С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой
сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений
здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических
систем.
Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав
пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского
персонала во всех ее организационных формах.
К сожалению, пока в нашей стране в сестринском деле как самостоятельной
профессиональной отрасли нет достаточного количества
высококвалифицированных специалистов, занимающихся выработкой идеологии,
созданием учебников, методических материалов. Всем этим в основном
занимаются врачи.
С другой стороны, нельзя не отметить консерватизма врачей (да и
медсестер), который препятствует изменениям в сфере сестринского дела.
Действительно, сестринское дело всегда ориентировалось на удовлетворение
потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто
следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и
целенаправленным. Врачу удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не
как равноправного партнера.
Опрос 31 врача и 45 медсестер Сергиево-Посадского района, проведенный в
июне 2000 года, показал, что медсестры больше знают о сестринском процессе,
чем врачи, и оптимистичнее относятся к его будущему (см. таблицу).
Из приведенных данных видно, что они уже склонны осознавать свой
профессиональный статус в соответствии с нормами, принятыми в мировом
сообществе.
Таблица
Результаты опроса практикующих врачей и медсестер
Показа-тели
| |Ничего не | | |Слышали и |Сестринский процесс |
| |слышали о |Вроде бы |Слышали |даже знают| |
| |сестринско|слышали | |что это |не |Будет внедрен |
| |м процессе| | |такое |будет | |
| | | | | |внедре| |
| | | | | |н | |
| | | | | |никогд| |
| | | | | |а | |
| | | | | | |через |через 20 |через|
| | | | | | |30 лет|лет |10 |
| | | | | | | | |лет |
|Врачи |61.3% |16.1% |12,9% |9,7% |64,5% |12,9% |16,1% |6.5% |
|М/с |46,7% |8,9% |24,4% |20% |40% |11,1% |16,1% |32,8%|
|Показа|При переходе на новую модель оказания |Внедрению принципа |
|-тели |помощи будет труднее |информированного согласия на |
| | |лечение мешают |
| |медсестрам|врачам |всем |затрудняюс|врачи |медсес|пациенты |затру|
| | | | |ь ответить| |т-ры | |дняюс|
| | | | | | | | |ь |
| | | | | | | | |ответ|
| | | | | | | | |ить |
|Врачи |54.8% |22% 15.6%|16,1% |6,5% |41.9% |12,9% |29% 6.7°.|16.2%|
|М/с |46.7% | |36.6% |11,1% |53.3% |11.1% | |9% |
Совершенствование кадровой политики
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений,
происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать
систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости,
сертификации и аттестации сестринского персонала.
При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны
современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и
распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов
организации медицинской помощи.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся
дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требуют
существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и
местном уровнях.
В этой связи необходима реорганизация системы планирования и
распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение
врач / сестринский персонал в сторону увеличения последнего с передачей
сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время
врачами.
Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование
научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию,
подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения
рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками
здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического
стимулирования кадров.
Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации
и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень
профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий
качество предоставляемых населению медицинских услуг.
Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для
совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой
специальностей.
Совершенствованию кадровой политики будут также способствовать:
n повышение гарантий социальной защиты;
n обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;
n регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня
образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;
n широкое использование контрактной системы найма;
n установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в
размере не ниже прожиточного минимума;
n разработка тарифов на сестринские услуги;
n обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.
Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с
целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения
объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к
повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов,
необходимых для производства услуг.
В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:
— разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях
здравоохранения;
— организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и
сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-
образовательных учреждений;
— проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые
условия труда медицинских работников.
Совершенствование профессионального образования и развитие научных
исследований в сестринском деле
В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи
населению лежат совершенствование профессиональной подготовки, развитие
научных исследований в области сестринского дела и использование их
результатов в практическом здравоохранении.
Для чего нужны научные исследования в сестринском деле? Ответ прост. Они
позволяют медсестрам найти наилучшие способы ухода за пациентом. Научно
обоснованная сестринская практика — это практика, опирающаяся на
объективные данные о наиболее эффективных путях сестринских вмешательств
Уже во времена наблюдений Флоренс Найтингейл и ее статистического подхода
к снижению смертности от инфекционных заболеваний среди солдат в Крыму
специалисты расширили свои знания путем использования научных методов в
своей практике (сбор информации, изменение одной переменной при
неизменности других факторов для выявления разницы в результатах и т. д.).
Научные исследования в области сестринского дела дают объективные ответы
на то, как предоставить пациентам наилучший уход. В этом изменчивом виде
усложняющихся технологий единственно эффективный путь, убеждающий нас в
обоснованности предоставляемого ухода, — это объединение коллективных
знаний и экспертиз посредством сестринских научных исследований.
Исследование — это научное средство, позволяющее объективно установить,
остаются ли верными с течением времени ответы на клинические вопросы и
остаются ли они верными в более чем одной клинической ситуации.
Применение научных исследований на практике не только помогает пациентам,
но и укрепляет сестринское дело как профессию. Если сестринское дело
действительно является профессией, а не просто работой или занятием, то
медсестры должны уметь постоянно оценивать уход и нести ответственность за
предоставление наилучшего ухода.
Процесс оценки — это ответственный момент в проведении научного
исследования, а также в предоставлении ухода. Чтобы определить, готово ли
исследование к применению на практике, медсестра должна задать себе
следующие основные вопросы: насколько, схожи примеры исследований с
пациентами, достаточно ли мне понятны выводы и заключения исследования,
улучшится ли уход за пациентами в результате перемен, предложенных
исследованием? Если на любой из этих вопросов медсестра ответит "Я не
уверена", то надо проконсультироваться с коллегами и учесть их мнение в
последующей оценке научного метода.
Первый шаг в работе с пациентом — это умение собрать информацию о
состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5