Рефераты. Медицина Средневековья

прокаженных получили наименование лазаретов. В 13 в. в одной лишь Франции

было открыто 2 тыс. лепрозориев, а всего в Западной Европе— 19 тысяч. Во

время эпидемии чумы в Константинополе (332 г.) император Юстиниан приказал

«очищать» всех путешественников на специальных пунктах и выдавать им

удостоверения.

Первые санитарные кордоны были введены в Клермонте около 630—650 гг. В

1374 г. власти Милана создали за пределами города «чумной дом» для изоляции

больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе путешественники

и купцы подвергались изоляции и наблюдению в течение сорока дней

(карантины). В 13—14 вв. в Италии, Германии и других странах было положено

начало санитарному законодательству и городской санитарии.

В крупных портовых городах Европы, куда торговыми судами могли быть

занесены эпидемии, появились особые противоэпидемические учреждения —

изоляторы, обсерваторы, был установлен карантин (дословно «сорока-дневие» —

срок изоляции и наблюдения за судами, их экипажами). В Венеции такой

карантин возник в 1374 г., в Рагузе (Далмация, ныне Дубровник в Югославии)

— в 1377 г., в Марселе — в 1383 г. Правила марсельского карантина требовали

пребывания людей и грузов с подозрительного судна в течение сорока дней «на

воздухе и под солнечным светом». В итальянских портовых городах создавались

специальные органы, на которые возлагались санитарно - полицейские

функции. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в других

итальянских портах появились особые надзиратели — «попечители здоровья».

В 1426 г., также в связи с экономическими интересами средневековых городов,

в них были учреждены должности «городовых физиков» (врачей), выполнявших в

основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов (Париж,

Лондон, Нюрнберг и др.) были опубликованы правила — «регламенты»,

имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней. В

связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые

общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение

городов доброкачественной водой.

На Руси, как свидетельствуют летописи и другие источники, мероприятия

по предупреждению заразных заболеваний проводились с давних времен, еще в

период удельной раздробленности. Эти мероприятия продолжали развиваться в

Московском феодальном государстве.

Для предупреждения широко распространенной в Средние века «проказы»

применялись разные меры: изоляция «прокаженных» в лазареты, снабжение

«прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для предупреждения

издалека здоровых во избежание соприкосновения; у городских ворот ставили

особых привратников для осмотра и задержки подозрительных на «проказу».

Издавались правила, согласно которым «прокаженным» запрещалось посещать

церкви, мельницы, пекарни, булочные, колодцы, источники. Этот перечень, в

котором на первом месте стоят места скопления людей, на втором — места

изготовления н продажи пищи и источников питьевой воды, ясно говорит о

наличии наблюдений о путях распространения заразных болезней.

В 12—13 вв. был осуществлен ряд мер по организации медико-санитарного

дела. Изданы законоположения, регламентирующие врачебную практику (первое —

указ Роджера Сицилийского в 1140 г. о допуске к врачебной практике лиц,

прошедших соответствующий курс обучения), в конце 12 в. началась

организация в городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки (в

1238 г.— в Венеции, в 1300 г.— во Флоренции). В 1241г. Фридрих II издал

указ об установлении государственного контроля и приготовлением

лекарственных средств и хирургической практикой. Органы городского

самоуправления, пользуясь получаемыми городом привилегиями, создавали

врачебные коллегии для надзора за состоянием городов, практикой врачей,

аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на

врачебную практику в городе независимо от наличия у них университетского

диплома.

Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой

опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных

болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли

больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное

законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия

для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных

наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.

Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века

История средневекового госпиталя охватывает почти тысячелетие. Между

тем на современную больницу с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и

некоторой специализацией госпиталь начинает походить разве что с XV века;

более того, вплоть до позднего средневековья (XIV-XV век) далеко не каждый

госпиталь вообще имел какое-либо к медицине. Сам институт госпиталей за

тысячу лет средневековья претерпел существенные трансформации, отчасти

связанные с изменениями в политическом устройстве Европы и ее хозяйственной

жизни, отчасти – с церковными реформами, в свою очередь явившимися

следствием изменений в области идеологии и всего духовного «климата».

