Рефераты. Перинатальная патология нервной системы

диагностируется уже в период новорожденности.

Очень редко встречаются формы детского церебрального паралича, которые

условно обозначаются как моноплегия или параплегия. Большинство параплегии

- в действительности тетраплегии, при которых руки поражены в очень слабой

степени, а моноплегии — это фактически гемиплегии, но одна из конечностей

страдает незначительно и поражение не всегда диагностируется.

Атонически-астатический синдром («вялая» форма детского церебрального

паралича). В клинической картине на первый план выступает выраженная

мышечная гипотония. В отличие от спинальных амиотрофий сухожильные рефлексы

сохранены или повышены. Патологическая постуральная активность выражена

слабо и обнаруживается при эмоциональном напряжении, когда повышается

мышечный тонус. Миостатический тонус нарушен, выпадают рефлексы

антагонистов, страдают статические функции. Дети долго не могут держать

головку, сидеть, стоять, ходить Реакции выпрямления и равновесия иногда

отсутствуют до 2—3-летнего возраста. Наблюдается ряд переходных форм от

атонически-астатического синдрома до зссенциальной мышечной гипотонии.

У детей с атонически-астатическим синдромом после первого года жизни

можно отметить атегоидные движения в дистальных отделах рук Морфологические

нарушения обнаружены в лобных долях (лобарный склероз), лобно-

мостомозжечковых путях и мозжечке.

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением

структур стриопаллидарной системы. Мышечный тонус изменчив, часто

колеблется между гипотонией и нормотонией, наблюдаются перемежающиеся

спазмы, приступы повышения мышечного тонуса, обусловленные изменяющейся

активностью тонических рефлексов на фоне гипотонии. Позотонические рефлексы

выражены слабо. Движения детей неловки, сопровождаются излишними

двигательными реакциями. В зависимости от характера гиперкинез может быть

более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей,

мимической мускулатуре, мышцах шеи. Различают гиперкинезы типа атетоза,

хореоатетоза, хореи, торсионной дистонии. При гиперкинетической форме

церебрального паралича часто наблюдаются речевые расстройства. Психическое

развитие страдает меньше, чем при других типах. Эта форма детского

церебрального паралича часто связана с гемолитической болезнью

новорожденного, обусловленной иммунологической несовместимостью крови плода

и матери.

Мозжечковая форма характеризуется нарушениями координации в сочетании со

спастическими- параличами, атонически-астатическим синдромом. Атаксия может

быть результатом повреждения мозжечка, его связей или повреждения корково-

подкорковых структур мозга. Спастичность в этих случаях умеренная и

поражаются в основном флексорные группы

Диагностика детского церебрального паралича основана на твердом знании

основных этапов психомоторного развития ребенка. Важно помнить, что

патологическая постуральная активность, спастическая гипертония нередко

отчетливо выявляются только к 3- 4-месячному возрасту, а иногда и позже

Поэтому большое значение имеют наблюдение за детьми, особенно в случаях с

неблагоприятным акушерским анамнезом, учет динамики врожденных безусловных

рефлексов, последовательности становления реакций выпрямления и равновесия,

характера изменения мышечного тонуса.

Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и

начинаться с первых недель жизни ребенка. Мозг ребенка раннего возраста

пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями, поэтому

лечение, начатое в период формирования статических и локомоторных функций,

дает наиболее благоприятные результаты. Моторная деятельность у ребенка

раннего возраста в основном рефлекторная, а высшие интегративные центры

только начинают созревать В связи с этим раннее обучение сенсомоторным

навыкам с условнорефлекторным их закреплением способствует

своевременному развитию моторики. Кроме того, в раннем возрасте

спастические явления выражены нерезко, отсутствуют патологические позы,

деформации, контрактуры, вследствие чего двигательные навыки вырабатываются

лучше.

Лечение в раннем возрасте проводится с целью подавления постуральной

активности и создания возможностей для выработки нормальных постуральных

реакций (выпрямление головы, туловища, onopной реакции рук, ротации и

реакции равновесия), а также предупреждения контрактур и деформаций,

выработки двигательных навыков, которые в дальнейшем могут быть

использованы при самообслуживании pe6eнка. Эти принципы положены в основу

восстановительных мероприятий. Важной частью комплексного лечения

церебрального паралича являются ортопедические мероприятия. Они помогают

сохранить правильное физиологическое взаимоотношение головы, туловища,

конечностей способствуют профилактике контрактур. К ортопедическим

приспособлениям, с помощью которых части тела можно придать физиологическое

положение, относятся лонгеты, туторы, шины, шины-штанишки, валики,

воротники и др. Ортопедические укладки чередуют с лечебной гимнастикой,

физиотерапией. Основными целями лечебной гимнастики являются торможение

патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой

основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка

последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка.

