Рефераты. Рабочая программа по хирургическим болезням для студентов 3 - 4 курсов стоматологического факультета

рассыпного типа). Кратко освещается метод эндо и перивазальной

электрокоагуляции (демонстрируются зонды для электрокоагуляции вен).

При раэборе оперативных методов лечения варикозного расширения вен

останавливаются на операциях Троянова - Тренделенбурга, Бабкокка, Маделунга

- Нарата, Линтона, Коккета, Клаппа - Соколова.

Клиника и лечение осложненного варикозного расширения вен

рассматриваются в процессе раэбора курируемого больного (если у него

имеются осложнения) или для этого демонстрируется другой больной. Особое

внимание следует обратить на разбор трофических варикозных язв и острого

тромбофлебита поверхностных вен.

Кратко разбираются причины образования язв, обращая внимание студентов

на нарушения гемодинамики в области медиальной лодыжки, т.е. где обычно

располагаются трофические язвы. Касаясь вопроса о лечении трофических язв,

следует провести мысль о том, что сами по себе местные методы лечения

(мазевые, лейкопластыр-ные повязки, вакуум-терапия и пр.) дают лишь

временный эффект. Окончательное заживление язвы может наступить только

после ликвидации причины этого осложнения, т.е. после удаления

поверхностных вен и перевязки несостоятельных перфорантов.

Острый тромбофлебит варикозно расширенных вен можно разобрать на этом

занятии или, что более целесообразно, на занятии, посвященном острым

венозным тромбозам.

В заключении кратко освещаются вопросы экспертизы трудоспо-собности

больных варикозной болезнью поверхностных вен нижних ко-нечностей.

Занятия № 23 и 24. Тема: РАБОТА ХИРУРГА ПОЛИКЛИНИКИ. - 8 часов.

В вводной части занятия ассистент знакомит студентов с задачами

поликлинического хирургического отделения, подчеркивает его роль в оказании

амбулаторной хирургической помощи, своевременном выявлении острой

хирургической патологии, оказании экстренной травматологической помощи,

организации онкологической и ортопедической помощи населению, санитарно-

просветительной работе.

Место поликлинического хирургического отделения в системе

здравоохранения, его связь со стационаром. Повышение квалификации врачей-

хирургов поликлиники (поликлиническая секция хирургического общества,

специализация, усовершенствование и др.).

Штатные нормативы поликлиники устанавливаются из расчета 10 посещений

в среднем на одного жителя в год, в том числе к хирургам 1,5 посещения. При

наличии б врачебных должностей организуется поликлиническое хирургическое

отделение. Длительность амбулаторного рабочего дня 5,5 часов, средняя норма

амбулаторного приема у хирурга - 9 человек в час, у травматолога - 7

человек в час, у уролога и онколога - 5 человек в час.

В основной части занятия студенты знакомятся со структурой данного

хирургического отделения,расположением и оборудованием основных и

вспомогательных кабинетов. Подчеркивается роль регистратуры и организации

амбулаторного приема. Подробно останавливаются на четкости и оказания

хирургической помощи. Роль световых табло, объявлений на дверях кабинетов и

др. организационных моментов. Здесь же подчеркивается необходимость

раздельного приема "чистых" и "гнойных" больных. Подчеркнуть, что зал

ожидания хирургического кабинета является лицом хирургического отделения и

должен служить целям санитарного просвещения (плакаты, доска вопросов и

ответов на медицинские темы, санитарный бюллетень).

Знакомство с работой "чистого" (травматологического) кабинета.

Организация работы в "чистом" отделении. Оборудование хирургического

кабинета. Документация, карта амбулаторного больного, статистический талон

для учета заболеваемости, журнал регистрации и журнал госпитализации,

журнал регистрации иммунизации против столбняка, дневник работы врача,

операционные и перевязочные журналы, медицинские бланки (справки, талон для

направления на госпитализацию, рецептурные бланки).

Изучение объема хирургической помощи:

I. Экстренная хирургическая (травматологическая) помощь:

а) первичная обработка рак мягких тканей, знакомство с первичным,

вторичным и первично отсроченньвл швом раны, б) вправление вывихов, в)

репозиция и наложение гипсовой повязки при закрытых переломах костей

предплечья, кисти, лодыжек, ключицы и др. г) обработка травматических

повреждений фаланг пальцев, д) диагностика и лечение растяжений

околосуставных связок, е) диагностика и лечение гемартрозов, диагностика и

лечение ушибов различных частей тела, ж) диагностика и лечение переломов

ребер (новокаиновая местная и паравертебральная блокады, тугая повязка) и

иммунизация против столбняка. 2. Плановая хирургическая помощь: а) удаление

доброкачественных поверхностно расположенных опухолей (липомы, атеромы,

дерматофибромы), б) электроэксцизия наибольших папиллом, в) новокаиновые

блокады, г) введение лекарственных веществ в полости суставов и

периартикулярно (гидрокартизон, д) инъекционная те-рапия варикозно

расширенных вен нижних конечностей, е) удаление когтевой пластинки при

"вросшем ногте", ж) производство пункционных биопсий, э) производство

эндоскопий (ректоскопия, цистоскопия), и) наблюдение и лечение больных,

оперированных в стационаре, к) наблюдение и лечение ортопедических больных

(плоскостопие, сколиозы и др.), л) хронические артрозы и артриты, пяточные

шпоры, хронические эпикондилиты), лимфостаз.

