рассыпного типа). Кратко освещается метод эндо и перивазальной
электрокоагуляции (демонстрируются зонды для электрокоагуляции вен).
При раэборе оперативных методов лечения варикозного расширения вен
останавливаются на операциях Троянова - Тренделенбурга, Бабкокка, Маделунга
- Нарата, Линтона, Коккета, Клаппа - Соколова.
Клиника и лечение осложненного варикозного расширения вен
рассматриваются в процессе раэбора курируемого больного (если у него
имеются осложнения) или для этого демонстрируется другой больной. Особое
внимание следует обратить на разбор трофических варикозных язв и острого
тромбофлебита поверхностных вен.
Кратко разбираются причины образования язв, обращая внимание студентов
на нарушения гемодинамики в области медиальной лодыжки, т.е. где обычно
располагаются трофические язвы. Касаясь вопроса о лечении трофических язв,
следует провести мысль о том, что сами по себе местные методы лечения
(мазевые, лейкопластыр-ные повязки, вакуум-терапия и пр.) дают лишь
временный эффект. Окончательное заживление язвы может наступить только
после ликвидации причины этого осложнения, т.е. после удаления
поверхностных вен и перевязки несостоятельных перфорантов.
Острый тромбофлебит варикозно расширенных вен можно разобрать на этом
занятии или, что более целесообразно, на занятии, посвященном острым
венозным тромбозам.
В заключении кратко освещаются вопросы экспертизы трудоспо-собности
больных варикозной болезнью поверхностных вен нижних ко-нечностей.
Занятия № 23 и 24. Тема: РАБОТА ХИРУРГА ПОЛИКЛИНИКИ. - 8 часов.
В вводной части занятия ассистент знакомит студентов с задачами
поликлинического хирургического отделения, подчеркивает его роль в оказании
амбулаторной хирургической помощи, своевременном выявлении острой
хирургической патологии, оказании экстренной травматологической помощи,
организации онкологической и ортопедической помощи населению, санитарно-
просветительной работе.
Место поликлинического хирургического отделения в системе
здравоохранения, его связь со стационаром. Повышение квалификации врачей-
хирургов поликлиники (поликлиническая секция хирургического общества,
специализация, усовершенствование и др.).
Штатные нормативы поликлиники устанавливаются из расчета 10 посещений
в среднем на одного жителя в год, в том числе к хирургам 1,5 посещения. При
наличии б врачебных должностей организуется поликлиническое хирургическое
отделение. Длительность амбулаторного рабочего дня 5,5 часов, средняя норма
амбулаторного приема у хирурга - 9 человек в час, у травматолога - 7
человек в час, у уролога и онколога - 5 человек в час.
В основной части занятия студенты знакомятся со структурой данного
хирургического отделения,расположением и оборудованием основных и
вспомогательных кабинетов. Подчеркивается роль регистратуры и организации
амбулаторного приема. Подробно останавливаются на четкости и оказания
хирургической помощи. Роль световых табло, объявлений на дверях кабинетов и
др. организационных моментов. Здесь же подчеркивается необходимость
раздельного приема "чистых" и "гнойных" больных. Подчеркнуть, что зал
ожидания хирургического кабинета является лицом хирургического отделения и
должен служить целям санитарного просвещения (плакаты, доска вопросов и
ответов на медицинские темы, санитарный бюллетень).
Знакомство с работой "чистого" (травматологического) кабинета.
Организация работы в "чистом" отделении. Оборудование хирургического
кабинета. Документация, карта амбулаторного больного, статистический талон
для учета заболеваемости, журнал регистрации и журнал госпитализации,
журнал регистрации иммунизации против столбняка, дневник работы врача,
операционные и перевязочные журналы, медицинские бланки (справки, талон для
направления на госпитализацию, рецептурные бланки).
Изучение объема хирургической помощи:
I. Экстренная хирургическая (травматологическая) помощь:
а) первичная обработка рак мягких тканей, знакомство с первичным,
вторичным и первично отсроченньвл швом раны, б) вправление вывихов, в)
репозиция и наложение гипсовой повязки при закрытых переломах костей
предплечья, кисти, лодыжек, ключицы и др. г) обработка травматических
повреждений фаланг пальцев, д) диагностика и лечение растяжений
околосуставных связок, е) диагностика и лечение гемартрозов, диагностика и
лечение ушибов различных частей тела, ж) диагностика и лечение переломов
ребер (новокаиновая местная и паравертебральная блокады, тугая повязка) и
иммунизация против столбняка. 2. Плановая хирургическая помощь: а) удаление
доброкачественных поверхностно расположенных опухолей (липомы, атеромы,
дерматофибромы), б) электроэксцизия наибольших папиллом, в) новокаиновые
блокады, г) введение лекарственных веществ в полости суставов и
периартикулярно (гидрокартизон, д) инъекционная те-рапия варикозно
расширенных вен нижних конечностей, е) удаление когтевой пластинки при
"вросшем ногте", ж) производство пункционных биопсий, э) производство
эндоскопий (ректоскопия, цистоскопия), и) наблюдение и лечение больных,
оперированных в стационаре, к) наблюдение и лечение ортопедических больных
(плоскостопие, сколиозы и др.), л) хронические артрозы и артриты, пяточные
шпоры, хронические эпикондилиты), лимфостаз.
