Рефераты. Развитие сестринского дела на современном этапе

С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой

сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений

здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических

систем.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав

пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского

персонала во всех ее организационных формах.

К сожалению, пока в нашей стране в сестринском деле как самостоятельной

профессиональной отрасли нет достаточного количества

высококвалифицированных специалистов, занимающихся выработкой идеологии,

созданием учебников, методических материалов. Всем этим в основном

занимаются врачи.

С другой стороны, нельзя не отметить консерватизма врачей (да и

медсестер), который препятствует изменениям в сфере сестринского дела.

Действительно, сестринское дело всегда ориентировалось на удовлетворение

потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто

следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и

целенаправленным. Врачу удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не

как равноправного партнера.

Опрос 31 врача и 45 медсестер Сергиево-Посадского района, проведенный в

июне 2000 года, показал, что медсестры больше знают о сестринском процессе,

чем врачи, и оптимистичнее относятся к его будущему (см. таблицу).

Из приведенных данных видно, что они уже склонны осознавать свой

профессиональный статус в соответствии с нормами, принятыми в мировом

сообществе.

Таблица

Результаты опроса практикующих врачей и медсестер

Показа-тели

| |Ничего не | | |Слышали и |Сестринский процесс |

| |слышали о |Вроде бы |Слышали |даже знают| |

| |сестринско|слышали | |что это |не |Будет внедрен |

| |м процессе| | |такое |будет | |

| | | | | |внедре| |

| | | | | |н | |

| | | | | |никогд| |

| | | | | |а | |

| | | | | | |через |через 20 |через|

| | | | | | |30 лет|лет |10 |

| | | | | | | | |лет |

|Врачи |61.3% |16.1% |12,9% |9,7% |64,5% |12,9% |16,1% |6.5% |

|М/с |46,7% |8,9% |24,4% |20% |40% |11,1% |16,1% |32,8%|

|Показа|При переходе на новую модель оказания |Внедрению принципа |

|-тели |помощи будет труднее |информированного согласия на |

| | |лечение мешают |

| |медсестрам|врачам |всем |затрудняюс|врачи |медсес|пациенты |затру|

| | | | |ь ответить| |т-ры | |дняюс|

| | | | | | | | |ь |

| | | | | | | | |ответ|

| | | | | | | | |ить |

|Врачи |54.8% |22% 15.6%|16,1% |6,5% |41.9% |12,9% |29% 6.7°.|16.2%|

|М/с |46.7% | |36.6% |11,1% |53.3% |11.1% | |9% |

Совершенствование кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений,

происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать

систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости,

сертификации и аттестации сестринского персонала.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны

современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и

распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов

организации медицинской помощи.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся

дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требуют

существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и

местном уровнях.

В этой связи необходима реорганизация системы планирования и

распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение

врач / сестринский персонал в сторону увеличения последнего с передачей

сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время

врачами.

Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование

научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию,

подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения

рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками

здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического

стимулирования кадров.

Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации

и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень

профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий

качество предоставляемых населению медицинских услуг.

Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для

совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой

специальностей.

Совершенствованию кадровой политики будут также способствовать:

n повышение гарантий социальной защиты;

n обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;

n регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня

образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;

n широкое использование контрактной системы найма;

n установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в

размере не ниже прожиточного минимума;

n разработка тарифов на сестринские услуги;

n обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.

Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с

целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения

объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к

повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов,

необходимых для производства услуг.

В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:

— разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях

здравоохранения;

— организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и

сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-

образовательных учреждений;

— проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые

условия труда медицинских работников.

Совершенствование профессионального образования и развитие научных

исследований в сестринском деле

В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи

населению лежат совершенствование профессиональной подготовки, развитие

научных исследований в области сестринского дела и использование их

результатов в практическом здравоохранении.

Для чего нужны научные исследования в сестринском деле? Ответ прост. Они

позволяют медсестрам найти наилучшие способы ухода за пациентом. Научно

обоснованная сестринская практика — это практика, опирающаяся на

объективные данные о наиболее эффективных путях сестринских вмешательств

Уже во времена наблюдений Флоренс Найтингейл и ее статистического подхода

к снижению смертности от инфекционных заболеваний среди солдат в Крыму

специалисты расширили свои знания путем использования научных методов в

своей практике (сбор информации, изменение одной переменной при

неизменности других факторов для выявления разницы в результатах и т. д.).

Научные исследования в области сестринского дела дают объективные ответы

на то, как предоставить пациентам наилучший уход. В этом изменчивом виде

усложняющихся технологий единственно эффективный путь, убеждающий нас в

обоснованности предоставляемого ухода, — это объединение коллективных

знаний и экспертиз посредством сестринских научных исследований.

Исследование — это научное средство, позволяющее объективно установить,

остаются ли верными с течением времени ответы на клинические вопросы и

остаются ли они верными в более чем одной клинической ситуации.

Применение научных исследований на практике не только помогает пациентам,

но и укрепляет сестринское дело как профессию. Если сестринское дело

действительно является профессией, а не просто работой или занятием, то

медсестры должны уметь постоянно оценивать уход и нести ответственность за

предоставление наилучшего ухода.

Процесс оценки — это ответственный момент в проведении научного

исследования, а также в предоставлении ухода. Чтобы определить, готово ли

исследование к применению на практике, медсестра должна задать себе

следующие основные вопросы: насколько, схожи примеры исследований с

пациентами, достаточно ли мне понятны выводы и заключения исследования,

улучшится ли уход за пациентами в результате перемен, предложенных

исследованием? Если на любой из этих вопросов медсестра ответит "Я не

уверена", то надо проконсультироваться с коллегами и учесть их мнение в

последующей оценке научного метода.

Первый шаг в работе с пациентом — это умение собрать информацию о

состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.