Рефераты. Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

|МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |

|ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |

| |

| |

| |

| |

| |

|ЛОГОПЕДИЯ |

|(наименование специальности) |

| |

| |

| |

| |

|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ |

| |

| |

|НЕВРОПАТОЛОГИЯ |

|(название учебной дисциплины) |

| |

| |

| |

|ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ КАК ПРОБЛЕМА |

|НЕВРОПАТОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ |

|(тема контрольной работы) |

| |

| |

| |

|Выполнила: студентка V курса |

|Группы № 526 |

|Форма обучения – заочная |

|Труфанова Александра Владимировна |

|Проживающая по адресу: |

|г. Челябинск…. |

| |

|Проверил: Яковлев А. В. |

| |

| |

| |

| |

| |

|Челябинск 2001 |

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

Детские церебральные параличи. Причины развития детских церебральных

параличей 5

Синдромы двигательных нарушений. Формы детских церебральных параличей 5

Спастическая диплегия 7

Спастическая гемиплегия 8

Двойная гемиплегия 8

Атонически-астатическая форма 9

Гиперкинетическая форма 9

Синдромы речевых нарушений 9

Сенсорные нарушения 11

Синдромы нарушений высших корковых функций 11

Нарушения пространственных представлений 11

Нарушения формирования схемы тела, стереогнозиса 12

Эмоциональные нарушения 12

Нарушения интеллектуального развития 13

Речевые расстройства у детей с церебральным параличом 13

Псевдобульбарные параличи 15

Паралитическая форма 15

Экстрапирамидная форма 16

Мозжечковая форма 17

Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным

параличом 18

Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) 18

Программа коррекционной работы с подготовительного по 3 класс

специальных школ для детей, страдающих церебральным параличом 20

Вывод 24

Список литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Невропатология (от греческого neuron – нерв, pathos – болезнь, logos –

наука) – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

Предметом изучения невропатологии являются:

1) исследование причин заболевания (этиология);

2) механизмы развития болезней (патогенез);

3) исследование симптомов и синдромов поражения центральной и

периферической нервной системы (семиотика);

4) Изучение распространенности заболеваний;

5) Разработка методов диагностики, профилактики и лечения болезней.

Специальная педагогика занимается изучением особенностей

физиологического и психического развития детей с различными отклонениями,

их воспитанием, обучением и образованием.

Таким образом, предметом исследования данной контрольной работы

являются: изучение этиологии, патогенеза, семиотики детского церебрального

паралича, изучение методов диагностики, профилактики и лечения детского

церебрального паралича, а также методика воспитания, обучения и образования

детей с данной патологией.

В определении детского церебрального паралича, принятого

интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 г., отмечается,

что это страдание обуславливается заболеванием головного мозга, поражающим

те отделы, которые ведают движениями и положениями тела, и обращается

внимание на тот факт, что это заболевание приобретается на ранних этапах

развития головного мозга.

Таким образом, речь идет о диффузном поражении головного мозга на

ранних этапах его формирования, что может привести к сенсорным и речевым

нарушениям у ребенка, страдающего церебральным параличом. Кроме того,

наличие двигательных дефектов создает предпосылки для особенностей развития

познавательной деятельности детей, так как чувственное познание формируется

на основе анализаторной деятельности мозга.

Различные формы чувственного познания (ощущение, восприятие и

представление) являются основными ступенями в развитии чувственных знаний

человека об окружающей действительности. Здоровый ребенок познает

окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов, и уже на

3 – 4 месяце он тянется за предметом. Дети с церебральным параличом, у

которых имеются паретические явления в руках, обычно испытывают затруднения

при взятии предметов. А если к этому присоединяется порез ног, то это еще

больше суживает круг предметов, которые они могли бы держать в руках, резко

ограничивает их двигательную активность. Таким образом, развитие

познавательной деятельности задерживается.

Здоровый ребенок уже с 4 месяца старается схватить любой предмет и,

кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. Следовательно, у него

возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине,

толщине, весе, температуре и даже вкусе различных предметов. Страдающий

церебральным параличом получает ничтожную долю этой информации, и

соответственно у него задерживается развитие стереогноза, тактильной и

температурной чувствительности, а также в словаре не могут появиться слова

обозначающие эти понятия. Кроме того, в этот период нормально развивающийся

ребенок получает качественно новую информацию о пространстве и времени,

ощущает, на сколько труднее дойти до кухни, чем до дивана, до стола, и

какие сложности возникают при спуске по лестнице. Одновременно он начинает

познавать направление и ориентироваться среди предметов. Больной ребенок

лишен этих впечатлений.

Еще И. М. Сетченов отметил, что ходьба является важнейшим фактором в

формировании восприятия пространства и времени, а, следовательно, здоровый

ребенок в процессе передвижения начинает улавливать разницу между

количеством времени, затрачиваемым на переход из одного помещения в другое

(переход из комнаты в комнату, прогулка в парк). Гораздо более монотонно

течет время у ребенка, прикованного болезнью к кровати. Недостаток

информации во многом определяет незрелость его аналитико-синтетических

связей и недоразвитие пассивного и активного словаря.

ДЕТСКИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПАРАЛИЧИ. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ

ПАРАЛИЧЕЙ

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов,

возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений

мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических

нарушений.

Причины развития детских церебральных параличей. К первой группе

причин относят инфекционные заболевания матери во время беременности

(краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно сосудистые и

эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую

несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности

психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй

группе причин относят церебральные параличи вследствие менингита,

энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.