Рефераты. Тепловая энергетика Украины

- потребность в более эффективном менеджменте отечественных объектов тепловой генерации для повышения конкурентоспособности и приближения параметров работы украинских ТЭС, по крайней мере, к сред­неевропейскому уровню. Как показывает мировая экономическая практи­ка, преимущественно именно частный собственник (и в энергетической сфере) обеспечивает реализацию наиболее эффективных организационно-управленческих моделей хозяйствования;

- потребность в масштабных капиталовложениях в целях модерниза­ции, технической реконструкции, введения новых мощностей, внедрения новых энерго- и экологоэффективных технологий в сфере тепловой энер­гетики. Так, согласно ориентирам Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, в развитие отечественной тепловой генерации на 2006—2010 гг. необходимо инвестировать 16,7 млрд. грн. [10], а, по мнению междуна­родных экспертов, лишь замена и обновление мощностей украинских ТЭСв ближайшие годы потребуют около 2,5 млрд. дол. (свыше 100 млн. дол. на 1 энергоблок).

Особенно важна реализация масштабного привлечения инвестиций в модернизацию и развитие производственных мощностей украинской теп­ловой генерации. В макроэкономической плоскости привлечение надеж­ного источника таких инвестиций будет способствовать укреплению кон­курентной позиции Украины на мировых рынках, ведь инвестиции в тра­диционную и высокотехнологическую инфраструктуру являются третьим в перечне десяти "Золотых правил конкурентоспособности", рекомендован­ных странам швейцарским Институтом развития менеджмента (IMD) — ведущей международной институцией по исследованию проблем нацио­нальной конкурентоспособности [11].

Привлечение негосударственного источника капиталовложений в оте­чественную тепловую генерацию имеет непосредственное значение также

и в разрезе отраслевого ценообразования. Ведь, в соответствии с Правила­ми ОРЭ Украины, в оптовую цену электроэнергии, кроме стоимости ее за­купки у всех производителей — участников рынка и других составляющих, включается так называемая целевая надбавка, которая идет на финансиро­вание инвестиционных проектов в энергетике (в том числе по модерниза­ции и реконструкции), а также развитие альтернативных источников энер­гии и т. д. В частности, в 2005 г. в структуре оптовой цены на электроэнер­гию в Украине (электроэнергия закуплена у генерирующих компаний ТЭС) ее стоимость составила 42%, а целевая надбавка — почти 9% [12].  Фактически за счет этой инвестиционной составляющей искусственно завышается оп­товая рыночная цена на электроэнергию - таким образом, государство час­тично покрывает нехватку капитальных денежных средств для развития оте­чественной электроэнергетики в целом и повышает прибыльность работы теплоэлектростанций в частности (по отчетным данным Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины, в 2005 г. рентабельность генерирующих компаний ТЭС с учетом целевой надбавки составила 11,9%, тогда как без нее - лишь 7,1%). Еще один осложняющий момент связан с отсутствием результативных и всесторонне обоснованных методик для определения уровня и эффективности применения "инвести­ционной" надбавки к цене электроэнергии, что является источником, ини­циирующим постоянные и достаточно значительные риски нецелевого ис­пользования такой составляющей. И поэтому в данном контексте важен такой вывод: в будущем приватизированные объекты генерации не будут нуждаться в целевой надбавке, что, при прочих равных условиях, позволит отказаться от вынужденного завышения цены на электроэнергию на ОРЭ.

Кроме того, приток частного капитала в теплоэнергетику позволит в определенной степени облегчить нагрузку на государственный бюджет (за счет прекращения или же существенного уменьшения субсидирования этой отрасли). На сегодняшний день государство вынуждено субсидировать энер-гогенерирующие компании, поскольку самостоятельно они финансово не­способны обеспечивать необходимые капиталовложения, потребность в которых динамически возрастает под действием уже указанных факторов. В последние годы правительство субсидирует энергетические предприятия, выделяя из бюджета денежные средства для частичной компенсации про­центной ставки по привлеченным кредитам на финансирование главным образом капитальных инвестиций. Так, финансирование по статье "Удешев­ление кредитов на строительство энергоблоков атомных, гидроаккумули-рующих и других электростанций; магистральных, горных и сельских ли­ний электропередачи, а также на создание запасов твердого топлива для теп­лоэлектростанций" из государственного бюджета Украины в 2005 г. соста­вило 506 млн. грн., в 2006 г. — 652 млн., а на 2007 г. должно составить, соот­ветственно, 352 млн. грн. Понятно, что дальнейшее пребывание тепловой генерации в государственной собственности будет означать сохранение практики ее бюджетного субсидирования.

