Рефераты. Лекции по организации здравоохранения

Реализация данного варианта в условиях кризиса экономики возможна только за

счет резкого сокращения объема и доступности медицинской помощи. Сжатые

сроки, объективно необходимые для реализации этого варианта, не позволяют

разработать и реализовать меры по социальной защите больших групп

населения, а также работников здравоохранения, которые могут быть лишены

своих рабочих мест без достаточных на то оснований.

Другое направление предполагает создание территориальной больничной

кассы, имеющей монопольное право на обязательное медицинское страхование

населения и образующей филиалы на местах, действующие под руководством и по

программе территориальной больничной кассы. Сохраняются, по сути,

административные методы управления, но в рамках обязательного медицинского

страхования. В этом случае средства территориальных больничных касс

формируются из бюджета (страхование неработающих) и внебюджетных источников

(начисление на заработную плату работающих на данной территории и другие

источники) и распределяются территориальной больничной кассой по филиалам,

исходя из условий, в которых действует филиал.

Следующий подход предполагает создание независимых от органов управления

здравоохранения финансово-кредитных учреждений, которые аккумулируют все

бюджетные средства здравоохранения и управляют ими. При этом они

способствуют демонтажу командной системы в здравоохранении, разрабатывают и

внедряют "правила игры" для субъектов медицинского страхования,

осуществляют организационно-методическую деятельность, создают условия для

формирования рынка медицинских услуг.

Как известно, в закон "О медицинском страховании граждан в Российской

Федерации" были внесены соответствующие изменения, которые можно

рассматривать как компромиссное сочетание двух последний направлений. Эти

изменения предусматривали создание самостоятельных республиканских и

территориальных фондов обязательного медицинского страхования, своеобразных

государственных финансово-кредитных учреждений. Все средства,

предназначенные на обязательное медицинское страхование, аккумулируются в

фондах. Фонды не являются страховщиками, они осуществляют текущее

финансирование деятельности медицинских учреждений на договорной основе.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет

аккумулирование денежных средств, а также управление ими. Последнее

включает:

А. Разработку и согласование с субъектами обязательного медицинского

страхования тарифов на медицинские услуги;

Б. Разработку и утверждение дифференцированных нормативов для филиалов

фонда и страховых медицинских организаций;

В. заключение договоров финансирования со страховыми организациями, а при

их отсутствии - договоров о страховании на медицинскую помощь с

медицинскими учреждениями;

Г. использование временно свободных средств ОМС для размещения банковских

депозитов и т.п.

Д. Размещение и пополнение нормированного страхового запаса.

Кроме того, управление денежными средствами предполагает медико-

экономический анализ эффективности программ ОМС, выбор оптимального способа

оплаты медицинской помощи.

Следует также отметить, что добровольное медицинское страхование на

территории России отличается от аналогичного вида страхования в развитых

странах, население которых характеризуется высокой степенью

платежеспособности. Низкие доходы населения России, финансовая

неустойчивость предприятия, непредсказуемость событий в политической и

экономической областях ограничивают рамки добровольного медицинского

страхования. Оно распространяется в основном на физических и юридических

лиц, получающих достаточно высокие доходы.

Поэтому для нашей страны характерны виды добровольного медицинского

страхования, как страхование по одному заболеванию. Данная практика была

внедрена в США - специально для необеспеченных слоев населения. Например,

широко популярна онкологическая страховка - страховка на случай

возникновения онкологического заболевания. В.Д. Селезнев и И.В. Поляков в

своей книге "Экономические основы воспроизводства здоровья населения в

условиях переходной экономики" пишут о якобы специфическом для нашей страны

страховании от конкретного заболевания, что в корне не верно. В структуре

смертности на первых местах стоят сердечно-сосудистые и онкологические

заболевания, следовательно, у отдельного взятого гражданина США больше

всего шансов заболеть именно этой патологией, а поскольку лечение

онкологических больных наиболее дорогостоящее, имеет смысл платить такую

страховку.

Большинство российских медицинских учреждений не может в настоящее время

предоставить пациентам разнообразную, качественную и в нужном объеме

медицинскую помощь.

С этим же связано широкое распространение возвратного страхования.

Возвратное страхование - это страхование, при котором часть

неизрасходованных за определенный период времени средств страховых фондов

возвращается страховщиком страхователям либо застрахованным. В системе

социального страхования оно используется редко, но в России в последние

годы широко распространена практика возврата не израсходованных на лечение

страховых взносов в течение срока действия договора добровольного

медицинского страхования. Страхование считается полноценным, если при

расчете страховых взносов учитывается вероятность наступления страхового

события. В этом же случае чаще всего речь идет о величине стоимости

лечения, прибыли страховщика, расходах на ведение страховых операций.