Рассматривать госпиталь в средние века как медицинский центр – это не

просто упрощать, а извращать историю. Институт госпиталей в средние века

изначально имел вовсе совсем другие функции, и госпитали, подобные

знаменитому Hotel-Dieu в Париже, где уход за больными действительно играл

существенную роль (которую тем не менее не стоит переоценивать !), являются

скорее исключением, нежели правилом. Госпиталь возник как один из церковных

институтов и был наделен «сакральным» достоинством, играя роль своеобразной

жертвы Господу, поэтому рассматривать его историю необходимо в контексте

всей христианской идеологии, базирующейся на Священном Писании, и шире – в

контексте всей соцкультурной истории средневековья.

Само слово “госпиталь” (происходит от латинских hospes –

гостеприимный, hospitalis – гостеприимство) по меньшей мере до IX века чаще

всего употреблялись применительно к беднякам и путешественникам: «hospitale

pauperum et peregrinorum» - в значении места, где им оказывалась

гостеприимство. Обычаи гостеприимства хорошо были известны «варварским»

народам Европы, но с распространением христианства это понятие приобретает

еще одно важное значение – гостеприимство и помощь по отношению к

нуждающимся, словом, благотворительность. В дохристианских культурах,

типологически предшествовавших латинскому средневековью, - в античной и

германо-кельтской, господствовали идеалы физической силы, молодости и

красоты, а бедность, с необходимостью тяжелого физического труда, равно как

и болезнь, препятствующая реализации жизненных целей и не вписывающаяся в

гармоничное бытие космоса, свидетельствовали о не совершенности человека и

однозначно соотносились с парадигмой отрицательных значений. Бедные,

больные, калеки, дряхлые старики были наименее ценными членами общества,

чем в конечном счете и объясняется отсутствие общественно

санкционированного обычая заботиться о них.

В эпоху христианского средневековья положение вещей принципиально

меняется. Евангельский постулат «блаженны нищие» и неведомая прежде

позитивная оценка физического труда и бедности явились тем совершенно

новым, «революционным» элементом идеологии, который в значительной мере

повлиял на всю социальную рефлексию последующих столетий и вызвал к жизни

феномен каритативной (от лат. – caritas – любовь к ближнему, милосердие)

деятельности по отношению к бедным, ставшим существенным элементом

социальной и духовной жизни общества. Любовь к ближнему и

благотворительность были одним из основных требований, предъявляемых

церковью к благочестивым христианам.

Жития святых, чудесные истории и проповеди учили: голодных – кормить,

раздетых – одевать, пленных – выкупать, больных утешать и окружать заботой,

странникам – давать кров и пищу. Добрые дела во имя веры и любви к ближнему

рассматривались как средство искупить собственные грехи и обрести спасение

души, ибо, как учил Христос, «если хочешь быть совершенным; пойди, продай

имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и

приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21). Но христиниазация, глубоко

изменившая мироотношение человека, и религиозно-этическое оправдание, даже

превознесение бедности и страданий, тем не менее не означали мгновенного

перелома в общественном сознании и отказа от прежних социальных установок,

поэтому в раннее средневековье (V-X/XI века) мирская благотворительность

очень часто носила характер символический характер и выражалась главным

образом в публичной раздаче милостыни и дарениях в пользу церкви и

монастырей.

Основная забота о бедных осуществлялась по инициативе церкви. Уже с V

века согласно папским предписаниям церковь выделяла для призрения бедных

четверть своих доходов. С начала VI века во всех церквах Галлии, которая

была оплотом христианства в заселенных германцами областях, стали

составлять специальные списки тех, кто нуждается в постоянной материальной

помощи («matriculae pauperum»), прежде всего инвалидов. Тогда же в Западной

Европе распространяется возникший на христианском Востоке институт

дъяконата, основным направлением деятельности которого была забота о бедных

и больных. Посещать больных и умирающих вменяется в обязанность и

священникам. Епископы в свою очередь должны были осуществлять верховное

руководство каритативной деятельности церкви в своих епархиях,

организовывать закупки зерна и создавать запасы на случай голода, в их

компетенцию входило также создание госпиталей[1].

Госпитали стали одной из первых институционализированных форм

каритативной деятельности церкви. Идея их создания, как и институт

дъяконата, пришла из Византии. Там подобные учреждения возникают уже при

императоре Константине (IV век) в Константинополе и Кесарии. На латинском

Западе первые госпитали при епископских кафедральных соборах (к этому типу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.