|
|
150 |
6 |
Всего |
104 |
С началом развития атомной энергетики инвестиции в теплоэнергетику уменьшились практически до нуля. Последняя ТЭС была введена в эксплуатацию в 1969 г. и с тех пор существенных государственных капиталовложений в теплоэнергетику не осуществлялось. Все последние крупные проекты реконструкции теплоэлектростанций осуществлялись при финансовой поддержке международных организаций. К 2000 г., когда была выведена из эксплуатации Чернобыльская АЭС, нужно было изыскать средства для замещения выбывающих мощностей. Замещение было осуществлено путем реконструкции существующих и строительства новых ТЭС.
1.5.Тепловые сети
В Украине развито централизованное теплоснабжение ряда крупных городов. На балансе энергетических систем Минэнерго 2.8 тыс. км тепловых сетей. Это, в основном, сети, соединяющие теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали с городскими теплосетями. Городские тепловые сети принадлежат местным органам управления.
Вероятно, дальнейшее развитие централизованного теплоснабжения будет прекращено в силу больших потерь тепла при транспортировке. В условиях практически полной зависимости энергетики от импортного газа рациональным является переход к небольшим местным котельным, несмотря на их отрицательное влияние, на экологическую ситуацию в городах.
Выводы по 1 разделу
Энергосистема и ключевые отрасли экономики Украины зависят от импорта дорожающего российского и среднеазиатского газа и других энергоносителей. Власти хотят сократить потребление зарубежного топлива в пользу более эффективного использования добываемого на территории страны угля.
Украина планирует масштабную реконструкцию электростанций, построенных еще во времена Советского Союза, ввод в эксплуатацию новых мощностей с внедрением новых технологий.
На первом этапе в 2007-2010 годах – энергетики планируют плановые капитальные ремонты оборудования станций; в 2011-2016 годах проводить поузловую реконструкцию с целью продления сроков эксплуатации энергоблоков, повышения мощности блоков на 10-15 мегаватт.
На третьем этапе, в 2017-2030 годах, планируется строительство новых энергоблоков и вывод из эксплуатации старых.
Правительство создало Энергетическую компанию в 2004 году с целью объединения в этой структуре всех находящихся в госсобственности энергоактивов страны.
Государство владеет пакетами акций в 21 областной энергораспределяющей компании, а также в его руках находятся контрольные пакеты акций в пяти энергогенерирующих компаниях, ряд тепловых электростанций и другие активы (всего более сорока компаний).
Основу тепловой энергетики Украины составляют 11 электростанций с 79 энергоблоками мощностью от 150 до 800 мегаватт, работающими на органическом топливе. Большая часть этих блоков была введена в эксплуатацию в 1960-70 годах, и все они требуют модернизации и постепенной замены. Общая мощность энергоблоков ТЭС составляет 23.090 мегаватт, что составляет 44,4% от всех установленных мощностей на украинских электростанциях.
Благодаря принятым правительством и коллегией Минуглепрома мерам, в угольной отрасли наметились положительные тенденции. В частности, благодаря этим мерам до конца 2007 года будут отгружены на тепловые электростанции Украины запланированные в прогнозном балансе 19,5 млн тонн энергетического угля (за 10 месяцев 2007 года отгружено 14,5 млн тонн энергетического угля). Сегодня отставание от плановых показателей составляет 1,5%.
По словам Министра, запасы угля в Украине оцениваются в пределах 117 млрд тонн, из которых энергетический составляет 70 млрд тонн. Сегодня ежесуточно в Украине в среднем добывается 121,6 тыс. тонн угля, для сравнения - в октябре его добывали 114 тонн, в сентябре - на 7,2 тыс. тонн на сутки меньше, чем в октябре.
С. Тулуб сообщил, что стоимость товарной угольной продукции в октябре 2007 г. составила 758,8 млн грн, что на 135,2 млн грн больше этого показателя за сентябрь. В этом году будет добыто угля на 15% больше, чем в прошлом году. Среди факторов, влияющих на рост показателей, - с начала 2007 года проведено 227 км вскрышных и подготовительных горных выработок, что на 14,6 км больше, чем за соответствующий период прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года 78 шахт (почти 60%) увеличили объемы проведения горных выработок. Активизация этих работ и улучшение финансирования обеспечили введение с начала года в работу 112 новых лав, что на 23 очистительных забоя больше, чем в 2006 году. С 14-ти до 6-ти сократилось количество шахт, не имевших ни одной лавы. До конца года предусматривается ввести 32 новые лавы. Благодаря чему будут созданы новые рабочие места.
2. Алгоритм реструктуризационных изменений рынка тепловой энергии Украины.
2.1. Разные формы собственности генерирующих мощностей.