3. Госпитализация больных, требующих стационарного лечения:
острые хирургические заболевания органов брюшной полости, сложная
травма, опухоли и др.
Знакомство с работой гнойного отделения, перевязочной. Организация
работы в гнойном кабинете. Оборудование гнойного хирургического кабинета.
Особенности организации (санобработка, обработка инструментов, хранение и
уничтожение повязок, снятых с гнойных ран, мероприятия по соблюдению
асептики).
Изучение объема хирургической помощи.
1. Острая хирургическая инфекция: инфециирование раны, потертости,
ожоги, панариции, флегиона мягких тканей, фурункулы, абсцессы,
парапроктиты, острые тромбофлебиты поверхностных вен, острые артриты и
бурситы, рожистое воспаление, острый тромбофлебит геморроидальных вен.
Краткие сведения о лечении и хирургических операциях при вышеперечисленной
паталогии. Особенности некоторых форм заболеваний (фурункулы лица).
2. Хроническая хирургическая инфекция остеомиелиты, хронические
парапроктиты, острые тромбофлебиты поверхностных вен, параректальные свищи,
геморрой (осложненный и неосложненный), хронические тромбофлебиты
поверхностных: вен нижних конечностей, хроническое рожистое воспаление,
трофические язвы, варикозные язвы, хронические артриты и артрозы, различные
свищи, актиномикоз, атеросклеротические окклюзии сосудов конечностей,
облите-рирующий эндартериит. Особенности лечения отдельных форм заболеваний
(варикозные язвы голеней).
Знакомство с работой онкологического кабинета. Обратить внимание на
организацию выявления, наблюдения, госпитализации больных предопухолевыми,
опухолевыми заболеваниями и диспансеризацию больных, перенесших операцию
или лучевое лечение. Документация онкологического кабинета.
Знакомство с диспансеризацией хирургических больных. Нозологические
формы, подлежащие диспансерному лечению облитерирующий эндартериит,
осложнения варикозного расширения поверхностных вен, тромбофлебиты и
флеботромбозы глубоких вен конечностей, хронические остеомиелиты, инвалиды
Отечественной войны.
По окончании знакомства с хирургическим отделением поликлиники ассистент
распределяет студентов в "чистый" и "гнойный" кабинеты, где они под
руководством поликлинического врача знакомятся с работой хирургического
кабинета, участвуют в оказании хирургической помощи.
Занятие № 25. Тема: ОБХОД ПРОФЕССОРА - 4 часа.
Цель и содержание занятия: Формирование у студентов основ клинического
и алгоритмического мышления, совершенствование навыков и умения
обследования больных, закрепление элементов дифференциальной диагностики,
знание современных методов лечения, соблюдение важнейших аспектов врачебной
этики и деонтологии. Контроль тренировки умения докладывать студентами о
курируемых больных.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБХОДА ПРОФЕССОРА СО СТУДЕНТАМИ 4 и 5 КУРСОВ
1. К обходу профессора каждая студенческая группа подготавливает
истории курируемых больных для доклада.
2. Докладчик из студентов группы докладывает историю болезни
курируемого больного в присутствии группы.
3. Изложение истории болезни проводится в принятом академическом
плане. Присутствующие студенты активно уточняют неясные вопросы по истории
болезни.
4. Профессор осматривает больного с привлечением студентов.
5. После этого предлагается студентам выделить наиболее важные
симптомы и синдромы. Провести обоснование основного диагноза и
дифференциальную диагностику.
6. После обсуждения диагноза обговаривается план лечения больного,
вопросы предоперационной подготовки и послеоперационный период.
7. Профессор заключает обход, дополняет формулировку полного
клинического диагноза, рекомендации по обследованию и лечению.
Занятие № 26. Тема: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ - 4 часа.
Студенты присутствуют на хирургической операции, которую проводит
профессор или доцент. Перед операцией проводится подробный разбор больного.
После завершения операции рассматривается макропрепарат и ассистент
проводит оператор проводит разбор прошедшей операции.
Занятие № 27. Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 4 часа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22