Рефераты. Лечебная физкультура (Методические рекомендации по лечению

мышечное

напряжение).

4. Повысить силу мышцы и ее выносливость.

Для проведения лечения необходимо сначала объяснить пациенту суть

метода БОС, а также задачи, стоящие перед ним (релаксация, динамическая

работа, работа в изометрическом режиме и т.д.)

Активные методы лечения, которые требуют активного включения в лечение

самого больного, его организма (ЛГ, БОС), имеют преимущества перед

пассивными (МТ), а в сочетании с последними усиливают их эффект.

В постановке задачи важным является объяснить пациенту необходимость

активного его участия в целенаправленной коррекции двигательных

расстройств с помощью метода ЭМГ-БОС. Понимание больным инструкции врача,

положительная его мотивации к лечению являются залогом к успеху. Поэтому

больному следует показать необходимость применения этого метода в сочетании

с другими. Должно быть полное доверие больного к врачу и контакт.

Применение манипуляционных методик на позвоночнике, как правило,

приводит к гипермобильности, особенно у больных с гипотонией мышц, с плохо

сформированным мышечным корсетом, что впоследствии ему будет причинять

много неприятностей, поэтому целесообразно МТ проводить только в комплексе

с ЛГ, При длительно существующих ФБ в шейном отделе разблокировка в ПДС уже

на первых сеансах МТ ведет к необходимости иммобилизации сегмента, а

назначение динамических упражнений может привести к появлению привычных

“подвывихов” и усилить нестабильность, нередко с клиникой ВБН. Поэтому на

этапе МТ рекомендуется проводить специальные физические упражения для мышц

шеи в виде изометрической гимнастики (ИГ), которая при необходимости может

проводиться и при фиксированном шейном отделе полужестким воротником, не

снимая последнего.

ИГ при однократном использовании является релаксационным методом,

улучшающим условия гемодинамики. Так, во время статической нагрузки

улучшается венозный отток, а в момент расслабления - артериальный приток.

Выполняясь многократно с постепенно увеличивающейся нагрузкой, т.е.

временное изометрическое сокращение мышцы, осуществляется тренировочный

режим. При этом формируется мышечный корсет, ущемляются связки, происходит

стабилизация ПДС.

При проведении изометрической гимнастики с неумеренной силой и

длительностью могут появиться осложнения в виде острых гемодинамических

расстройств. Существует также опасность увеличения имеющейся

нестабильности. В связи с этим мы рекомендуем детям проводить ее до

чувства боли, с умеренной силой. Критерием будут являться показатели

прибора: сило напряжения должна быть снижена на 1/3 от максимально

возможной. Работа проводится в этом режиме с каждой мышцей на установленное

время. Для этого на имеющемся табло-таймере устанавливается время

сокращения и расслабления мышцы. При несвоевременном переходе из одного

режима в другой появляется световая отметка.

Опыт работы показывает, что использование изометрической гимнастики с

сопротивлением в течение 10-14 дней с кратностью 3 раза в день является

достаточным для стабилизации ПДС и подготовки связочно-мышечного аппарата к

проведению динамической работы. Все это время возможно ношение полужесткого

фиксирующего воротника.

Изометрическую гимнастику для мышц шейного отдела позвоночника следует

начинать с пяти подходов к каждой мышце, попеременно напрягая и расслабляя

ее по 5 секунд у детей до 10-11 лет и у детей с резко выраженной слабостью

связочного аппарата. В более старшем возрасте в начальном периоде

сокращение мышцы следует проводить в течение 6 сек. При отсутствии жалоб на

ухудшение самочувствия каждые 4-5 дней время напряжения мышцы увеличивается

на 1 сек, доходя до 8 сек, а время расслабления прибавляется на 1 сек при

режиме сокращения 7 сек, сохраняется при напряжении в 8 сек, а затем

уменьшается на 2 сек, при том же времени сокращения.

Таким образом, режим работы выглядит так: 1 неделя - 5” - 5“; 5 дней -

6” - 5”; 5 дней - 7” - 6”; 5 дней- 8” - 6”; 5 дней и последующий период -

8” - 5”. Количество повторений напряжений каждой мышцей у маленьких детей

остается таким же, у детей 13 лет и старше увеличивается до 6.

