Рефераты. Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

артикуляционного аппарата в мозг импульсации, является одним из основных

препятствий для создания речевых схем и следового двигательного образа

слов. Следовая двигательная реакция является одним из необходимых условий

для создания цепных реакций — «кинестетических мелодий», лежащих в основе

развития серийных движений при иннервации одним двигательным (речевым)

импульсом.

Псевдобульбарные параличи

М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская считают различного рода

дизартрические речевые расстройства самым важным симптомом

псевдобульбарного паралича. При слабости губных мышц ребенок плохо или

совсем не произносит звуки у, б, в, п, ф, при слабости язычных мышц — о, и,

д, ф, с, р, при парезе мягкого нёба — г, х, к. Не только парез, но и

спастич-ность артикуляционных мышц и аппарата фонации играет большую роль в

патологии речи. Самые разнообразные комбинации пареза черепномозговых

нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих акты артикуляции и

фонации, создают пеструю, во всех случаях своеобразную клинику

псевдобульбарного паралича. Те формы расстройства речи, которые обязаны

своим происхождением в большей степени экстрапирамидным нарушениям,

характеризуются обязательным наличием двух симптомов: расстройства речи

типа дизартрии в сопутствующих стриарных симптомов.

В течение процессов развития речи явления паралича мышц голосовых

связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим спазмом, который

наблюдается в жевательной мускула-туре. Тогда афония или гипофония в свою

очередь сменяются дисфонией, при которой тихая, часто шепотная речь

перемежается неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

Обращает на себя внимание, и то, что у преобладающего большинства

детей, судя по нашим наблюдениям, имеется амимия. Амимия может развиться в

результате тяжелого поражения надъя-дерных путей черепномозговых нервов.

Почти у всех детей, как самых маленьких, так и более старших, наряду с

псевдобульбарной симптоматикой наблюдаются различного типа гиперкинезы,

насильственный смех и плач, в 50% — мозжечковые расстройства.

Каждая клиническая форма псевдобульбарного паралича обладает

определенными характерными особенностями.

1. При паралитической форме симптомы псевдобульбарного паралича резко

выражены во всех своих проявлениях; афония, дисфония, дисфагия нередко

приводят к тому, что у ребенка нет даже отчетливого голосообразования, а

процесс еды, глотания для него чрезвычайно сложен. У этих детей никогда не

наблюдается выкрикивание слов обусловленного преходящим повышением тонуса

или гиперкинезами мускулатуры голосовых связок. Паралич наблюдается и в

собственно артикуляционной и лицевой мускулатуре, в связи с чем амимия у

них выражена более отчетливо, чем у детей других групп. Это состояние

мимико-артикуляционной мускулатуры аналогично тому, которое наблюдается в

скелетной, где явления паралича также преобладают над спастичностью.

Спастичность выявляется либо в определенных группах мышц при движении, либо

при определенном положении тела (вертикальном) — она развивается тогда в

аддукторах бедер, икроножных мышцах, иногда сгибателях или разгибателях

пальцев. Повышение тонуса возникает и в артикуляционной мускулатуре, но

незначительное. Сходную картину вялого паралича у взрослых можно связывать

с поражением варолиева моста. У этих больных восстановление речи происходит

с большим трудом — с трудом регрессирует именно псевдобульбарные симптомы и

с наибольшим трудом из них — паралич нёбной занавески и мышц языка. С таким

же трудом и лишь незначительно развивается координация между дыхательными и

артикуляционными движениями. Псевдобульбарная дизартрия наряду с афонией и

носовым оттенком голоса держится долго.

2. При экстрапирамидной форме паралитические расстройства

артикуляционной мускулатуры (нередко относительно легкие) осложняются

глубоким тоническим напряжением артикуляци-онных мышц. Язык собран в ком у

корня, малоподвижен, напряжены голосовые связки. Характер нарушения

деятельности артикуляционной мускулатуры однотипен с нарушением

деятельности скелетной мускулатуры. Спастичность распространяется и на

дыхательную мускулатуру, и на мускулатуру гортани, что обусловливает

своеобразие расстройства голосообразования у этих детей, характер дисфонии.

Первой задачей логопеда в этих случаях является обучение ребенка

расслаблению мышц артикуляционного аппарата, чем подавляется и гиперкинез,

обучение активным движениям мышц языка, губ, гортани, отработка

синхронности дыхания и голоса.

3. При мозжечковой форме наблюдаются различные варианты атаксических

расстройств, парезы спастического напряжения артикуляционной, жевательной и

дыхательной мускулатуры. Отмечаются замедление темпа, дискоординация всех

движений, включая и речевые. И здесь имеется прямой параллелизм между

характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной и дыхательной

мускулатуры.

Общим для всех форм псевдобульбарного паралича является усугубление

вегетативной и псевдобульбарной симптоматики при всех видах активного

движения и скелетной, и артикуляционной мускулатуры: нарастание

спастичности артикуляционных мышц, учащение и дизритмия пульса,

гипергидроз, иногда изменение окраски кожи лица, отчетливое усиление

гиперсаливации, учащение и нарушение ритма дыхания, усугубляющее

недостаточность слабо развитой речевой функции.

Все эти явления, наряду с нарастающей при движении мимико-

артикуляционных мышц спастичностью, затрудняют анализ поступающих речевых

сигналов, что препятствует возможности закрепления речевых условно-

рефлекторных связей.

Морфологически при псевдобульбарном параличе обнаруживается

замедленное развитие моторной зоны коры и пирамидного пути. Эта же причина

лежит в основе функциональной недостаточности тех корковых систем,

сосредоточенных в премоторной зоне, с которыми, как говорилось выше,

связана функция денервации речевых синергий и автоматизации определенных

групп речевых движений, что создает плавность речи, автоматизм речевых

процессов.

Недостаточность некоторых гностических функций у этих детей связана в

основном с патологией ядерного отдела двигательно-кинетического

анализатора, но усугубляется и слабой возбудимостью самих проприоцепторов.

Патология кинестезии лежит в основе симптоматики, указывающей на

недостаточность ретроцентральных зон у детей преимущественно со

спастическими и гиперкинетическими формами. У них наблюдается апраксия

языка, нарушение некоторых сложных форм кинестетического чувства языка и

пальцев. Этот момент, несомненно препятствует появлению и закреплению

условнорефлекторных речевых связей.

Наряду с этим у многих детей существуют оральные автоматизмы, которые

в силу легкости подавления возбуждения в речедвигательном анализаторе также

могут явиться препятствием к развитию речи по механизму подавления слабого

очага возбуждения (в коре) более сильным, локализующимся в стволе.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Система занятий сдетьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие пространственных представлений.

1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на

конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в

указанных направлениях.

2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.

3. Развитие конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности

ребенка.

5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по

памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ

по памяти о расположении предметов в пространстве. Тренировка следовых проб

конструктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь

фактуры при предварительном показе.

2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного

показа.

3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:

а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);

б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и

маленькие);

в) одинаковой величины и толщины, но разной формы. Развитие этой

способности формируется поэтапно:

/ этап – узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного

зрительного ознакомления с фигурой;

// этап – узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без

предварительного показа;

IIIэтап – узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного

ознакомления;

IV этап – узнавание плоских фигур на ощупь без показа;

V этап – узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по

фактуре после предварительного их осмотра;

VI этап – узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без

предварительного осмотра;

VII этап – различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине

на ощупь.

Развитие временных представлений.

1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках

и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.

2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.

3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.