Рефераты. Прогнозирование с учетом фактора старения информации

проверку пригодности моделей (прогнозных, например) можно свести к

статистической проверке гипотез.

1.2.Методологические концепции системно-информационного анализа в

микроэкономике.

Предмет исследования микроэкономики - поведение экономической единицы,

старающейся удовлетворить свои потребности, внешне выступающей в форме

спроса, путем потребления экономических благ. Спрос является движущей силой

экономической деятельности, и это обусловливает необходимость детального

анализа потребительской стоимости (полезности) благ в микроэкономике.

Предавая исключительно важное значение полезности товаров (услуг и пр.) в

микроэкономическом анализе возникает потребность введения расширенной

градации экономических благ. В связи с этим различают долговременные блага

и предметы краткосрочного пользования, взаимозаменяемые и взаимозаменяющие

товары, прямые и косвенные и др. Поэтому особое значение в

микроэкономическом анализе придается фактору времени. Так, например, для

косвенного учета фактора времени А. Маршаллом было введено понятие “период”

как характеристика скорости приспособления предложения к изменившемуся

спросу. Введение понятия “период” позволило дополнить сопоставление

различных равновесных состояний рынка анализом перехода от одного состояния

к другому. Следует заметить, что особое внимание в микроэкономическом

анализе уделяется коротким периодам. Это обстоятельство обусловливает

необходимость разработки методологии постановки и решения динамических

задач микроэкономического анализа, учета фактора старения экономической

информации, неопределенности исходных данных и др. При изучении

взаимоотношений экономических агентов друг с другом на микроуровне в

основном используется методология определения равновесия. Состояние

экономического равновесия характеризуется отсутствием тенденции к изменению

достигнутого баланса интересов. Однако, учитывая факт времени, необходимо

рассматривать и неравновесное состояние, описываемое динамическими моделями

экономики.

В микроэкономическом анализе используется дедуктивный метод (от теории

к фактам, от общего к частному) и индукция (от частного к общему, от фактов

к теории). Дедукция и индукция - взаимодополняющие методы исследования.

Сформулированные дедуктивным методом гипотезы позволяют целенаправленно

собрать и систематизировать эмпирические данные (наблюдения).

В свою очередь, наблюдение за динамикой микроэкономических показателей

и их обобщение является предпосылкой для формулирования весьма

содержательных гипотез. Так, например, гипотеза рационального поведения

экономической единицы как норма экономического поведения ее в обществе

(индивидуум стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей при

данном бюджете, фирма максимизирует прибыль и др.) в реальной жизни не

всегда реализуется. Случаи нерационального поведения из рассмотрения нельзя

исключать. Поэтому микроэкономические показатели и процессы следует

рассматривать в общем случае как случайные величины и случайные процессы,

требующие их статистической интерпретации. Теоретико-вероятностные и

информационно-статистические принципы обобщения таких фактов затруднены

ограниченным объемом быстро стареющей исходной информации.

Быстропротекающий и бесконечный процесс изменения, взаимовлияния и

борьбы цен составляет сердцевину рыночного механизма. Движущей силой

экономической деятельности является спрос, отражающий поведение массового

потребителя на изменение цены товара. Величина спроса определяется

количеством товара, которое массовый потребитель добровольно покупает в

течении некого периода, ценой данного товара и рядом других факторов. Для

микроэкономического анализа, прогнозирования и выработки управленческих

решений принципиальное значение имеет выявление закономерности спроса на

товар от его цены.

В условиях гибкого рынка цена товара, спрос на него меняется не только

в течении месяца, но и в течении недели и даже дня. Поэтому выявление и

постоянное уточнение основной закономерности, описывающей зависимость

количества единиц товара, приобретаемое в течении некоторого периода, от

его цены должно базироваться на системном подходе.

Из всех методологических концепций системотехническая наиболее близка

к разноплановой проблеме анализа и прогнозирования рыночного спроса в

современных условиях.