В силу этого становится вполне очевидно, что поэтапная частичная приватизация тепловой генерации — это инструмент, применив который, можно избежать структурной деформации отечественной энергетики вслед­ствие сокращения доли ТЭС в связи с их критической физической деграда-

цией. Ведь подобное сокращение вполне вероятно (общеизвестна ценовая неконкурентоспособность ТЭС по сравнению с атомными и гидравличе­скими станциями) и в конечном итоге может привести к таким отрицатель­ным последствиям, как потеря основных фондов, запаса маневровых и ре­гулирующих мощностей, профессиональных ресурсов отрасли.

Для Украины, энергетическая и экономическая политика которой до сих пор не обеспечила необходимый эффект для усиления энергетической составляющей национальной конкурентоспособности, крайне важно разум­но (с учетом внутренней специфики) адаптировать положительный ино­странный опыт, в частности в сфере демонополизации энергосектора.

2.4.         Энергогенерирующие мощности России.


Государство в ближайшее время должно дать участникам рынка четкие сигналы об основных направлениях государственной энергетической политики. В такой сфере, как энергетика, всем сторонам, заинтересованным в новой генерации, для принятия решений необходимо видеть достаточно отдаленную перспективу.

Поэтому сейчас разрабатываются следующие документы: Инвестиционная программа РАО ЕЭС до 2010-2015 гг., Генеральная схема размещения объектов и программа развития электроэнергетики до 2020 г. и Целевое видение развития энергетики России до 2030 г. Главное, что должно быть в этих документах - обоснованный прогноз потребления электроэнергии с учетом энергосбережения (включая анализ потребления на региональных уровнях), прогноз обеспечения электроэнергетики топливными ресурсами и аргументированная политика ценообразования на эти ресурсы и на электроэнергию.

Наблюдающийся сейчас рост спроса на электроэнергию не должен привести к росту электроемкости ВВП, поэтому нужны срочные меры по повышению энергоэффективности экономики - введение программ управления спросом и нормативов потребления газа и электроэнергии по льготным тарифам для интенсификации энергосбережения у потребителей, а также активное внедрение энергосберегающих технологий.

Стартовым импульсом для развития новой генерации должно стать проведение ценовой политики, отражающей потребительские свойства газа и стоимость производства электроэнергии. Наиболее важным должно стать повышение цен на электроэнергию до уровня, покрывающего инвестиции электроэнергетических компаний. Повышение цен на газ также давно назрело, при этом важно, чтобы оно шло опережающими темпами по сравнению с ценами на уголь. Само повышение цен на газ должно идти заранее оговоренными темпами. Для этого нужен четкий, утвержденный Правительством график повышения цен на несколько лет, чтобы потребители могли заранее подготовиться к более высоким ценам за счет проведения энергосберегающих мероприятий. Целевой уровень повышения цен - это достижение равновесия между ценами внутреннего рынка и мировыми ценами за вычетом транспортных и прочих затрат.

Это должно обеспечить нормализацию соотношения цен на различные виды топлива и развитие межтопливной конкуренции. Для этого потребуется ускоренный запуск внутренних конкурентных рынков газа и электроэнергии - увеличение доли энергоресурсов, цены на которые не регулируются государством, путем развития биржевой торговли и заключения долгосрочных договоров.

Сегодня в условиях нарастающих региональных дефицитов электроэнергии главная задача - максимальное приближение сроков ввода всех генерирующих мощностей (особенно при расширении существующих станций). Потребуется опережающий ввод новых более эффективных мощностей на действующих электростанциях с последующим или отложенным на несколько лет демонтажем действующего оборудования.

Для определения путей развития новой генерации отправной точкой является прогноз топливного баланса электростанций с учетом ограничений по газу. Очевидно, что в перспективе доля газа в тепловой генерации должна снижаться, важно определить скорость этого снижения. Ситуация, сложившаяся с газообеспечением теплоэнергетики, диктует необходимость ускоренного развития угольной генерации, что включает:

·                     ограничение использования газа угольными станциями;

·                     отказ от перевода угольных станций на газ и строительства газовых блоков на угольных станциях (как это предполагалось сделать на Серовской ГРЭС в Свердловской области);

·                     отказ от строительства газовых КЭС в угольных регионах (например, в Кемеровской области);

·                     дозагрузка действующих угольных станций, по которым нет сетевых ограничений по переброске этих мощностей в энергодефицитные районы (Черепецкая, Рязанская, Каширская ГРЭС);

·                     перевод обратно на уголь тех КЭС, которые изначально были запроектированы на уголь, а сейчас используют газ;

·                     дополнительное развитие угольных ТЭС до предельно допустимой по возможностям существующих площадок мощности и начало разработки проектов новых площадок угольных станций, замещающих проекты новых крупных газовых станций на Урале и в ОЭС Центра

Для снятия угрозы дефицита в предстоящие годы придется увеличить использование мазута на газомазутных ТЭС, а также осуществлять импорт электроэнергии с атомных станций Украины, хотя бы в летний период, для экономии газа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.