Стоит обратить внимание на те значительные структурные изменения, связанные с формированием конкурентных энергорынков, которые имели место в странах Центрально-Восточной и Южной Европы, получивших полноправное или ассоциированное членство в Евросоюзе в 2004 и 2007 гг. Реформы в энергетическом секторе постсоциалистических стран осуществлялись в контексте реализации мероприятий по обеспечению его функционирования в соответствии с общеевропейскими требованиями в этой сфере, в частности, изложенными в Директивах ЕС по внутреннему рынку электроэнергии (96/92/ЕС), а также новых Директивах ЕС по электроэнергии (54/2003/ЕС) и газу (54/2003/ЕС). Эти и другие нормативно-регуляторные акты предусматривают для стран — членов ЕС поэтапный переход от монополизированных национальных рынков электроэнергии и газа к либерализирован-ным и полностью открытым (с июля 2007 г.), что позволит говорить о единых энергетических рынках ЕС, соответственно, электроэнергии и газа.
Опыт реструктуризационных реформ электроэнергетического сектора стран ЦВЕ (в основном они реализованы на протяжении 90-х годов XX в.) доказывает, что большинство из них шли по пути дезинтеграции электроэнергетических холдингов и приватизации (поэтапной и достаточно продолжительной) генерирующих и дистрибуционных компаний. В частности, во время присоединения к ЕС в Чехии были частично приватизированы 8 энергоснабжающих компаний и главная генерирующая компания "CEZ" (доля государственной собственности в ее активах сократилась до 68%). В Венгрии на тот период ведущая генерирующая компания "MVM" на 99% находилась под государственным контролем (сегодня в ее собственности — атомные электростанции), а в частную собственность (преимущественно немецким и французским компаниям) перешли 6 региональных энергоснабжающих компаний, а также 6 из 8 наиболее крупных ТЭС [5].
В Польше в ходе евроинтеграционных реформ по либерализации энергетических рынков в частную собственность было передано 4 из 10 государственных энергогенерирующих компаний (ныне приватизируются еще 4); 9 из 21 государственного объекта когенерации (еще 6 находятся в процессе разгосударствления); 2 из 11 укрупненных дистрибуционных энергетических компаний [6].
Масштабная приватизация сегодня развернута в электроэнергетике Румынии. В этом году правительство планирует передать негосударственным инвесторам те из 8 региональных энергоснабжающих компаний, которые до сих пор не приватизированы (4 из них были куплены энергетическими концернами Италии, Германии и Чехии в 2004-2005 гг.) [7].
Мировой опыт убедительно доказывает, что разделение энергетических монополий по видам деятельности и их взвешенное, поэтапное разгосударствление (исключительно в сферах, где они целесообразны) - это предпосылка создания энергорынков, ориентированных на конкуренцию. Сфера тепловой генерации - не исключение, во многих экономически развитых странах она эффективно функционирует благодаря масштабному привлечению частного капитала (наиболее экономически мотивированного, инвестиционно способного и ориентированного на укрепление собственных рыночных позиций).
Так, в Великобритании после масштабной либерализации рынка генерирующих мощностей в 90-х годах XX в. абсолютно все теплогенерирующие компании находятся в частной собственности. Поскольку рыночная доля каждой из них не превышает 7-10% (национальная Служба по регулированию электроэнергетики целенаправленно противодействует процессам монополистической концентрации на этом рынке), то это ограждает данный сегмент энергорынка даже от проявлений олигополизации (достаточно характерной модели для многих других стран), не говоря уже о монополизации. Более того, эта страна успешно приватизировала важные объекты атомной генерации, которая во всем мире объективно считается сферой исключительно государственной собственности. В октябре 2006 г. британское правительство объявило о своем окончательном решении в отношении приватизации в последующие годы остальной части активов в сфере ядерной энергетики, прежде всего компании "British Nuclear Group" (покупателям будут предлагаться многолетние контракты на управление ядерными объектами и выполнение работ на них, в частности по дезактивации и др.), вследствие чего государственной останется только научно-исследовательская компания по ядерным исследованиям.
Давние традиции пребывания энергогенерации в частной собственности имеют США — частные компании, специализирующиеся на генерации электроэнергии (независимые производители), там активно начали создаваться еще в конце 70-х годов XX в. Этот процесс дал значительный воспроизводственный эффект для американской экономики, поскольку с помощью таких структур вводились в эксплуатацию новые энергогенериру-ющие мощности, и уже до конца 90-х годов доля частных производителей электроэнергии в общей установленной мощности генерации возросла до
30%. Сегодня в США 34% суммарной выработки электроэнергии приходится на некоммунальные (исключительно частные) энергокомпании; а среди тех, которые находятся в коммунальной собственности (это частные, кооперативные, муниципальные, государственные субъекты электроэнергетики с большим спектром услуг), частные компании владеют 75% установленной мощности энергогенерации.
Значительная часть энергогенерирующих активов, в первую очередь ТЭС, принадлежит негосударственным собственникам и во многих других индустриальных, а также в странах с переходной экономикой, которые имеют или активно формируют энергорынки, ориентированные на конкуренцию. Сегодня можно аргументированно утверждать, что по этому пути будет идти и Украина, поскольку существует ряд основательных, вполне объективных причин, обусловливающих необходимость поэтапной приватизации отечественной тепловой энергетики на основе дифференцированного подхода.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.