Системный подход объединяет естественнонаучный метод, основанный на

формальном выводе и количественной оценке, опирающийся на ограниченный

объем исходной информации, с умозрительном методом позволяющем видеть

проблему, описать на формализованном языке, установить критерии сравнения

альтернатив, ввести рациональную идеализацию проблемы (упростить ее до

допустимого предела), найти способ разделения целого на части, не теряющие

свойства целого (осуществить декомпозицию), и найти способ объединения

частей в целое без потери их свойств (осуществить композицию) и в итоге

найти решение проблемы.

Основные принципы системного подхода к проблеме микроэкономического

анализа и прогнозирования рыночного спроса представлены в табл. 2

(приложение В).

Неопределенность информации, с которой приходится сталкиваться при

анализе рыночного спроса, имеет разную природу и значимость. В этой области

можно выделить следующие:

1. неопределенность, вызванную недостатком информации и ее достоверности в

силу социальных, технических и других причин;

2. неопределенность, порожденную слишком высокой (недоступной) платой за

определенность;

3. неопределенность, вызванную поведением среды (покупателей, конкурентов и

др.).

В формальном отношении при микроэкономическом анализе рыночного

спроса, особенно при постановке управленческих задач и выборе методов их

решения, можно выделить следующие условия:

1. определенные условия (вся исходная информация при таких условиях

считается точно известной, известны конкретные количественные сведения и

данные);

2. вероятностно-определенные условия (исходная информация определенна в

вероятностном смысле, помимо однозначных исходных данных имеются

случайные величины с точно известными вероятностными характеристиками);

3. условия неопределенности (исходная информация содержит величины, для

которых неточно известно или совсем не известно вероятностное описание).

Последнее условие является наиболее типичным при проведении

микроэкономического экспресс-анализа.

Наличие ряда ситуаций, обладающих той или иной степенью

неопределенности, требуют для своего описания привлечения математического

аппарата, который бы априори включал в себя вероятность появления

неопределенности и ее мер.

Вводимое в рассмотрение понятие меры неопределенности должно

удовлетворять вполне очевидным требованиям.

Мера неопределенности должна быть функционалом и не зависеть от

конкретных значений случайной величины, непрерывной относительно

аргументов, равной нулю при отсутствии всякой неопределенности, аддитивной,

а так же иметь максимум, отражающий наибольшую неопределенность.

Чаще всего в качестве меры неопределенности случайного объекта

исследования с конечным множеством состояний А1,А2,...,Аn с

соответствующими вероятностями p1,p2,…,pn используется энтропия Шеннона

[pic] (1.1)

Энтропия Шеннона является мерой неопределённости конечной схемы и

обладает, как нетрудно заметить, рядом свойств, удовлетворяющим весьма

общим приведённым выше требованиям.

Непрерывные случайные объекты не допускают введения конечной

абсолютной меры неопределённости. В качестве относительной меры

неопределённости количественной меры используется дифференциальная

энтропия:

[pic] (1.2)

где f(x) – плотность распределения случайной величины х.

Можно указать и на некоторые другие меры неопределённости,

удовлетворяющие общим требованиям:

[pic] (1.3)

[pic] (1.4)

[pic] (1.5)

[pic] (1.6)

[pic] (1.7)

[pic] (1.8)

Мера неопределённости второго рода (1.3) обладает тем свойством,

отличным от остальных мер, что её максимум достигается на так называемых

оценках Фишборна:

[pic] [pic] (1.9)

для простого отношения порядка предпочтения

[pic],

что весьма важно для решения задач микроэкономического анализа,

опирающегося на факты качественного, а не количественного содержания.

Вполне очевидно, что использование такой меры неопределенности

допускает обобщение оценок Фишборна на более сложные отношения

предпочтения, возникающие при анализе экономической ситуации.

Таким образом, для преодоления трудностей, возникающих в

микроэкономическом анализе, обусловленных наличием фактора

неопределенности, должна быть сформирована концепция информационно-

статистического подхода к построению математических моделей и разработаны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.