Рефераты. Рентабельность и пути её повышения
Rп=Прп/Зрп.
Где Прп – прибыль от реализации до
выплаты процентов и налогов, а Зрп - сумма затрат по реализованной продукции.
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в
деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования
имущества, находящегося в его собственности. На основе этого
показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете
принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль,
которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия.
Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости
собственного капитала.
Rск = ЧП/СК.
Где ЧП - чистая прибыль, а СК - собственный капитал.
Рентабельность операционной деятельности рассчитывается в целом
по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты
процентов и налогов к общей сумме затрат по операционной деятельности.
Rод=Под/Зод.
Где Под – прибыль от операционной деятельности до выплаты
процентов и налогов, а Зод – общей сумма затрат по операционной деятельность.
Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной
деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы
предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но
и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением
прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов
на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и
коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Rоб=Прп/Врп
Где
Прп – прибыль от реализации продукции, а Врп – полученная выручка.
Величина
показателя рентабельности продаж широко варьируется в зависимости от сферы
деятельности предприятия. Объясняется это различиями в скорости оборота
средств, связанными с различиями в размерах используемого капитала,
необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования, величине
складских запасов. Длительный оборот капитала делает необходимым получение
большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый
оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли в
расчете на объем выручки.
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется
отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и
налогов к среднегодовой стоимости операционного капитала, задействованного в
операционном процессе.
Rок=Под/ОК.
Где Под – прибыль от операционной деятельности до выплаты налогов
и процентов, а ОК – операционный капитал.
Рентабельность совокупных активов определяется отношением общей
суммы прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов к
среднегодовой сумме совокупного капитала, вложенного в активы предприятия.
ВЕР= ЕВIТ/КL.
Где ЕВIТ - прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и
налогов, а КL - совокупный
капитал, вложенный в активы предприятия.
Рентабельность
активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами
предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается
как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки
эффективности бизнеса в целом.
Rск = ЧП/СК.
Где
СК - собственный капитал.
В
процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей
рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-конкурентами.
Показатели
рентабельности отражают конечную эффективность работы. Финансовые показатели
предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение
других, например:
•
привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного
капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:
•
повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных
активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;
•
привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного
кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной
устойчивости.
В целом,
как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую
степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость
3.2
Прогнозирование финансового состояния ООО «СМП-509»
Разработка
прогнозных моделей финансового состояния СМП -509 необходима для выработки
генеральной финансовой стратегии по обеспечению финансовыми ресурсами, оценки
возможностей в перспективе.
Она должна
строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей, внутренних и
внешних факторов и охватывать вопросы оптимизации основных и оборотных средств,
собственного и заемного капитала, распределения прибыли, инвестиционная и
ценовая политика. Основное влияние уделяется выявлению и мобилизации внутренних
резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости
работ и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли,
эффективному использованию капитала на всех стадиях его кругооборота.
Значение
прогнозного анализа финансового состояния в том, что он позволит
заблаговременно оценить финансовую ситуацию, ее соответствие стратегии развития
СМП-509.
В основе
построения прогнозной модели финансового состояния СМП-509 лежит прогноз объёма
продаж и требуемого объема ресурсов.
Обычно выделяют
четыре метода прогнозирования финансового состояния: экстраполяризация, метод
сроков оборачиваемости, метод бюджетирования, метод предварительных
(прогнозных) балансов.
Большую роль в
обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика
которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших
экономических показателей: «издержки – объем производства (реализации) –
прибыль» - и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих
показателей. Этот метод называют анализом безубыточности. В основу этой методики
положено деление затрат в зависимости от изменения объема деятельности, в нашем
случае от изменения объема выполняемых СМР, на переменные и постоянные.
Использование
данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты - объем
продаж - прибыль»:
- более точно
исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и
на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и
прогнозирования финансовых результатов;
- определить
критический уровень объема продаж, постоянных затрат;
- установить зону
безопасности (зону безубыточности);
- исчислить
необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать
наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся
производственной мощности, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии
выполнения строительно-монтажных работ и другие с целью минимизации затрат и
увеличения прибыли.
Маржинальная
прибыль (маржа покрытия, сумма покрытия) – это выручка минус переменные издержки. Она включает
в себя постоянные затраты и прибыль. Рассмотрим состав и структуру
произведенных затрат в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Показатель
2005г
2006г
тыс. руб
%
тыс.руб
%
Материальные
затраты
6072
27
23843
20,5
Затраты на оплату
труда
6498
29
12233
10,5
Отчисления на
социальные нужды
2041
9
3046
2,6
Амортизация
111
1
129
0,1
Прочие затраты
7629
34
77046
66,3
Итого по элементам
затрат
22351
100
116297
100