После курса изометрической гимнастики вырабатывается мышечно-суставное

чувство, и ребенок впоследствии может проводить эти упражнения

самостоятельно. После курса лечебной гимнастики описанной выше, следует

переходить к динамическим упражнениям сначала по малой амплитуде, затем по

средней и, наконец, по большой. Динамические упражнения проводятся после

изометрической гимнастики.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Нестабильность шейного отдела позвоночника у детей, как мы уже

говорили, приводит к дисфункции мышц. По разнице показателей, взятых с

симметричных точек с обеих сторон, можно судить о степени вовлечения

структур шейного отдела в патологический процесс. По тонусу мышц можно

судить о положении шейного отдела и головы в пространстве, их вынужденном,

компенсаторном наклоне, нарушении осанки во фронтальной плоскости, с

предложением направления сколиотической дуги, а также стороны наклона таза.

Данные, полученные после курса мануальной терапии позвоночника,

включая шейный отдел , показали достоверное увеличение показателей как

динамической, так и статической работы мышц, что говорит об увеличении

количества функционирующих мотонейронов. Те же данные получены и после

курса изометрической гимнастики.

Приложение

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОГО ПРИЕМАМИ ФБУ

Фамилия, имя _____________________________________________________

Возраст ____________, пол ________________

Диагноз __________________________________________________________

Диагностика состояния мышц шейного отдела с

помощью прибора ЭМГ с БОС “М И О К О Р”

|Мышца, |До лечения |После лечения |

|ее название, |относит.величина|в |относит.величина |в |

| | |ед.приб.| |ед.приб.|

|функция |Правая |Левая |ПА |Правая |Левая |ПА |

|Трапециевидная | | | | | | |

|мышца | | | | | | |

|заднешейная | | | | | | |

|группа | | | | | | |

|расслабление | | | | | | |

|- сгибание | | | | | | |

|(антефлексия) | | | | | | |

|разгибание | | | | | | |

|(ретрофлексия) | | | | | | |

| | | | | | | |

|латерофлексия | | | | | | |

|ротация | | | | | | |

|статич.работа | | | | | | |

|- область | | | | | | |

|надплечия | | | | | | |

|расслабление | | | | | | |

|динамич.работа | | | | | | |

|статич.работа | | | | | | |

|- межлопаточная | | | | | | |

| | | | | | | |

|область | | | | | | |

|расслабление | | | | | | |

|динамич.работа | | | | | | |

|статич.работа | | | | | | |

|Грудино-ключично-| | | | | | |

|сосцевидная мышца| | | | | | |

| | | | | | | |

|расслабление | | | | | | |

|ротация | | | | | | |

|латерофлексия | | | | | | |

|статич.работа | | | | | | |

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОГО ПРИЕМАМИ ФБУ

Фамилия, имя _____________________________________________________

Возраст ____________, пол ________________

Диагноз __________________________________________________________

Диагностика состояния мышц с помощью приборов БОС “М И О К О Р”

|Мышца, |До лечения |После лечения |

|ее название, |относит.велич. |МКВ |относит.велич. |МКВ |

|функция |Пр. |Лев. |КА |Пр. |Лев. |Пр. |Лев. |КА |Пр.|Лев. |

|Трапециевидн.| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

|мышца | | | | | | | | |

|-заднешейная | | | | | | | | |

|группа | | | | | | | | |

|покой | | | | | | | | |

|антефлес. | | | | | | | | |

|Ретрофлек. | | | | | | | | |

|Латерофл. | | | | | | | | |

|Ротация | | | | | | | | |

|статическ. | | | | | | | | |

|-ср.порция | | | | | | | | |

|(надплечие) | | | | | | | | |

|покой | | | | | | | | |

|динамич. | | | | | | | | |

|Статическ. | | | | | | | | |

|-Нижняя | | | | | | | | |

|порция (м/у | | | | | | | | |

|лопатк_ | | | | | | | | |

|покой | | | | | | | | |

|динамич. | | | | | | | | |

|Статическ. | | | | | | | | |

|-гр. | | | | | | | | |

|-кл.-сосц. | | | | | | | | |

|Покой | | | | | | | | |

|ротация | | | | | | | | |

|латерофлексия| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

|статическ | | | | | | | | |

|антефлексия | | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.