Рефераты. Лекции по организации здравоохранения

рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только

функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на

двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок

материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения

медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами.

Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы

и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов

владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в

роли покупателей, на рынке медицинских услуг - продавцами.

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг

может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком

медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских

услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным

образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок

лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным

образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от

спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом

конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и

границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень

профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных

препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения

стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса

здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный

монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного

бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными

причинами возникших затруднений

Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые

предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному

оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных

специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества

медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе.

Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного

контроля в производстве лекарств и медицинской техники. В частности, это

выразилось в реорганизации Министерства здравоохранения России, которое

превратилось в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности

Российской Федерации, а также в издании летом 1994 года постановления

Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития

медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений

здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского

назначения".

В любом случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только

с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране.

Развитие рыночных отношений сегодня делает эту возможность реальной. Наряду

с традиционным источником финансовых средства, каким является

государственный бюджет, возникают новые. Как определено в законе "О

медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ими могут быть

средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от

ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы эти перечисленные источники реально функционировали,

необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья

населения достаточно привлекательным направлением. С этой целью, на наш

взгляд, необходимо дифференцировать инструменты финансового рынка и

обеспечить им соответствующую государственную поддержку. И хотя основную

роль в этих процессах будут играть государственные и частные страховые

организации, все же медицинские учреждения и соответствующие органы

управления здравоохранением могут привлекать к себе дополнительные

свободные денежные средства. Это может достигаться различными путями:

1. Выпуск собственных долговых обязательств;

2. Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска

акций;

3. Получение займов в коммерческом банке. Например, Комитет по

здравоохранению Санкт-Петербурга мог бы выступить инициатором

инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного

многоотраслевого комплекса. Не рассчитывая на бюджетные средства, мэрия

города выпускает среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые

размещаются среди населения и предприятий, прежде всего близлежащий

районов. Возвратность этих средств и выплаты соответствующих дивидендов

могут быть реализованы благодаря как будущей эффективной работе данного

комплекса, так и будущим доходам городского бюджета (экономия средств).

Что же касается медицинских учреждений акционерного типа, то здесь

существенное значение могут иметь дополнительная эмиссия акций и

получение займов у коммерческих банков.

Как известно, привлекательность ценных бумаг определяется соотношением их

трех параметров: ликвидности, доходности и риска. Учитывая формирование

системы обязательного медицинского страхования, а также значительное

участие государственного бюджета в сфере здравоохранения, можно

предположить укрепление в ближайшие 2-3 года финансовой базы медицинских

учреждений, а это позволит, на наш взгляд, придать ценным бумагам

привлекательность, прежде всего в аспекте безопасности и ликвидности,

уступая в доходности. Кроме того, при соответствующей пропаганде в

обществе можно сформировать доброжелательное отношение к столь важной

социальной сфере, какой является здравоохранение, и тем самым придать

этим ценным бумагам дополнительную привлекательность.

В отношениях с коммерческими банками дополнительной гарантией

обеспечения возвратности кредитов может служить залог недвижимости и,

особенно земельных участков, которыми могут располагать государственные

медицинские учреждения, расположенные в районных центрах и небольших

городах.

Кроме таких традиционных способов финансирования, могут быть

использованы и иные способы финансирования здравоохранительной

деятельности, которые могут оказаться заметно выгоднее банковского

кредита. Одним из способов такого финансирования является лизинг. Лизинг

- это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое

специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но

отдается в аренду предпринимателям. Обычно лизинг трактуется как

долгосрочная аренда машин и оборудования. В настоящее время по лизингу

можно получить самые разнообразные факторы производства и различное

имущество - от суперсложного до конторского оборудования. Лизинговая

фирма выступает своеобразным посредником между производителями

соответствующего оборудования и его потребителями.

Известно, что лизинг особенно привлекателен при временной потребности в

оборудовании. Предприятия прибегают к нему, если у них нет возможности

использовать кредит для закупки необходимого оборудования. А с учетом

того, что лизинговая сделка не предполагает гарантийного и авансового

залога, предприятия, применяя один и то же капитал, приводят в движение

большее количество ресурсов. Оборудование, полученное по лизингу, не

фиксируется на балансе предприятия, следовательно, не увеличивает его

задолженности, не ухудшает финансового положения.

В настоящее время, когда идет процесс формирования многоукладности в

здравоохранении и существует острая нехватка финансовых средств, создание

лизинговых фирм, на наш взгляд, могло бы заметно улучшить материально-

техническую базу медицинских учреждений. На первом этапе это могут быть

государственные лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять своеобразную

роль распределителя скудных объемов современного медицинского

оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие руки. К тому же, как

показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно там, где

имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается

лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его

медицинского учреждение.

В экономической литературе встречаются предложения об использовании в

сфере услуг такой специфической формы, как фэкторинг. Фэкторинг - это

обычно осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным

поставкам фэкторинг-фирмой. В результате подобной операции

предприниматель, продающий требования, в течение 2-3 дней получает от 70-

90% суммы требований в виде аванса. Остающиеся 10-30% являются для

фэкторинг-фирмы своего рода гарантийной суммой. Фэкторинг-фирма взимает с

предпринимателя определенные проценты за немедленное предоставление

эквивалента долговых требований, премию за риск и возмещение

административно-управленческих расходов. Фэкторинг эффективен прежде

всего, на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно

производящих и сбывающих потребительские товары. Однако нам

представляется возможным в условиях обязательного медицинского

страхования, когда многие предприятия не осуществляют вовремя платежи в

территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а многие из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.