторичной. Первичная гипога-лактия обычно

возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению. В

таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. •

Женщины, особенно первородящие, нередко страдают от предположения, что у

них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или

ощущения переполненности грудных желез на 4—5-й день после родов.

Чувствительность сосков — одна из проблем первого периода кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное

сосание, обусловленное неумелым прикладыванием ребенка к груди. При

кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления

на разные участки соска. Другая причина — недостаточное питание, в

результате которого голодный ребенок сосет более активно и, возможно,

неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность

кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно

интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать

должна правильно ухаживать за молочной железой:

• избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом;

• не пользоваться кремами и аэрозолями;

• после кормления оставлять несколько капель молока на сосках, чтобы они

высохли на воздухе;

• держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней

мере ночью;

• следить за тем, чтобы соски всегда были сухими.

Если ребенок сосет нормально и в правильном положении, а соски остаются

чувствительными, следует искать другие причины. Возможно, у ребенка

молочница, тогда соски матери могут инфицироваться и появится их

болезненность. В этом случае необходимо лечить и мать и ребенка. Может

иметь место психосоматическая болезненность сосков, особенно у первородящих

женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в

способности кормить ребенка грудью.

Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в

открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины

может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее

отсутствие дома, о будущем уходе за малышом.

Одной из важнейших проблем при вскармливании детей первого года жизни

является развитие у матери вторичной гипогалактии. При ее возникновении

применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ,

стимуляция ультразвуком, витамины А, Е, РР, глутаминовая кислота, апилак,

гидролизат сухих пивных дрожжей.

Кормление ребенка материнским молоком может быть противопоказано по

причинам, связанным со здоровьем матери и ребенка.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию:

• септические состояния;

• активная форма туберкулеза;

64

• тиф и малярия;

• злокачественные новообразования, лейкемия;

• болезни почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией;

• врожденные нарушения метаболизма у ребенка (галактоземия,

фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа);

• послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов;

• прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих

токсическим действием на организм новорожденного.

Относительные противопоказания к грудному вскармливанию:

• болезни сердца с недостаточностью кровообращения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.