3. Госпитализация больных, требующих стационарного лечения:

острые хирургические заболевания органов брюшной полости, сложная

травма, опухоли и др.

Знакомство с работой гнойного отделения, перевязочной. Организация

работы в гнойном кабинете. Оборудование гнойного хирургического кабинета.

Особенности организации (санобработка, обработка инструментов, хранение и

уничтожение повязок, снятых с гнойных ран, мероприятия по соблюдению

асептики).

Изучение объема хирургической помощи.

1. Острая хирургическая инфекция: инфециирование раны, потертости,

ожоги, панариции, флегиона мягких тканей, фурункулы, абсцессы,

парапроктиты, острые тромбофлебиты поверхностных вен, острые артриты и

бурситы, рожистое воспаление, острый тромбофлебит геморроидальных вен.

Краткие сведения о лечении и хирургических операциях при вышеперечисленной

паталогии. Особенности некоторых форм заболеваний (фурункулы лица).

2. Хроническая хирургическая инфекция остеомиелиты, хронические

парапроктиты, острые тромбофлебиты поверхностных вен, параректальные свищи,

геморрой (осложненный и неосложненный), хронические тромбофлебиты

поверхностных: вен нижних конечностей, хроническое рожистое воспаление,

трофические язвы, варикозные язвы, хронические артриты и артрозы, различные

свищи, актиномикоз, атеросклеротические окклюзии сосудов конечностей,

облите-рирующий эндартериит. Особенности лечения отдельных форм заболеваний

(варикозные язвы голеней).

Знакомство с работой онкологического кабинета. Обратить внимание на

организацию выявления, наблюдения, госпитализации больных предопухолевыми,

опухолевыми заболеваниями и диспансеризацию больных, перенесших операцию

или лучевое лечение. Документация онкологического кабинета.

Знакомство с диспансеризацией хирургических больных. Нозологические

формы, подлежащие диспансерному лечению облитерирующий эндартериит,

осложнения варикозного расширения поверхностных вен, тромбофлебиты и

флеботромбозы глубоких вен конечностей, хронические остеомиелиты, инвалиды

Отечественной войны.

По окончании знакомства с хирургическим отделением поликлиники ассистент

распределяет студентов в "чистый" и "гнойный" кабинеты, где они под

руководством поликлинического врача знакомятся с работой хирургического

кабинета, участвуют в оказании хирургической помощи.

Занятие № 25. Тема: ОБХОД ПРОФЕССОРА - 4 часа.

Цель и содержание занятия: Формирование у студентов основ клинического

и алгоритмического мышления, совершенствование навыков и умения

обследования больных, закрепление элементов дифференциальной диагностики,

знание современных методов лечения, соблюдение важнейших аспектов врачебной

этики и деонтологии. Контроль тренировки умения докладывать студентами о

курируемых больных.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБХОДА ПРОФЕССОРА СО СТУДЕНТАМИ 4 и 5 КУРСОВ

1. К обходу профессора каждая студенческая группа подготавливает

истории курируемых больных для доклада.

2. Докладчик из студентов группы докладывает историю болезни

курируемого больного в присутствии группы.

3. Изложение истории болезни проводится в принятом академическом

плане. Присутствующие студенты активно уточняют неясные вопросы по истории

болезни.

4. Профессор осматривает больного с привлечением студентов.

5. После этого предлагается студентам выделить наиболее важные

симптомы и синдромы. Провести обоснование основного диагноза и

дифференциальную диагностику.

6. После обсуждения диагноза обговаривается план лечения больного,

вопросы предоперационной подготовки и послеоперационный период.

7. Профессор заключает обход, дополняет формулировку полного

клинического диагноза, рекомендации по обследованию и лечению.

Занятие № 26. Тема: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ - 4 часа.

Студенты присутствуют на хирургической операции, которую проводит

профессор или доцент. Перед операцией проводится подробный разбор больного.

После завершения операции рассматривается макропрепарат и ассистент

проводит оператор проводит разбор прошедшей операции.

Занятие № 27. Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 4 часа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.