САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Реферат
на тему: “Развитие сестринского дела на современном этапе”
Выполнила:
студентка факультета
ВСО 186 группы
Баринова Юлия Юрьевна
Проверила:
Карасева Лариса Аркадьевна
Сызрань 2000 год
План
I. Введение.
II.Программа сестринского дела.
Основные понятия, используемые в программе.
Сроки и этапы реализации программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Оценка эффективности медико - социальных и экономических последствий от
реализации программы
Содержание программы.
Основные задачи программы.
Принципы программы.
Основные направления деятельности сестринского персонала.
IV. Совершенствование организации работы сестринского персонала.
V.Совершенствование кадровой политики.
VI.Совершенствование профессионального образования и развитие научных
исследований в сестринском деле
Развитие профессиональных объединений, ассоциаций и союзов.
Механизм реализации программы.
Заключение.
Развитие сестринского дела на современном этапе.
В недалеком прошлом к уходу за больными относились как к виду
деятельности, которому не нужно много специально обучаться
Рассмотрю, как официальная советская идеология трактовала понятия
"медицинская сестра" и "уход за больными". Эти определения, с одной
стороны, демонстрировали отношение общества к деятельности и статусу
медсестер, а, с другой стороны, формировали его. Так, в Постановлении
Наркомздрава (1927) говорилось: "Средний медработник должен быть только
помощником врача, работать по его указаниям и под его наблюдением, должен
быть вполне готов к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и
обладать точно выработанными техническими навыками".
В Популярной медицинской энциклопедии 1963 г о медсестре говорится так:
"Лицо средней медицинской квалификации, работающее под руководством врача и
выполняющее его назначения и некоторые процедуры"; Краткая медицинская
энциклопедия 1994 г определяет медсестру как "специалиста со средним
медицинским образованием, работающего под руководством врача в ЛПУ."
В 1993 г были впервые сформулированы основные принципы философии
сестринского дела в России, в соответствии с которыми медсестра - это
"специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию
сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как
независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками
сферы здравоохранения". Сначала в учебных заведениях, а затем и в лечебно-
профилактических стали рассматриваться понятия "сестринский процесс",
"сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности
пациента".
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Государственная программа развития сестринского дела в Российской
Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.97 №
390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации".
В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных
демографических, социально-экономических, политических и экологических
факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на
состоянии здоровья населения.
Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все
возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры
финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств
обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население
общедоступной бесплатной медицинской помощью.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую
многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им
услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения
потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной
медицинской помощи .
Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского
образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании
многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества
профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка
специалистов с высшим сестринским образованием.
В то же время отсутствие правовой основы деятельности специалистов
сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов
социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют
декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной
потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося
сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый
дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом,
продолжается отток квалифицированных
сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения,
возрастают нагрузки, неудовлетворенность персонала и социальная
напряженность.
В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в продуманной
государственной программе реформирования и развития сестринского дела.
Программа должна основываться на реальных условиях и возможностях
государственного и муниципального здравоохранения. Основные направления,
подходы и принципы, заложенные в Программу, должны послужить ориентиром для
программных и иных управленческих действий на региональном и местном
уровнях.
Основные понятия, используемые в Программе:
Сестринское дело — составная часть системы здравоохранения, которая
включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике
заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим
физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех
возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные
и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье,
возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.
Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях
здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами,
везде, где есть в ней потребность.
Сестринский персонал — это работники, имеющие медицинское образование по
специальностям сестринское, акушерское, лечебное дело (квалификация
фельдшер) и допущенные к профессиональной деятельности в установленном
порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует
понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их
лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических
условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует
система здравоохранения.
Сроки и этапы реализации программы
Для обеспечения последовательности в выполнении основных направлений
Программы работа по ее реализации будет выполняться поэтапно в 1998-2005
гг.
Первый этап — 1998—2000 гг. включает подготовку первоочередных,
неотложных мероприятий (создание нормативно-правовой, материально-
технической и организационной базы) по реализации Программы.
Второй этап — 2001—2005 гг. включает реализацию экономически эффективных
форм и методов работы сестринских служб в системе здравоохранения
Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения
внебюджетных источников, не противоречащих существующему законодательству.
Финансовое обеспечение решения вопросов, находящихся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов, осуществляется в основном за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом
Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно
уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности
использования средств.
Медико-социальная и экономическая эффективность Программы будет
оцениваться, исходя из показателей эффективности и качества работы
сестринских служб сестринского персонала учреждений здравоохранения,
образования и социальной защиты населения, а также их структурных
подразделений, в ходе реализации основных направлений, положений и
мероприятий Программы.
Содержание Программы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О
мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации" предусмотрено осуществление в отрасли реформы,
направленной на повышение качества, доступности и экономической
эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных
отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества
предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности,
решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим
среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую
многочисленную категорию работников здравоохранения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5