мышечное
напряжение).
4. Повысить силу мышцы и ее выносливость.
Для проведения лечения необходимо сначала объяснить пациенту суть
метода БОС, а также задачи, стоящие перед ним (релаксация, динамическая
работа, работа в изометрическом режиме и т.д.)
Активные методы лечения, которые требуют активного включения в лечение
самого больного, его организма (ЛГ, БОС), имеют преимущества перед
пассивными (МТ), а в сочетании с последними усиливают их эффект.
В постановке задачи важным является объяснить пациенту необходимость
активного его участия в целенаправленной коррекции двигательных
расстройств с помощью метода ЭМГ-БОС. Понимание больным инструкции врача,
положительная его мотивации к лечению являются залогом к успеху. Поэтому
больному следует показать необходимость применения этого метода в сочетании
с другими. Должно быть полное доверие больного к врачу и контакт.
Применение манипуляционных методик на позвоночнике, как правило,
приводит к гипермобильности, особенно у больных с гипотонией мышц, с плохо
сформированным мышечным корсетом, что впоследствии ему будет причинять
много неприятностей, поэтому целесообразно МТ проводить только в комплексе
с ЛГ, При длительно существующих ФБ в шейном отделе разблокировка в ПДС уже
на первых сеансах МТ ведет к необходимости иммобилизации сегмента, а
назначение динамических упражнений может привести к появлению привычных
“подвывихов” и усилить нестабильность, нередко с клиникой ВБН. Поэтому на
этапе МТ рекомендуется проводить специальные физические упражения для мышц
шеи в виде изометрической гимнастики (ИГ), которая при необходимости может
проводиться и при фиксированном шейном отделе полужестким воротником, не
снимая последнего.
ИГ при однократном использовании является релаксационным методом,
улучшающим условия гемодинамики. Так, во время статической нагрузки
улучшается венозный отток, а в момент расслабления - артериальный приток.
Выполняясь многократно с постепенно увеличивающейся нагрузкой, т.е.
временное изометрическое сокращение мышцы, осуществляется тренировочный
режим. При этом формируется мышечный корсет, ущемляются связки, происходит
стабилизация ПДС.
При проведении изометрической гимнастики с неумеренной силой и
длительностью могут появиться осложнения в виде острых гемодинамических
расстройств. Существует также опасность увеличения имеющейся
нестабильности. В связи с этим мы рекомендуем детям проводить ее до
чувства боли, с умеренной силой. Критерием будут являться показатели
прибора: сило напряжения должна быть снижена на 1/3 от максимально
возможной. Работа проводится в этом режиме с каждой мышцей на установленное
время. Для этого на имеющемся табло-таймере устанавливается время
сокращения и расслабления мышцы. При несвоевременном переходе из одного
режима в другой появляется световая отметка.
Опыт работы показывает, что использование изометрической гимнастики с
сопротивлением в течение 10-14 дней с кратностью 3 раза в день является
достаточным для стабилизации ПДС и подготовки связочно-мышечного аппарата к
проведению динамической работы. Все это время возможно ношение полужесткого
фиксирующего воротника.
Изометрическую гимнастику для мышц шейного отдела позвоночника следует
начинать с пяти подходов к каждой мышце, попеременно напрягая и расслабляя
ее по 5 секунд у детей до 10-11 лет и у детей с резко выраженной слабостью
связочного аппарата. В более старшем возрасте в начальном периоде
сокращение мышцы следует проводить в течение 6 сек. При отсутствии жалоб на
ухудшение самочувствия каждые 4-5 дней время напряжения мышцы увеличивается
на 1 сек, доходя до 8 сек, а время расслабления прибавляется на 1 сек при
режиме сокращения 7 сек, сохраняется при напряжении в 8 сек, а затем
уменьшается на 2 сек, при том же времени сокращения.
Таким образом, режим работы выглядит так: 1 неделя - 5” - 5“; 5 дней -
6” - 5”; 5 дней - 7” - 6”; 5 дней- 8” - 6”; 5 дней и последующий период -
8” - 5”. Количество повторений напряжений каждой мышцей у маленьких детей
остается таким же, у детей 13 лет и старше увеличивается до 6.
После курса изометрической гимнастики вырабатывается мышечно-суставное
чувство, и ребенок впоследствии может проводить эти упражнения
самостоятельно. После курса лечебной гимнастики описанной выше, следует
переходить к динамическим упражнениям сначала по малой амплитуде, затем по
средней и, наконец, по большой. Динамические упражнения проводятся после
изометрической гимнастики.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Нестабильность шейного отдела позвоночника у детей, как мы уже
говорили, приводит к дисфункции мышц. По разнице показателей, взятых с
симметричных точек с обеих сторон, можно судить о степени вовлечения
структур шейного отдела в патологический процесс. По тонусу мышц можно
судить о положении шейного отдела и головы в пространстве, их вынужденном,
компенсаторном наклоне, нарушении осанки во фронтальной плоскости, с
предложением направления сколиотической дуги, а также стороны наклона таза.
Данные, полученные после курса мануальной терапии позвоночника,
включая шейный отдел , показали достоверное увеличение показателей как
динамической, так и статической работы мышц, что говорит об увеличении
количества функционирующих мотонейронов. Те же данные получены и после
курса изометрической гимнастики.
Приложение
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОГО ПРИЕМАМИ ФБУ
Фамилия, имя _____________________________________________________
Возраст ____________, пол ________________
Диагноз __________________________________________________________
Диагностика состояния мышц шейного отдела с
помощью прибора ЭМГ с БОС “М И О К О Р”
|Мышца, |До лечения |После лечения |
|ее название, |относит.величина|в |относит.величина |в |
| | |ед.приб.| |ед.приб.|
|функция |Правая |Левая |ПА |Правая |Левая |ПА |
|Трапециевидная | | | | | | |
|мышца | | | | | | |
|заднешейная | | | | | | |
|группа | | | | | | |
|расслабление | | | | | | |
|- сгибание | | | | | | |
|(антефлексия) | | | | | | |
|разгибание | | | | | | |
|(ретрофлексия) | | | | | | |
| | | | | | | |
|латерофлексия | | | | | | |
|ротация | | | | | | |
|статич.работа | | | | | | |
|- область | | | | | | |
|надплечия | | | | | | |
|динамич.работа | | | | | | |
|- межлопаточная | | | | | | |
|область | | | | | | |
|Грудино-ключично-| | | | | | |
|сосцевидная мышца| | | | | | |
Диагностика состояния мышц с помощью приборов БОС “М И О К О Р”
|ее название, |относит.велич. |МКВ |относит.велич. |МКВ |
|функция |Пр. |Лев. |КА |Пр. |Лев. |Пр. |Лев. |КА |Пр.|Лев. |
|Трапециевидн.| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|мышца | | | | | | | | |
|-заднешейная | | | | | | | | |
|группа | | | | | | | | |
|покой | | | | | | | | |
|антефлес. | | | | | | | | |
|Ретрофлек. | | | | | | | | |
|Латерофл. | | | | | | | | |
|Ротация | | | | | | | | |
|статическ. | | | | | | | | |
|-ср.порция | | | | | | | | |
|(надплечие) | | | | | | | | |
|динамич. | | | | | | | | |
|Статическ. | | | | | | | | |
|-Нижняя | | | | | | | | |
|порция (м/у | | | | | | | | |
|лопатк_ | | | | | | | | |
|-гр. | | | | | | | | |
|-кл.-сосц. | | | | | | | | |
|Покой | | | | | | | | |
|ротация | | | | | | | | |
|латерофлексия| | | | | | | | |
|статическ | | | | | | | | |
|антефлексия | | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3