Рефераты. Управление государственным долгом

Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.

В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.

На 300 млн.долларов в период январь-март уменьшилась задолженность по еврооблигационным займам - на 1 апреля 2006 года она равнялась 31,2 млрд. долларам.

2.3.4. Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

МВФ сегодня координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF).

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.

Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму 1 млрд. долларов сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму 6 млрд. долларов сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере 1,54 млрд. долларов сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - 1,5 млрд. долларов (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере 9,2 млрд. долларов (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.  С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолжности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России.

Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов. Вступление России  в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему.

Выделяет ряд положительных факторов участия России в МВФ. Одним из существенных можно считать  облегчение проблемы реструктуризации внешней задолжности. Благодаря подписанию соглашения о реструктуризации задолжности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов  удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредито- и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.

Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов.

На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.

31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долларов процентных платежей

2.3.5. Коммерческие кредиторы

Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов, в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов. Проблема затрагивает интересы порядка трех тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

12 апреля 2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 января 2005 год составила коммерческая 2,2 млрд. доллара. Коммерческая задолженность России в 1-м квартале 2006 г находится в размере 1,1 млрд. долларов.  

2.3.6. Всемирный Банк

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей 250 млрд. долларов.

 Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. Количество голосов во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, США имеют примерно 18% голосов, а восемь крупнейших индустриальных стран («Большая восьмерка») в целом - 42%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка 9,8 млрд. долларов на реструктуризацию угольной отрасли. Из них 5,4 млрд. долларов было направлено в бюджет и исчезло.

Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку:

на 1 октября 2001 г. – 7,0 млрд. долларов;

на 1 января 2002 г. – 7,2 млрд. долларов;

на 1 января 2003 г. – 7,0 млрд. долларов;

на 1 января 2004 г. – 6,9 млрд. долларов;

на 1 января 2005 г. – 5,7 млрд. долларов.

на 1 января 2006 г. – 5,1 млрд. долларов.

2.4. Государственный внешний долг РФ на 2006 год


Таблица 2. Государственный внешний долг РФ на 2006 год.


1января

2005 г.

1января
2006 г.

1апреля
2006 г.

1август

2006 г.

1октября

2006 г.

1января

2007 г.

Всего

214,5

258,5

274,7

265,4

276,6

287,9

Органы государственного управления

97,4

71,4

69,7

69,6

69,7

90,6

Федеральные органы управления

97,4

71,4

68,5

68,5

68,6

87,4

Новый российский долг

39,6

35,6

34,5

34,4

34,1

36,2

Кредиты международных финансовых организаций

6,2

5,6

5,2

5,6

5,4

5,6

МБРР

5,7

5,1

5,1

5,0

4,7

4,7

Прочие

0,4

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

Прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов)

4,2

3,0

3,0

1,6

1,2

1,2

Ценные бумаги в иностранной валюте

28,9

26,7

25,8

25,3

25,5

25,5

Еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

7,3

4,9

3,8

3,6

3,4

3,4

Еврооблигации, выпущенные при 2-ой реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18,6

19,0

18,4

18,6

19,0

18,7

Прочая задолженность

0,2

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

Долг бывшего СССР

56,1

34,5

34,0

34,0

34,0

34,0

Кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

43,3

22,2

24,4

13,6

1,9

0,0

Задолженность перед бывшими социалистическими странами

2,7

2,1

2,0

2,0

1,8

1,4

Прочая задолженность

8,2

8,2

7,9

7,9

7,9

7,9

Субъекты Российской Федерации

1,6


1,2

1,5

1,5

1,3

1,3

Кредиты

1,1

0,9

1,0

1,0

0,9

0,8

Ценные бумаги в иностранной валюте

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Ценные бумаги в российских рублях

0,5


0,3

0,5

0,5

0,4

0,4

Органы денежно-кредитного регулирования[3]

8,2

11,0

16,5

16,8

16,5

16,8

Кредиты

7,5

10,2

15,6

15,8

15,6

16,2

МВФ

3,6

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Прочие

3,9

10,2

15,6

15,8

15,6

16,2

Наличная национальная валюта и депозиты

0,7

0,8

0,9

0,7

0,8

0,8

Банки (без участия в капитале)[4]

32,5

50,2

57,4

56,3

57,6

57,6

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Кредиты

19,8

34,5

39,9

40,1

39,8

43,5

Текущие счета и депозиты

9,7

12,4

12,4

12,7

12,4

12,4

Долговые ценные бумаги

1,8

1,8

2,0

1,7

1,8

1,8

Прочая задолженность

1,1

1,2

1,4

1,5

1,3

1,3

Нефинансовые предприятия (без участия в капитале)

76,4

126,0

131,1

136,2

119,6

105,8

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами[5]

10,9

13,4

15,2

15,6

15,2

15,2

Кредиты

58,4

98,7

101,2

106,4

99,3

110,4

Долговые ценные бумаги

5,8

12,3

12,6

12,8

12,8

10,6

Прочая задолженность

0,1

0,3

0,3

0,4

0,3

0,3

Задолженность по финансовому лизингу

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3

1,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.