Следовательно, "возвратное" добровольное медицинское страхование можно лишь

условно назвать страхованием и его существование отражает трудности

сегодняшнего дня.

По мнению Н.А. Леванта, наибольший интерес в России вызывают следующие

варианты добровольного медицинского страхования:

1. Виды добровольного медицинского страхования, предусматривающие выплаты

не связанные со стоимостью лечения:

- страхование на случаи установления диагноза заболевания;

- страхование на случай заболевания в связи с травмой;

- страхование на случай потери дохода в связи с заболеванием;

- страхование суточных (ежедневных) выплат на период госпитализации.

2. Виды, добровольного медицинского страхования, обеспечивающие выплаты в

виде компенсации расходов на лечение:

- страхование расходов на амбулаторное лечение;

- страхование расходов на стационарное лечение;

- страхование хирургических расходов;

- страхование расходов по послеоперационному уходу;

- комплексное страхование медицинских расходов.

В целом за годы, прошедшие после принятия закона о медицинском страховании,

существенно изменились объем и структура финансирования здравоохранения

России (в % к итогу).

| |1990 |1994 |

|Федеральный бюджет |4 |8.8 |

|Местные бюджеты |96 |65.8 |

|Федеральный фонд ОМС |- |1.4 |

|Территориальные фонды |- |21.0 |

|ОМС | | |

|Личные средства |- |3.0 |

|населения | | |

Анализируя бюджет Минздравмедпрома России за эти годы, следует отметить,

что потребность в средствах удовлетворялась лишь на 20%. В 1995 году

практически не финансировались расходы на проведение капитального ремонта,

капитального строительства и коммунальные услуги.

Экономические отношения, формирующиеся сегодня в здравоохранении,

естественно, будут отличаться от той модели, которая сложится в нашей

стране через некоторое время. Поэтому переход к этому новому состоянию

предполагает определенную поэтапность, которая в значительной степени будет

определяться темпами становления нормальных отношений в целом в стране.

На начальном этапе, когда главной проблемой является обуздание инфляции и

достижение финансовой стабилизации, очевидна необходимость четкого

определения минимальной базы финансирования здравоохранения, поиска и

подключения резервных ресурсов для поддержания отрасли, а также начала

создания новых структур, как-то: медицинские страховые организации, частные

медицинские учреждения, отлаживание системы лицензирования и аккредитации,

создание необходимых условий и стимулов для деловой и прежде инвестиционной

активности. Вместе с тем представляется, что на данном этапе должен быть

сохранен и даже усилен приоритет государственных структур в отрасли. В

условиях экономического спада, высокой инфляции, нарастающей безработицы,

падения реальных доходов значительной части населения, разгосударствление и

приватизация медицинских учреждений не только не желательны, но даже

губительны. Разумеется, процесс формирования негосударственных структур

должен продолжаться, но не за счет перераспределения ресурсов от

государственного сектора к частному. Однако в рамках этого этапа устойчиво

проявит себя тенденция к муниципализации здравоохранения. Предлагаемые в

этих трудных условиях меры чрезвычайного характера могут быть направлены на

сокращение расходов и на поиск дополнительных источников финансирования.

На втором этапе, когда произойдет определенная финансовая стабилизация,

наступит сокращение налогового бремени, в центре внимания могут оказаться

проблемы разумного сочетания платности и "бесплатности" многих социальных

услуг, получаемых населением, в том числе медицинских. На том этапе за счет

накоплений государства, предприятий, а также посредство привлечения

сбережений населения можно будет значительно расширить финансовую базу

здравоохранения и приступить к значительному изменению материально-

технической базы. В этих условиях вполне уместна будет "осторожная"

приватизация части ЛПУ в той или иной форме. Тем самым, по сути дела,

должен быть завершен процесс формирования нормальной многоукладности в

отрасли как необходимое условие использования рыночных отношений в

здравоохранении. На этом же этапе следует создать экономические и

юридические предпосылки формирования неприбыльных медицинских учреждений.

И, наконец, третий этап будет связываться с экономическим подъемом и

завершением переходного периода. В условиях роста благосостояния населения

это даст возможность сконцентрировать внимание на отработке и отлаживании

всех элементов системы охраны здоровья.

Литература.

18. В.Д. Селезнев, И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства

здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург,

1996г.

19. В.С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления

здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.

20. В.С. Лучкевич, И.В. Поляков. Основы медицинского страхования в России.

Санкт-Петербург, 1995г.

21. Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная защита

граждан в условиях обязательного медицинского страхования.

22. И.В. Поляков, Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова. Экономика

здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-

Петербург, 1997.

23. Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях

рыночной экономики, М., 1994.

24. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России М., 1993.

С.35-36.

25. Медицинский вестник, 1996. №2. С.4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.