Наряду с лечебной гимнастикой при церебральных параличах широко

применяются общий лечебный и точечный массаж, физиотерапевтические методы

лечения, которые не только улучшают функцию нервно-мышечного аппарата, но и

способствуют повышению реактивности организма. Эффективны лечебные ванны,

озокеритовые аппликации, горячие укутывания, лекарственный электрофорез,

импульсный ток, электростимуляция мышц. Восстановление двигательных функций

при детском церебральном параличе более эффективно, если его проводят в

сочетании с медикаментозным воздействием. Применяют препараты, улучшающие

обменные процессы в нервной системе (глутаминовая кислота, липоцеребрин,

церебролизин, аминалон, ноотропил, витамины В1, В6, В12, ацефен, пирацетам

и др.), снижающие мышечный тонус (мидокалм, мидантан, амедин), улучшающие

нервномышечную проводимость (прозерин, галантамин, калимин, оксазил),

уменьшающие гиперкинезы, рассасывающие, улучшающие капиллярный кровоток, а

также противосудорожные и другие симптоматические средства.

Особое внимание следует уделять коррекции речевых и психических

нарушений. Логопедические и психолого-педагогические воздействия начинают

применять уже в первые месяцы жизни ребенка. Раннее комплексное этапное и

непрерывное лечение детей с церебральными параличами позволяет добиться

значительного улучшения их двигательных и психических функций и достичь их

социальной адаптации.

11. Заключение: АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Интенсивное формирование нервной системы во внутриутробном периоде,

синхронность развития отдельных ее элементов могут легко нарушаться при

воздействии на плод неблагоприятных факторов - вирусных заболеваний матери,

недостаточности маточно-плацентарного кровообращения, ионизирующей

радиации, вибрации, тератогенных веществ и др. Основное значение в

нарушениях эмбрионального развития придается не столько природе вредного

фактора, сколько временному совпадению его воздействия с периодами

интенсивного формирования нервной системы - так называемыми критическими

периодами. Нарушение эмбрионального развития в I триместре беременности

приводит к грубым порокам развития нервной системы - дефектам смыкания

нервной трубки, нарушению роста и дифференциации мозговых гемисфер и

желудочковой системы мозга. Патологические воздействия на поздних стадиях

беременности и в перинатальном периоде, как правило, не вызывают тяжелых

пороков развития, а ведут к нарушению миелинизации структур нервной

системы, уменьшению роста дендритов и т. д. Аномалии и пороки развития

мозга часто сопровождаются множественными малыми аномалиями развития

(дизэмбриогенетическими стигмами). Это обусловлено тем, что кожа и нервная

система развиваются из одного эмбрионального зачатка – эктодермы. Высокий

порог стигматизации, когда число малых аномалий развития у одного больного

превышает 5-7, косвенно свидетельствует о неблагоприятном течении

внутриутробного развития и о возможности аномалий и пороков развития

нервной системы.

Наиболее часто встречаются стигмы в области головы, лица: acимметрия

черепа, аномалии неба (высокое «готическое» небо, уплощенное небо,

раздвоенная uvula), дефекты развития верхней челюсти аплазия нижней

челюсти, микрогнатия, прогнатизм. Аномалии ушных раковин чрезвычайно

вариабельны, они касаются формы ушных раков] их расположения.

Диагностическое значение имеет их асимметрия, которая должна расцениваться

как нарушение правильного развит симметрично расположенных образований.

Многочисленные клинические наблюдения показывают, что перечисленные выше

аномалии развития сочетаются с уплощением основания черепа, нередко

сопровождаются сужением большого затылочного отверстия, недоразвита

решетчатых костей. Дети с аномалиями лицевого скелета часто страдают

головными болями, которые особенно усиливаются в период интенсивного роста

ребенка. Укорочение шеи, диспропорции туловища и конечностей нередко

являются результатом грубых нарушений эмбрионального развития; деформации

костей и стоп (широкая ладонь, аномалии кожных рисунков, низкое

расположение большого пальца, двузубец и трезубец на ногах) часто

встречаются изолированно у здоровых людей, но эти аномалии с отчетливым

постоянством входят в комплексы грубых пороков развития.

Общая частота врожденных пороков развития составляет 15-42 на 1000

родившихся. Из них на долю пороков нервной системы приходится 26-28%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л. О. Детская неврология – 3-е изд. М.: Медицина, 1984, 576

с., ил.

2. В. И. Покровский. Популярная медицинская энциклопедия – 6-е изд., М.:

Советская энциклопедия, 1991

3. Бадалян Л. О. Невропатология. Учебник для специальных

дефектологических факультетов высших учебных заведений, – 2-е издание,

испр. М.: Изд. Центр ”Академия”, 2001

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.