методом исключения (игра «Четвертый лишний»).
/ этап – перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между
собой определенными свойствами.
// этап – исключение лишних предметов по картине.
Для развития понимания причинно-следственных отношений используется
игра — отгадывание. В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения
и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные
связи.
Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции
позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить
ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.
Программа коррекционной работы с подгтовительного по 3 класс специальных
школ для детей, страдающих церебральным параличом
Первые годы функционирования школ для детей с церебральным параличом
показали, что учащиеся, страдающие этим заболеванием, встречаются с
серьезными трудностями при овладении программным материалом, причем эти
затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоровые
дети.
В основу восстановительной работы были положены следующие принципы:
1) соблюдение последовательного стадийного развития процессов
познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;
2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так при
воспитании фонематического слуха, кроме слухового, опирались на
речедвигательный, кинестетический и зрительный анализаторы;
3) использование в процессе занятий сохранной или уже восстановленной
функции;
4) словесный анализ предметов, явлений и действий.
Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы
(подготовительный класс, 1, 2 и 3).
Данная программа по коррекции нарушенных функций у детей с
церебральными параличами включает следующие разделы:
1) развитие зрительного восприятия формы и цвета;
2) коррекция пространственных представлений;
3) компенсация временных представлений;
4) воспитание фонематического слуха и анализа;
5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с
развитием устной речи.
В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды
коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при
прохождении данной темы.
В подготовительном классе учащихся следует научить дифференцировать
основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические
фигуры.., учитывая признак формы, цвета, величины.
В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы
многоугольников и различать тела по принципу объемности.
Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставлении по
признаку величины и объемности и занятия по построению различных
геометрических фигур.
В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью
линейки и угольника четырехугольник и углы различного типа.
При развитии пространственных представлений в подготовительном классе
обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного
тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в
окружающем пространстве.
Большое внимание уделяется развитию конструктивного праксиса и
тренировке памяти на пространственные представления.
В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктивного праксиса
и тренировки памяти на пространственные представления; кроме того,
уделяется внимание синтезированию целого из частей и устному описанию
различных планов и схем пути.
Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конструктивного
праксиса и конструированию.
В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути.
В тему «Временные представления» в подготовительном классе входит
уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их
признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только
круглый час).
В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферблате и
правильно соотносить общественные события с фактами своей биографии и жизни
родителей.
Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате время с
точностью до минут, секунд; дается представление о веке – столетии.
В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится
задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по
истории.
В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» программа
подготовительного класса построена таким образом, чтобы подготовить ребенка
к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу
предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа
начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд
упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух:
гласные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие.
В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и слогов, а также
обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное
оформление предложений в зависимости от их типа.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции
особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению
определить логические связи, пониманию фраз с переносным смыслом,
составлению рассказа.
В подготовительном классе уделяется внимание развитию навыков
обобщения, дифференцирования и расширению словаря, связанного с
пространственными и временными представлениями.
В 1-ом классе выполняются упражнения по определению логических связей
в прочитанном тексте, анализируется смысл пословиц и поговорок, подбираются
оценочные эпитеты к указанным предметам и явлениям и проводятся творческие
работы.
Во 2-ом классе идет обогащение словаря, связанного с эмоциональным
состоянием людей и явлениями природы. Новым видом работы является
знакомство с многозначностью слов: синонимы, омонимы, антонимы и знакомство
с образными выражениями, метафорами, а также различение жанров (проза и
стихи, сказка и рассказ).
В 3-ем классе проводится также много творческих работ (описание
виденного или слышанного, самостоятельное придумывание сказок, рассказов на
заданную тему).
Проведение коррекционной работы по этой программе позволяет
скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с
церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным
материалом.
Вывод
Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов,
возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений
мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических
нарушений.
Детские церебральные параличи возникают в результате:
1) инфекционных заболеваний матери во время беременности (краснуха,
цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.),
сердечно сосудистых и эндокринных нарушений у матери,
токсикозов беременности,
иммунологической несовместимости крови матери и плода,
перенесенных во время беременности психические и физические травмы,
асфиксии,
внутриутробной травмы;
2) менингита;
энцефалита;
менингоэнцефалита;
черепно-мозговых травм.
Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период
развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в
оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное
развитие.
В клинической картине детских церебральных параличей ведущими являются
двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами
определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами.
Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими
расстройствами, эпилептиформными припадками.
Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно
раньше начать лечение. Раннее лечение – один из залогов успеха в лечении
детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение
детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих
принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.
Этапность в лечении детских церебральных параличей означает лечение на
разных этапах: родильный дом – больница – санаторий для детей с
двигательными нарушениями – дома ребенка – детские сады –
специализированные школы и интернаты для детей с последствиями полиомиелита
и церебральными параличами.
Между этими учреждениями должна быть преемственная связь, что делает
лечение более адекватным и успешным. Комплексность лечения означает, что
должна проводиться различная восстановительно-коррекционная работа: лечение
движениями (лечебная физкультура), массаж, физиотерапевтические
воздействия, ортопедическое и медикаментозное лечение, медико-
педагогическая коррекция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000.
2. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей
с церебральным параличом. – Л., 1977.
4. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным
параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.
5. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. –
М., 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5