Рефераты. Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

методом исключения (игра «Четвертый лишний»).

/ этап – перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между

собой определенными свойствами.

// этап – исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений используется

игра — отгадывание. В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения

и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные

связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции

позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить

ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.

Программа коррекционной работы с подгтовительного по 3 класс специальных

школ для детей, страдающих церебральным параличом

Первые годы функционирования школ для детей с церебральным параличом

показали, что учащиеся, страдающие этим заболеванием, встречаются с

серьезными трудностями при овладении программным материалом, причем эти

затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоровые

дети.

В основу восстановительной работы были положены следующие принципы:

1) соблюдение последовательного стадийного развития процессов

познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;

2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так при

воспитании фонематического слуха, кроме слухового, опирались на

речедвигательный, кинестетический и зрительный анализаторы;

3) использование в процессе занятий сохранной или уже восстановленной

функции;

4) словесный анализ предметов, явлений и действий.

Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы

(подготовительный класс, 1, 2 и 3).

Данная программа по коррекции нарушенных функций у детей с

церебральными параличами включает следующие разделы:

1) развитие зрительного восприятия формы и цвета;

2) коррекция пространственных представлений;

3) компенсация временных представлений;

4) воспитание фонематического слуха и анализа;

5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с

развитием устной речи.

В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды

коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при

прохождении данной темы.

В подготовительном классе учащихся следует научить дифференцировать

основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические

фигуры.., учитывая признак формы, цвета, величины.

В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы

многоугольников и различать тела по принципу объемности.

Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставлении по

признаку величины и объемности и занятия по построению различных

геометрических фигур.

В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью

линейки и угольника четырехугольник и углы различного типа.

При развитии пространственных представлений в подготовительном классе

обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного

тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в

окружающем пространстве.

Большое внимание уделяется развитию конструктивного праксиса и

тренировке памяти на пространственные представления.

В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктивного праксиса

и тренировки памяти на пространственные представления; кроме того,

уделяется внимание синтезированию целого из частей и устному описанию

различных планов и схем пути.

Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конструктивного

праксиса и конструированию.

В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути.

В тему «Временные представления» в подготовительном классе входит

уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их

признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только

круглый час).

В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферблате и

правильно соотносить общественные события с фактами своей биографии и жизни

родителей.

Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате время с

точностью до минут, секунд; дается представление о веке – столетии.

В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится

задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по

истории.

В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» программа

подготовительного класса построена таким образом, чтобы подготовить ребенка

к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу

предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа

начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд

упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух:

гласные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие.

В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и слогов, а также

обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное

оформление предложений в зависимости от их типа.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции

особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению

определить логические связи, пониманию фраз с переносным смыслом,

составлению рассказа.

В подготовительном классе уделяется внимание развитию навыков

обобщения, дифференцирования и расширению словаря, связанного с

пространственными и временными представлениями.

В 1-ом классе выполняются упражнения по определению логических связей

в прочитанном тексте, анализируется смысл пословиц и поговорок, подбираются

оценочные эпитеты к указанным предметам и явлениям и проводятся творческие

работы.

Во 2-ом классе идет обогащение словаря, связанного с эмоциональным

состоянием людей и явлениями природы. Новым видом работы является

знакомство с многозначностью слов: синонимы, омонимы, антонимы и знакомство

с образными выражениями, метафорами, а также различение жанров (проза и

стихи, сказка и рассказ).

В 3-ем классе проводится также много творческих работ (описание

виденного или слышанного, самостоятельное придумывание сказок, рассказов на

заданную тему).

Проведение коррекционной работы по этой программе позволяет

скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с

церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным

материалом.

Вывод

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов,

возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений

мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических

нарушений.

Детские церебральные параличи возникают в результате:

1) инфекционных заболеваний матери во время беременности (краснуха,

цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.),

сердечно сосудистых и эндокринных нарушений у матери,

токсикозов беременности,

иммунологической несовместимости крови матери и плода,

перенесенных во время беременности психические и физические травмы,

асфиксии,

внутриутробной травмы;

2) менингита;

энцефалита;

менингоэнцефалита;

черепно-мозговых травм.

Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период

развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в

оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное

развитие.

В клинической картине детских церебральных параличей ведущими являются

двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами

определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами.

Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими

расстройствами, эпилептиформными припадками.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно

раньше начать лечение. Раннее лечение – один из залогов успеха в лечении

детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение

детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих

принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Этапность в лечении детских церебральных параличей означает лечение на

разных этапах: родильный дом – больница – санаторий для детей с

двигательными нарушениями – дома ребенка – детские сады –

специализированные школы и интернаты для детей с последствиями полиомиелита

и церебральными параличами.

Между этими учреждениями должна быть преемственная связь, что делает

лечение более адекватным и успешным. Комплексность лечения означает, что

должна проводиться различная восстановительно-коррекционная работа: лечение

движениями (лечебная физкультура), массаж, физиотерапевтические

воздействия, ортопедическое и медикаментозное лечение, медико-

педагогическая коррекция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000.

2. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.

3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей

с церебральным параличом. – Л., 1977.

4. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным

параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

5. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. –

М., 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.