Министерство образования и науки Украины
Запорожский государственный университет
Кафедра экономической кибернетики
КУРСОВАЯ РОБОТА
на тему
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ
ФАКТОРА СТАРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Студентки группы 5120-1 III-го курса
факультета экономического
Малеевой Светланы Викторовны
/Ф.И.О./
Научный руководитель доцент кафедры
экономической кибернетики
Максишко Наталья Константиновна
/Ф.И.О., учёная степень и звание/
Регистрационный номер_________
Дата_________
Подпись_________
2003
Реферат
Курсова робота: 28 страниц, 3 таблицы, 3 приложения, __ источников.
Объект исследования – методы прогнозирования
Цель работы – определить влияние старения информации на точность
прогноза микроэкономической среды на примере рыночного механизма
спроса – предложения.
Метод исследования – описательный, сравнительный.
В условиях нормальной рыночной экономики автоматически происходит
сопряжение личностных интересов отдельных товаропроизводителей и первичных
хозяйственных систем (предприятий, объединений и организаций) с интересами
общества. Это достигается с помощью рыночного механизма спроса –
предложения и сопутствующей ему конкуренции. Опыт проведения прогнозных
исследований в различных областях общественной жизни, науки и техники
позволил выявить ряд методов, которые могут эффективно применяться для
прогнозирования развития рыночного спроса. Однако, как и любая информация,
данные на спрос на тот или иной товар устаревают и требуют обновления. В
данной курсовой работе рассматриваются вопросы о методах прогнозирования с
учетом фактора старения информации.
ПРОГНОЗ, ФАКТОР ВРЕМЕНИ, ПРОЦЕСС КУМУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИИ, ЭНТРОПИЯ
ШЕННОНА,КВАНТ ИНФОРМАЦИИ, МОДЕЛИ ГОМПЕРЦА И ГОМПЕРЦА-МАКЕГАМА.
содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 4
1. Методологические вопросы применения информационно-статистических
методов в микроэкономическом анализе
1.1.Методологические принципы выбора средств и
методов микроэкономического анализа………………………………5
1.2.Методологические концепции системно-информационного
анализа в микроэкономике…………………………………………..…7
2. Прогнозирование микроэкономических показателей и процессов
2.1 Направления и методы прогнозных исследований в
микроэкономике и учёт фактора старения
предпрогнозной информации………………………………………... 13
2.2 Статистические закономерности старения прогнозной
информации…………………………………………………………....17
2.3 Вероятностные модели механизма старения информации…………19
2.4 Определение глубины предпрогнозной ретроспекции с
учетом старения информации……………………………………..… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………….. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 27
Приложение А……………………………………………………………. 28
Приложение В……………………………………………………………. 29
Приложение С……………………………………………………………. 30
ВВЕДЕНИЕ
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях
объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их достижения.
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием, а научная
дисциплина о закономерностях разработки прогнозов – прогностикой.
прогноза микроэкономической среды на примере рыночного механизма спроса –
предложения.
Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные
механизмы, которые в экономической науке называются прогнозирование,
макроэкономическое планирование и экономическое программирование.
Построение прогноза на будущее очень трудоемкая и кропотливая работа,
которая требует много времени сил и энергии. Одна из основных предпосылок
самого прогноза – это сбор информации. Но так как время не стоит на месте и
практически каждую минуту появляется новая информация в прогнозе просто
необходимо учитывать фактор старения информации.
В данной курсовой работе показаны статистические закономерности и
вероятностные модели старения прогнозной информации.
Основные сферы прогнозирования – гидрометеорология, геология,
медицина, география, экология, наука и техника, экономика и социология и
др.
Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и
предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или,
что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то
другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и эффект
многих решений, принимаемых сегодня, на протяжении определённого времени не
ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность
процесса принятия решения.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ.
1.1. Методологические принципы выбора средств и методов микроэкономического
анализа
Под методологическими основами микроэкономики понимают критерии,
которыми руководствуются при проведении научных работ, на основе которых
производится оценка исследований и которые оказывают непосредственное
влияние на выбор средств и методов проведения микроэкономического анализа.
Активизация исследований в области методологии экономических исследований
вызвана многими причинами, в частности повышением требований к
достоверности и оперативности результатов микроэкономического анализа,
неудовлетворенностью традиционными способами сбора и обработки
экономической информации и др. То обстоятельство, что перспективы,
связанные с использованием современной вычислительной техники в
микроэкономическом анализе, оправдались не полностью, можно объяснить
слабой разработанностью методологии решения задач микроэкономического
экспресс-анализа. Без преувеличения можно сказать, что методологические
проблемы в известном смысле сегодня в этой области являются ключевыми. Для
уяснения этих проблем необходимо дать общие представления о задачах и
моделях, применение которых в микроэкономическом экспресс-анализе
представляется целесообразным.
В микроэкономическом анализе любой вопрос, интуитивно воспринимаемый
как имеющий смысл, уже можно считать научной задачей. Например, будут ли
потребители покупать большее количество продукта тогда, когда цена на него
снизится, а не когда повысится. Это так называемое широкое толкование
задачи. При среднем толковании задачи вопрос формулируется в терминах
макроэкономики, на основании которой можно сделать вывод, что он имеет
смысл в данной теории. Такие постановки вопроса относятся к предмодельному
уровню исследований и хотя они играют положительную роль (предмодельный
уровень рассуждений в микроэкономике неизбежен), однако доля построений
предмодельного уровня исследований микроэкономических проблем не должна
быть слишком большой.
Для того, чтобы дать постановку задачи в информационно-содержательном
аспекте необходимо указать, что задано экспериментально (результаты
наблюдения), что предполагается и допускается, в том числе исходя из
теоретических предпосылок, что требуется узнать, как можно найти решение,
как его оценить и какова связь данной задачи с другими. Характерные
элементы такой постановки (этапы и стадии) представлены в таблице 1
(приложение А).
Специфические черты моделей в микроэкономическом анализе очевидно
должны определяться не только специфическими чертами объекта, но и
спецификой задач, для решения которых необходимо построить модель. Принцип
целевой спецификации моделей особенно важно учитывать в микроэкономических
исследованиях.
Модели являются целенаправленными конструкциями и могут в связи с этим
различаться по форме. Для одной и той же цели микроэкономического анализа
могут строиться различные модели, использующие различный аналитический
аппарат. Встает вопрос, какую из возможных моделей в этом случае
предпочесть, как сравнивать их между собой? Вопрос о проверке пригодности
моделей - очень тонкий теоретический вопрос. С общетеоретических позиций
модели должны отражать только существенные связи, необходимые для решения
задачи микроэкономического анализа, быть наглядными, иметь хорошо
просматриваемую структуру, давать новую информацию об исследуемом процессе
и влиять на способ сбора данных. В связи с этим в качестве показателей
пригодности математических моделей микроэкономики представляется
целесообразным использовать показатели адекватности, устойчивости, точности
и эффективности. В некоторых случаях микроэкономического экспресс-анализа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6