Из таблицы 2.7 видно, что после введения в обучение НИТ оценки более половины студентов изменились в положительную сторону
Обрабатываем результаты таблицы 2.7.
1. Исключаем случаи равенства и определяем объем новой выборки, состоящей из пар различающихся результатом: n=18-3=15.
2. Определяем количество чаще встречающихся знаков: k max = 12 «+».
3. В таблице 4 [] находим для n=15 пограничное значение критерия знаков на 95%-ном уровне достоверности: k табл =12.
k max (12) = k табл (12), следовательно, мы делаем вывод, что
различия в результатах не случайны, а вызваны применением в процессе обучения компьютерных программ, и, следовательно, применение этих программ в дальнейшем также даст положительные результаты.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине к общему числу учащихся в классе. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»). Можно спорить о совершенстве тех или иных показателей в диагностике обучения, но обучение без оценок, как показывает опыт, невозможно. Необходима разработка более объективной системы оценивания, а она возможна, прежде всего, при наличии определенной методики, обеспечивающей сравнимость результатов в системе педагогического мониторинга. Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся, на наш взгляд, является показатель СОК (степень обученности класса) формула (3) В.П. Смирнова:
СОК = п5 100% + п4 64% + п3 36% + п2 16%, (3)
N
где п5 – количество полученных при исследовании пятерок;
п4 – количество четверок;
п3 – количество троек;
п2 – количество двоек;
N – общее количество учащихся.
Использовав данную формулу при проведении исследования влияния компьютерных программ на качество обученности, мы получили такие результаты:
для группы 1: СОК = 3*100% + 6*64% + 8*36% + 1*16% ;
18
для группы 2: СОК = 4*100% + 10*64% + 4*36%
Из расчетов видно, что показатели экспериментальной группы лучше. Результаты расчета сведены в таблицу и представлены в графической части.
Статистическая обработка результатов
1) Констатирующий эксперимент.
Для обработки результатов (оценок), полученных после проведения семестровой работы в контрольной и экспериментальной группах Т-381, воспользуемся методом вторичной статистической обработки. В таблице 2.4 представлено сравнение оценок.
Проведем ранжирование оценок:
Т-381 (1997): 2, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5.
Т-381 (2006): 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5.
Для группы Т-381 (1997): медиана – 3,5, мода – 3.
Для группы Т-381 (2006): медиана – 4, мода – 4.
W – размах значений оценок;
Для группы Т-381 (1997): W═5-2═3 (без применения компьютера);
Для группы Т-381 (2006): W═5-3═2 (с применением компьютера), то есть размах значений оценок уменьшился на 1, это значит, что качество обученности в среднем по группе повысилось.
Sср – средний балл по семестровой работе;
Sср (группа 1) = 3,61, тогда как Sср (группа 2) =4
Sср (группа 1) < Sср (группа 2) на 9,75 % (разница допускается до 10%) следовательно для подтверждения гипотезы проведем формирующий эксперимент.
2) Формирующий эксперимент.
Вторичные методы статистических расчетов более сложные, но выявляют скрытые статистические закономерности эксперимента.
Для упрощения расчетов первую и вторую выборки оценок разобьем на девять подгрупп, так как количество учащихся в группах равное (по 18 человек), в каждой подгруппе по два человека. Сведем данные в таблицы.
В таблице 2.8 определены меры центральной тенденции и вариативности для группы 1, а в таблице 2.9– для группы 2.
Таблица 2.8- Меры центральной тенденции и вариативности для группы 1
Номер пары
Среднее значение оценки в паре
Отклонение от медианы
Квадрат отклонения
1
2,5
2
3
0,5
0,25
4
5
3,5
0
6
-0,5
7
8
4,5
-1
9
-1,5
2,25
Суммарное квадратное отклонение: У ═ 5,5
Значение медианы: 3,5
Таблица 2.9 - Меры центральной тенденции и вариативности для группы 2
Суммарное квадратное отклонение: У ═ 4
Значение медианы: 4
Определим дисперсию (среднее квадратичное отклонение) по формуле 4:
SІ ═ У / n , (4)
где n – количество подгрупп (пар);
У - суммарное квадратное отклонение.
Для группы 1: SІ ═ 5,5/ 9 ═ 0,61;
для группы 2: SІ ═ 4/ 9 ═ 0,44.
Для сравнения двух выборочных средних величин, принадлежащих двум совокупностям данных и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически друг от друга достоверно, используют критерий Стьюдента (t) (формула 5):
t ═ ( x1 x2 ) / √mІ1 + mІ2, (5)
где x1, x2 – среднее значение по одной и другой выборкам;
m1, m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух выборок от соответствующих их средних величин: m ═ SІ / n , тогда
для группы 1: m1 ═ 0,61/ 9 ═ 0,068;
для группы 2: m2 ═ 0,44/ 9 ═ 0,049, тогда
t ═ ( 3,61- 4 ) / √0.0046 + 0.0024 ═ 4,65.
По таблице 11 [] для заданного числа степеней свободы: n1+n2-2=9+9-2=16, и избранной вероятности допустимой ошибки 0,05 находим t табл.
Вывод: так как t =4,65>t табл. ═2,12, то педагогические условия статисти- чески значимо повышают качество обученности, что и требовалось доказать.
2.3 Безопасная работа с компьютером
Успешному проведению исследовательской работы во многом способствовало соблюдение руководством техникума стандартов при планировании кабинетов с вычислительной техникой. Таким образом, работа в учебных аудиториях является безопасной и располагающей к повышению качества обученности.
Рассмотрим основные требования безопасности, предъявляемые при работе с компьютером. Очень важно правильно организовать рабочее место. Компьютер лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами должны располагаться так, чтобы естественный свет падал с боку, преимущественно слева. Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами: жалюзи, занавеси, внешние козырьки. Занавеси лучше сделать из однотонной плотной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в 2 раза больше ширины окна. Внутренняя отделка помещений оказывает большое влияние на условия освещения. За счет отраженной составляющей освещение в отдельных зонах помещения может быть увеличено до 20%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10