Рефераты. Медицина Средневековья

госпиталей относится и парижский Hotel-Dieu) появились на рубеже V/VI

веков в Галлии и число их быстро росло. Пару столетий госпитали стали

устраивать и при монастырях, а в высокое средневековье (с конца XI века) –

в городах, часто на пожертвования частных лиц. Как уже отмечалось,

специальной установки заботиться о больных и создавать для этого какие-либо

особые учреждения («монастырские больницы») у католической церкви никогда

не было. Госпиталь возник как институт призрения бедных (т.е. нуждающихся)

и в этом смысле отличался, например, от римского «valetudinarium» (лат.

Valetudinarius - больной), где оказывалась медицинская помощь легионерам.

Характер госпиталей, равно как и другие формы заботы о бедных и

нуждающихся, зависели в целом от того, какие формы принимала на протяжении

этого тысячелетия реальная бедность.

Бедные (pauperes) в средние века – понятие широкое и многозначное, не

связанное с определенным социальным слоем, тем более с самым низшим.

Бедными считались не только те, кто беден в материальном смысле, но и те,

кто беззащитен, бесправен, наиболее подвержен насилию и угнетению, словом,

все, кто нуждается в помощи в силу разных, а значит не только неимущие, но

и вдовы, сироты, путешественники (прежде всего паломники), рабы и пленники,

одинокие женщины и, конечно же, всегда – беспомощные больные, инвалиды,

немощные старики, раненые. Понятия «больной» и «бедный» были для церкви

почти синонимами и вплоть до позднего средневековья эти категории как

объекты каритикативной деятельности практически не различались, что

особенно хорошо видно именно на примере госпиталей. Функции средневекового

госпиталя были гораздо шире, нежели функции современного: там не только (и

не столько!) содержали больных и оказывали им посильную помощь, сколько

давали приют кормили и вообще материально поддерживали бедняков,

ослабленных и голодных, немощных стариков, сирот; в госпиталях находили

также кров и пищу путешественники и паломники. Столь пестрый состав

«пациентов», точнее «постояльцев» таких госпиталей – еще один довод в

пользу того, что церковный госпиталь в те времена был чем угодно – приютом,

богадельней, отчасти даже гостиницей, но только не больницей как

медицинским учреждением. А теперь посмотрим на его историю на протяжении

средних веков.

В раннее средневековье церковная благотворительность выражалась прежде

всего в заботе о голодающих. Индивидуальные причины, по которым человек

впадал в состояние бедности, были разные: война, пожар, мор скота,

старость, тяжелая болезнь и т.п., но существовала и одна постоянная

предпосылка бедности – голод, обусловленный войнами, низким уровнем

агрокультуры и зависимостью человека от природных катаклизмов. Где голод –

там и болезни, а миграции населения в поисках пропитания неизбежно

приводили к эпидемиям. Во времена голода люди снимались с насиженных мест и

стекались туда, где можно было достать пищу, - в города и монастыри,

ставшие первыми центрами каритативной деятельности по отношению к бедным и

больным.

Монастыри в ранее средневековье более того заботились о бедных,

поскольку нормы монастырского устава предписывали монахам вести

«апостольскую жизнь» - «vita apostolica», то есть жить в воздержании и

смирении, быть бедными и самим заботиться о бедных. В истории госпиталей

это было время, когда основным типом госпиталя был монастырский, хотя

следует отметить, что на исходе раннего средневековья между монастырскими

госпиталями наблюдались некоторые различия в зависимости от того, монастырю

какого ордена они принадлежали.

Главным руководством по уходу за медными и больными для монахов стал

устав св. Бенедикта Нурсийского (около 529 г.). По этому уставу в VIII-XI

веках жили подавляющее большинство западноевропейских монашеских общин, и

по меньшей мере до XII века правила «об уходе за больными братьями» именно

из этого устава оказывали сильнейшее воздействие на формирование

представлений о функциях и устройстве госпиталей в целом.

В соответствии с этими представлениями в начале IX века в бенедиктинском

аббатстве Сен-Галлен (современная Швейцария) создается образцовая система

госпиталей (и к этому образцу стремятся потом все монастыри ордена), куда

входили отдельные госпитали для монахов (infirmarium), бедняков (hospitale

pauperium), «светских братьев» - конверсов и еще не принявших постриг

новициев, а также приют для богатых гостей, то есть для тех, «кто прибыл на

лошади». Позднее к ним добавляется лепрозорий, находившийся, впрочем за

монастырской стеной.

Около 1000 г. с началом клюнийской монастырской реформы каритативная

деятельность превращается в наиболее актуальный пункт монашесокой

идеологии. В 1132 г., например, госпиталь в Клюни насчитывал около 100 мест

и по праву считался одним из самых крупных в Европе. (Для сравнения:

«среднестатистический» в средние века имел от 5-7 до нескольких десятков

мест.) Монахи-цистерцианцы с начала XI века также объявили главным

направлением своей деятельности заботу о бедных. Повсюду – от Шотландии до

Португалии и Восточной Европы – возникали монастыри этого ордена (в средние

века их насчитывалось около 800), почти все они имели свои госпитали –

инфирмарии для больных монахов и госпитали для бедных мирян.

Согласно уставу, прибывающие в монастырь гости (hospites) и прежде

всего бедняки и паломники (paupers et peregrini) должны были обеспечиваться

всем необходимым: кровом, едой, одеждой, в случае нужды – посильной

медицинской помощью. Для этих целей в монастырях были не только отдельные

помещения для гостей – именно в госпитали, но и отдельные погреба, кухня и

пекарня, иногда местный монастырский врач. Впрочем слово «врач» («medicus»)

подобно тому как существовали «специализиции келаря, капеллана,

библиотекаря, не предусматривалось». В монастырских поминальных книгах, где

рядом с именами почивших упомянуты обычно и их должности, слово medicus

встречается крайне редко. «Врачом» назначался кто-либо из монахов, и его

положение не давало того авторитета, которым обладали монахи вышеупомянутых

«специализаций», а функции заключались главным образом в уходе за больными

и элементарной медицинской помощи.

Однако на всякое правило, как известно, всегда находится какое-нибудь

исключение. Поэтому нельзя оставить без внимания тот факт, что были и

монахи, которые действительно занимались медициной, изучая античное

наследие и местные народные традиции, учились у своих предшественников. В

некоторых монастырских госпиталях, даже на севере Европы – в Исландии и

Скандинавии, судя по найденным археологами инструментам и результатам

исследований скелетов с кладбищ при госпиталях, монастырские врачи

производили сложные хирургические операции в соответствии с новейшими по

тем временам методиками, разработанными в европейских медицинских центрах.

Одновременно, конечно, не пренебрегали и лечением реликвиями, святой водой

и благословенными специальными формулами культовыми предметами. В целом,

подчеркну еще раз, влияние светских медицинских школ, в частности

Салернской, в монастырях на территории севернее Альп ощущалось слабо, и

различий между религиозной заботой о душе (cura anima) и медицинской

заботой о теле (cura corporis) не делалось.

Даже в эпоху своего расцвета в X-XII веках монастырский госпиталь как

социальный институт продолжал оставаться богоугодным заведением по

призрению разных категорий нуждающихся в помощи и высокий медицинский

уровень отдельных госпиталей в определенный (часто довольно короткий)

период являлся скорее не правилом, а исключением, которому они обязаны

заслугами того или иного врачующего монаха. Так, «образцовый» сен-

галленский госпиталь просуществовавший несколько столетий, оставил в

истории только одно имя – монаха Ноткера, за вздорный нрав прозванного

«Перцем», а за свое врачебное искусство получившего почетную приставку к

своему к имени – medicus (Notkerus Medicus). Хильдегарда Бингенская – автор

едва ли не самых известных средневековых медицинских трактов «Phisica» и

«Causa et cura», была аббатисткой бенедектинского монастыря Руппертсберг,

куда стекались к ней за помощью сотни страждущих. Слава о ее медицинских

познаниях пережила Хильдегарду: после ее смерти в монастырь продолжали

стремиться больные и убогие, хотя его госпиталь не мог предложить уже

ничего такого, чтобы отличало его от других рядовых госпиталей. Однако

паломники надеялись отнюдь не медицинскую помощь, а на чудесное исцеление у

гроба знаменитой аббатиссы-врачевательницы. Поскольку наплыв паломников был

огромен, а долгом гостеприимства и милосердия нельзя было пренебрегать,

дело дошло до курьеза. Монахини пожаловались майнцскому архиепископу, что

шум и суета, привносимые в обитель множеством паломников, мешают их

собственным молитвам, и тот вынужден был прибыть к гробу Хильдегарды и

официально «запретить» ей впредь творить чудеса, дабы у ее могилы вновь

воцарился покой.

Если говорить о значении монастырей для развития медицины как науки

вообще, то в первую очередь следует напомнить, что в течении многих

столетий после распада Римской империи они оставались едва ли не

единственными очагами культуры и образованности и именно в них было

сохранено и реципировано античное медицинское наследие. В основанном

Кассиодором (около 540 г.) монастыре «Виварий» на горе Монте-Кассино

переводились и переписывались античные медицинские рукописи Гиппократа,

Галена, Цельса, Диоскурида, Орибазия, Александра Тралльского. В Испании к

тщательному изучению воззрений античных врачей первым обратился архиепископ

Исидор Севильский (около 570-636 г.). В крупных монастырях (Люксей, Фульда,

Райхенау, Боббио, Сен-Галлен), в школах при госпиталях епископских кафедр

(в Париже, Шартре, Лилле, Туре) составлялись рецептарии, руководства по

кровопусканию, компедиумы из аничных сочинений.

Обращение монахов к практической медицине было тем более важным, что в

деле помощи больным и инвалидам роль белого духовенства как «врачевателей»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.